Автобусы-бомбы ездят по нашим дорогам
Места пожаров всегда омерзительно воняют. Специфический запах надолго въедается в волосы, в одежду, кажется, в сами легкие. А если стоишь перед огромной, обугленной стальной коробкой автобуса ЛАЗ, из заднего окна которой свисает обгоревшее тело человека (как спал, головой привалясь к стеклу, так и остался), и понимаешь, что внутри еще несколько таких тел – это страшно. Очень страшно.
Наверное, уже все украинские СМИ сообщили о трагедии в Донецкой области: 12 февраля на автотрассе между населенными пунктами Брусин и Райгородок сгорел пассажирский автобус ЛАЗ, совершавший рейс Краматорск-Кременное. В огне живьем сгорели 7 человек, еще 21, включая ребенка, получили ожоги. Всего в салоне, по данным прокуратуры, находились 33 (по данным МЧС – 30) человек. Уже на следующий день после трагедии пресс-служба Министерства транспорта и связи Украины заявила, что причиной возгорания пассажирского автобуса ЛАЗ-699 стал взрыв и возгорание газовых баллонов газового оборудования системы питания. Взрыв произошел в багажных отсеках автобуса, где находились восемь баллонов сжатого природного газа.
Я видел эти баллоны. Целая батарея, в нише, куда обычно пассажиры кладут сумки и прочие габаритные вещи. Пострадавшие уверяют, что запах газа чувствовался в салоне все время. И даже дилетанту в газобаллонном оборудовании нетрудно задаться вопросом: это кто же позволил такое техническое решение? И сколько лет ничего не подозревавшие люди ездили на этой пороховой бочке?! Автобусы междугородных перевозок дважды в год проходят техосмотр. Повылазило, что ли, инспекторам и проверяющим?
По свидетельству очевидцев, после хлопка в нижней части автобуса, в салоне моментально разлилось пламя. Люди ринулись к дверям, пытались бить окна… Задняя часть оказалась наглухо закрытой, поэтому там и погибло большинство пассажиров. А окна… Видели надпись на автобусных стеклах «При аварии выдернуть шнур, выдавить стекло»? Видели. А сами шнуры? То-то же. Как сказал мне приватно один из водителей: «У нас каждый второй дурак. Выдернет от нечего делать шнур, и стекла как не бывало». А что, логично.
Разумеется, теперь будут созданы комиссии, станут искать виновных. Но уверяю вас: в лучшем случае, крайним сделают водителя автобуса. Основанием для этого могут послужить события 6-летней давности всё в том же Краматорске.
Весной 2003 года в городе произошли два страшных события, вызванных взрывами газобаллонного оборудования в автомастерских. 30 марта взорвался кислородный баллон в мастерской, специализирующейся на переделке авто под газовое питание. Мастерская была размещена в подвальной части… продуктового магазина. Здание было полностью разрушено. Тела двоих автослесарей буквально порвало на фрагменты.
А 15 мая взрыв баллона в подсобном помещении автосервиса сразу унес жизни троих человек, еще один пострадавший скончался в травматологии во время операции, двое в тяжелом состоянии попали в больницу (одному оторвало ногу, второй получил сильные ожоги головы и туловища). И спустя короткий промежуток времени, власти Краматорска были вынуждены эвакуировать жителей сразу нескольких многоэтажек, во дворе которых дал течь газовый баллон у припаркованного посреди двора автобуса.
Итог всех этих жутких ЧП: хозяина первой мастерской искали долго и мучительно. И безрезультатно. Несмотря на то, что после взрыва и полного разрушения мастерской, эта же самая «точка» возобновила свою работу буквально в 20 метрах от былого места, во дворе частного дома. А по второму эпизоду выяснилось, что официальной хозяйкой мастерской выступает дамочка преклонных лет. И хотя все знали, что на самом деле всеми делами заведовал ее сын, судили все же его матушку, и по всей строгости закона. Дали пару лет, условно. Мастерская продолжает работать.
Но главное даже не это. В дни, когда не только Краматорск, но и вся Донецкая область с ужасом разглядывала в газетах фотографии с места взрыва баллонов, тогдашний начальник службы государственной пожарной охраны города Сергей Деменок созвал пресс-конфренцию, на которой заявил: похоже, что в городе работает одна или несколько фирм, которые занимаются несанкционированной заправкой газовых баллонов.
Причем делают это или откровенно по-дилетантски, или же в погоне за прибылью допускают в работе преступные ошибки. В частности, не исключено, что кислородные баллоны заполняются другими газами – метаном или пропан-бутаном. При соединении этих газов с неизбежными остатками кислорода в баллонах образуется гремучая смесь, которая при определенных обстоятельствах (температурный режим, процентное соотношение газов, неисправность резака или клапанной арматуры) в конце концов приводит к взрыву. А еще Сергей Деменок заявил, существует реальная опасность того, что в Краматорске имеется неизвестное количество баллонов -"бомб", которые могут рвануть в любой момент и где угодно.
В городе объявили сбор у населения подозрительных баллонов. И собрали, много. Но случаев, когда в пожарную часть прибыл бы водитель автобуса и попросил: «Снимите-ка у меня эту дрянь!» – не было. Ни одного.
Трагедии 2003 года в Краматорске высветили, но не решили огромную проблему: переоборудование транспорта под газ в полуподпольных мастерских несет смертельную опасность. Но вот вопрос: а сколько же таких «точек» и мастерских работали и продолжают работать по всей стране?!
Пишу эти строки и поневоле вспоминаю свои ежеутренние поездки в маршрутке на работу. Сколько уж действует запрет на перевозку пассажиров сверх установленного количества – знают все. И каждое утро – как сельди в бочке. Случись что – выберутся, увы, не все.
Далеко не все…
Виталий Выголов, ИнфоПорн
Tweet