Где кончается алкоголизм. Фоторепортаж и комментарий нарколога

Фоторепортаж из наркологического диспансера города Балашов Саратовской области. Увидев эти кадры, несколько человек бросили пить, но мы печатаем их не для того, чтобы напугать читателей. Мы просто хотим констатировать: так пить нельзя… «Многие из тех людей, которые синими лежат под забором, когда-то тоже начинали с одной бутылочки.» 

По данным Минздравсоцразвития, на каждого россиянина, включая грудничков, ежегодно приходится по 18 литров выпитого чистого спирта. На днях обеспокоенный этими цифрами Дмитрий Медведев даже провел специальное совещание, посвященное борьбе с пьянством. Президент сообщил, что принимавшиеся до сих пор меры «не помогли ни в чем абсолютно», и, назвав алкоголизм «национальным бедствием», фактически дал старт очередной антиалкогольной кампании.

Однако пока чиновники обсуждают, продолжать ли продавать в ларьках пиво и с какого возраста гражданин имеет право разжиться бутылкой, хмельная действительность остается прежней: большинство граждан России пьет, меньшинство пытается его спасти. Линия фронта на этой войне больше похожа на паутину, опутавшую наши дворы, квартиры, вокзалы и дороги. Есть и «горячие точки», в которых жизнь от смерти отделяют лишь несколько промилле.

Это вытрезвители и наркологические диспансеры. Именно здесь пытаются усмирить чудовищ, рожденных сном одурманенного алкоголем разума. И это у врачей обычно получается. Вот только, как правило, ненадолго: связать можно каждого, а «завязать» способны лишь единицы.

Нетрезвые водители

самые «благополучные» посетители наркологического диспансера

Нетрезвые водители — самые «благополучные» посетители наркологического диспансера.

Когда «белочка»

Этого пациента в начальной стадии острого алкогольного психоза (белой горячки) притащили в диспансер жена и мать. Чтобы привести его в чувство, врачам потребовалось 12 часов. Когда «белочка» отпустила, он согласился на дальнейшее лечение в стационаре.

медвытрезвитель

В отличие от наркодиспансера, медвытрезвитель — «специализированное учреждение милиции, выполняющее функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства». Законы, регулирующие его деятельность, не менялись уже почти тридцать лет. Коридор балашовского наркодиспансера выполняет роль городского вытрезвителя, поскольку «профильное» заведение было закрыто еще семь лет назад.

Дежурный доктор

Дежурный доктор пытается успокоить пьяную пару. Патрульно-постовая служба привозит сюда по 5–6 человек в будни и вдвое больше — в выходные.

Дежурный доктор

Сергею 35 лет, многие из которых он отдал службе в правоохранительных органах. Но после второй командировки в Чечню его уволили за утерю табельного оружия (как выяснилось впоследствии, ствол украл сослуживец), и он запил. Фотография Сергея сделана за час до приступа белой горячки.

Травпункт

Первую помощь пациентам наркодиспансера нередко приходится оказывать в травмпункте районной больницы. Наибольший наплыв пациентов приходится на зимние месяцы, приносящие с собой вал переломов и обморожений.

Санитарка убирает белье

Санитарка убирает белье за «горячечными» пациентами. Больных с острым психозом приходится привязывать к кровати специальными полотенцами, чтобы они не изувечили себя или соседей по палате. Средняя зарплата санитарок вместе с надбавками составляет чуть больше двух тысяч рублей.

Санитары

Санитары вынуждены время от времени проверять привязанных пациентов, поскольку некоторым из них, несмотря на галлюцинации и полное отсутствие контроля над собой, удается освободиться. Освободиться от алкоголизма получается значительно реже.

Дмитрий Великовский, фотографии: Татьяна Плотникова, Русский репортер

Все, кто лежит под забором, когда-то начинали с одной бутылки пива

Те, кто страдает пивным алкоголизмом, обычно не считают, что у них есть проблема. Ведь пиво сегодня пьют все, и даже известных спортсменов можно увидеть на экранах с бокалом в руке. Но зависимость от этого напитка все же формируется. Так сколько же можно выпить, чтобы не спиться? Нас консультирует врач-психиатр высшей категории, нарколог Андрей Мухоморов.

– Почему в обществе существует такой стереотип, что пиво – это не алкоголь?

– Этот стереотип изначально поддерживается неправильной государственной политикой, и он устраивает тех, кто употребляет алкоголь в избыточном количестве. Так у них есть прекрасная отговорка. На самом деле для хронического алкоголизма совершенно неважно, какой напиток употреблять – слабоалкогольный или среднеалкогольный. Ведь даже если стакан водки развести на литр воды, все равно количество алкоголя будет базовым – тот же стакан водки. А госполитика носит лживый характер, так как идет на поводу у производителей. И, поскольку ну никак нельзя утверждать, что водка не является безалкогольной, то остановились на пиве и даже назвали его пищевым продуктом. И получается такая ситуация: в магазине висит надпись, что алкоголь продается только совершеннолетним, а пиво можно продавать даже младенцам.

– Как Вы считаете, почему подростки начинают пить так рано?

Сегодня подросток с бутылкой пива в руке – это практически норма

– Да, сегодня подросток с бутылкой пива в руке – это практически норма. А что делать, если закрываются художественные и танцевальные кружки, спортивные секции, где можно научиться чему-то полезному. Я не могу назвать в Киеве ни одного места, куда бы можно было бесплатно отвести ребенка и знать, что сейчас он занят, а не гуляет в подворотне. Поэтому высокому уровню подросткового алкоголизма в Украине удивляться нечего. Да, государству на это надо тратить деньги, но нужно же понимать, что это – наше будущее. А высокопоставленные чиновники не думают о будущем, они живут одним днем: украл – сбежал. Хотя их же дети первыми попадают в группу риска, так как финансовые возможности у них намного выше, чем у сверстников.

– Что же может помочь сейчас?

– Тяжело разрабатывать какие-либо планы, когда поезд почти ушел. Нет, это не значит, что нужно установить сухой закон (кстати, ни один сухой закон нигде не выжил). Нужно направлять затраты государства на повышение культуры и образования. А что мы наблюдаем? Появление рекламных щитов по всему городу с изображением офицеров с рюмкой коньяка в руке, что, по видимому, символизирует офицерскую доблесть и честь. И от примитивно-агитационной информации вроде плакатов с надписью «Алкоголь-зло» ничего не изменится.

Намного эффективнее распространять информацию и подробно объяснять, как формируется зависимость и как алкоголь влияет на органы. Личная образованность и развитие может стать хорошим сдерживающим фактором. И именно государство должно заботиться о наличии этих сдерживающих факторов. Вспомним СССР: да никому бы в голову не пришло среди бела дня пройтись по городу с бутылкой пива, так как человек знал, что может попасть в участок. Конечно, и пиво было другое, с меньшим содержанием спирта (крепость пива в зависимости от сорта колебалась от 1,5% до 6%. – «СЕЙЧАС»). И его нужно было еще иметь, где купить – оно не продавалось, как сейчас, на каждом шагу.

– Раньше Украина занимала 40-е место в мире по уровню детского алкоголизма, а теперь мы одни из первых…

– При составлении статистики подсчитываются только выявленные и поставленные на учет случаи. А если говорить о нашей убогой системе здравоохранения, то профилактика заболеваний на сегодняшний день отсутствуют полностью. Реальное соотношение явных и скрытных пивных алкоголиков среди подростков примерно 1:15. И система здравоохранения, и тем более системы психиатрической и наркологический службы работают по принципу плохих пожарных – выезжают только тогда, когда дом уже горит. А надо бы заранее проверять наличие огнетушителей и пожарных щитов.

– Правда ли, что пиво – это прямая дорога к сильным алкогольным напиткам?

– Также как и легкие наркотики – это дорога к тяжелым. Но не надо впадать в крайности и утверждать, что каждый, кто пьет пиво, потенциальный алкоголик. Но человек, который увлекается пивом, рано или поздно перейдет на крепкие напитки, или же будет потреблять пиво в таких количествах, что это окажет такое же влияние, как и водка. Ведь любое вещество, которое воздействует извне и быстро меняет ваше состояние на позитив, может стать причиной зависимости – все равно, какой: алкогольной, наркотической, игровой, сексуальной. И, чем меньше стоит этот фактор (а пиво сейчас доступно всем), тем он страшнее. Есть много случаев исключительно пивного алкоголизма, который опаснее, так как человек сам не признает себя алкоголиком: подумаешь, всего-то пару бутылочек пива.

– А существует ли безопасная норма потребления пива и алкоголя вообще?

– Да, есть такая норма ВОЗ. Это жесткая норма потребления, которая на 100% гарантирует здоровому человеку без функциональных нарушений выделительной, обменной и мозговой системы, что у него не разовьется зависимость от спиртного. Все, что выше этого – это риски. Итак, стандартная единица алкоголя – 1 юнит, который равен 40 мл сорокаградусного алкоголя, то есть 150 мл сухого белого вина или 1 бутылке (0,33 мл) светлого пива.

В месяц без угрозы для организма мужчина может выпить 14 бутылок пива, женщина – 9

В месяц без угрозы для организма мужчина может выпить 14 юнитов, женщина – 9. Но за один заход – не более 5 юнитов (200 г сорокаградусного алкоголя). Хотя, если вы введете в поисковик фразу «норма потребления алкоголя», вы найдете все, что угодно, кроме этих данных. Вам расскажут, что бокал вина не столько вреден, сколько полезен, что красное вино укрепляет сосуды, что пиво чистит почки…

– У нас явно пьют больше. Особенно по пятницам, когда надо отметить конец рабочей недели.

– Не только у нас. Японцы еще 10 лет назад описали синдром пятничного пьянства. Топ-менеджеры снимают номер в отеле, напиваются вдрызг, в субботу похмеляются и отлеживаются, воскресение проводят с семьей, а в понедельник включаются в работу.

Но за это время все равно накапливаются личные проблемы. И человеку придется или отказаться от комфортного поведения, или, наоборот, повысить количество выпитого, чтобы перекрыть эти проблемы. И потом у человека появятся эпизоды, когда в понедельник он не сможет выйти на работу. Сначала он объяснит начальнику, что приболел, но дальше этапы большого алкогольного пути все равно будут пройдены. Из топ-менеджмента он перейдет в средний, так как перестанет справляться со своими обязанностями. А затем и сменит место работы, так как на старом были несколько неприятных эпизодов.

– Знаете, какой основной аргумент выдвигают ярые любители пива? Практически каждый из них лично знает кого-то, кто регулярно выпивает несколько бутылок в день, и все у него хорошо, и здоровье отменное. А другой не пьет, не курит, спортом занимается, а уже инсультник.

– Конечно, народ приведет массу таких примеров. Действительно, если люди с уникальным обменом веществ, у которых переносимость алкоголя носит фантастический характер. Но таких мало, и исключения лишь подтверждают правило. Кто-то может спиться на 20-й год питья, а кто-то – уже через 2-3 года.

– Как пример часто приводят музыкантов «Rolling Stones». Всем известны их проблемы с наркотиками и алкоголем, а все равно на седьмом десятке ведут очень активный образ жизни, в турне ездят…

– А кто может дать достоверную информацию о том, что именно, как часто и сколько они принимали на самом деле? И как бы они выглядели, если бы ничего не принимали? А сколько они тратили на то, чтобы, принимая наркотики, восстанавливать себя на медицинском уровне?

Но если читателям нужны реальные примеры, пусть просто посмотрят вокруг. Многие из тех людей, которые синими лежат под забором, когда-то тоже начинали с одной бутылочки.

Газета «СЕЙЧАС»

You may also like...