Третья мировая начнётся с ошибки компьютера

Так мрачновато шутит офицер управления «К» одной из российских спецслужб, отвечающий за кибербезопасность. Под киберколпаком: война разведок в виртуальном пространстве.

Третья мировая начнётся с ошибки компьютера. Так мрачновато шутит офицер управления «К» одной из российских спецслужб, отвечающий за кибербезопасность.

Мой новый знакомый Виктор форму надевает лишь раз в год – 27 декабря – на профессиональный праздник. Выпускник знаменитой «бауманки», он часто побеждал на крупных международных соревнованиях по программированию. Сослуживцы называют его «компьютерным богом».

К нашему брату, гуманитарию, он относится с грубоватой снисходительностью. Например, обозревателя «АН» окрестил «неандертальцем с ноутбуком». И всё за то, что использую компьютер в основном как пишущую машинку. В его же руках это грозное оружие. Куда страшнее легендарного маузера Дзержинского.

Пентагон паникует

– Салют диверсанту XXI века! – на подколку отвечаю подколкой. – Это не ты в американском Иллинойсе полгорода без воды оставил? Местные газеты пишут, что русские хакеры вывели из строя компьютерную программу, управляющую насосами крупнейшей водокачки.

– Если в кране нет воды, значит, виноваты русские хакеры, – усмехается Виктор. – У нас дела важнее. Слышал, как Пентагон напугали?

Он протянул газетную вырезку. В глаза бросилось: «Пентагон отныне классифицирует кибер­атаки со стороны иностранных государств как акт агрессии и преду­сматривает возможность применения в ответ военной силы», сообщает американская газета Wall Street Journal. Теперь США считают себя вправе отвечать реальными военными ударами на возможные атаки в киберпространстве. Об этом говорится в новом докладе, который Пентагон подготовил для американского Конгресса. Эксперты назвали этот 12-страничный документ «наиболее чётким заявлением Вашингтона о политике в области кибербезопасности» .

«Хакеры получили доступ к очень чувствительной информации», – цитирует газета замминистра обороны США Уильяма Линна. Представители Пентагона заявили о том, что атака была организована иностранным государством. Каким?

Справка 

Сотрудники военного ведомства США используют в работе свыше 15 тыс. компьютерных сетей, к которым подключены более 7 млн. компьютеров. Сайт и компьютерные системы самого Пентагона – объекты многочисленных хакерских атак. Примерный ущерб, нанесённый компьютерными взломщиками оборонной промышленности США, оценивается в один триллион долларов. Только за одну недавнюю кибератаку из компьютерных систем министерства обороны США было похищено 24 тыс. файлов.

На воре и шапка-невидимка горит

ФБР прямо обвинило Россию и Китай в кибершпионаже с целью заполучить секреты США. «Китай и Россия рассматривают себя в качестве стратегических соперников США и наиболее активно занимаются сбором американской экономической и технологической информации, – говорится в докладе под названием «Иностранные шпионы, крадущие экономические секреты США в киберпространстве».

В нём сообщается, что по-настоящему эффективного противодействия ни американцы, ни британцы организовать кибер­шпионам не могут. Факт остаётся фактом: можно сколько угодно развивать систему ПРО и наращивать военный контингент, но при этом оставаться незащищёнными от сетевых войн. Причём лишь одна кибератака на секретные информационные массивы может нанести гораздо больший вред, чем деятельность десятков шпионов, работающих старыми методами.

Такое понятие, как кибершпионаж, приобретает особый смысл в свете развития информационных технологий. Сейчас именно Россия и Китай занимают одни из лидирующих позиций по модернизации программного обеспечения, связанного как с распространением вирусного софта, так и с ликвидацией вирусных угроз. Также хорошие программисты есть в Израиле, Индии, Японии… Но больше всего их в американской Силиконовой долине.

Виктор привёл свои доводы:

– Чья бы корова мычала, а американская лучше бы молчала. По нашим данным, с территории США хакерских атак фиксируется не меньше, чем из китайского или российского виртуального пространства. Вот и 4 декабря – в день выборов многие российские сайты подверглись кибератакам именно из Северной Америки.

– В это слабо верится. Зачем американцам забивать оппозиционные интернет-ресурсы?

– Не буду спорить. Политика – не моё дело. Я технарь, – неожиданно согласился Виктор. – Кибератаками могли и наши хакеры баловаться. Тем более что Интернет – как шапка-невидимка. Любой, кто хочет спрятать своё

расположение, может использовать прокси- или VPN-серверы – своего рода посредники, чтобы скрыть свой настоящий IP-адрес. Прикрываясь такой цепочкой можно замаскировать настоящий источник атаки.

– Ракетой по хакеру – на это, думается, даже янки не пойдут, – снова засомневался обозреватель «АН».

Недавно координатор Госдепартамента по вопросам киберпространства Кристофер Пейнтер заявил, что США оставляют за собой право использовать любые средства, в том числе и военные, для отражения кибер­атак. По его словам, на данный момент самая серьёзная проблема заключается в том, как определить, кто именно стоит за той или иной атакой. Поэтому к военным ударам власти будут прибегать лишь в крайнем случае. Скорее всего, будет война компьютеров. Не зря же президент США Барак Обама подписал план действий в случае сетевой агрессии. В документе определено, в каких случаях военные должны будут просить у президента разрешения на кибератаки вражеских компьютерных сетей. А для этого у американцев есть все возможности.

Доктрина

Мнение эксперта по интернет-разведке Андрея Масаловича:

«Сейчас в Штатах есть специальные кибервойска, так называемый «Сайберком». Это подразделение ведёт себя как спецслужба – собственно, это и есть выходцы из спецслужб. Пентагон хочет эту тему отыгрывать значительно шире, там вывели доктрину, что кибератаки должны возглавлять списки приоритетных угроз. Ведь они бьют по самым больным точкам развитых экономик: по финансовым потокам, по управлению транспортом и энергосистемами».

Ассанж предупреждает

– Раньше Штирлиц был под колпаком у Мюллера, а сейчас все под киберколпаком у компьютеров, слышал недавнее заявление Ассанжа? – спросил Виктор.

Я кивнул. Читал, что недавно основатель Wikileaks Джулиан Ассанж запустил Spy Files – базу данных о разработчиках технологий, с помощью которых спецслужбы следят за владельцами компьютеров и смартфонов. В неё попали две российские фирмы: Oxygen помогает вскрывать мобильники, а ЦРТ – идентифицировать людей по аудиозаписям.

«Это странно звучит, но сегодня разведки и контрразведки действительно массово используют системы слежения, в том числе за политическими оппонентами, – констатировал Ассанж. – Эта индустрия процветает с 11 сентября 2001 года. Обороты составляют миллиарды долларов в год».

– Но зачем нужна всеобщая слежка? Только в России уже миллионы интернет-пользователей. Как уследить за каждым?

– С помощью новой техники уже многое возможно, – пояснил Виктор. – Думаю, у наших коллег по борьбе с экстремизмом есть списки с адресами самых радикальных интернетчиков.

– Таких слишком много. И нужно ли закручивать гайки в виртуальном пространстве, если недовольство тогда выплеснется на реальные улицы и площади?

– Пусть об этом болит голова у политиков, – Виктор посмотрел на часы и, прощаясь, снова подколол: компьютер о нас знает то, что даже мы о себе не знаем.

Автор: Александр КОНДРАШОВ, «Аргументы Недели»,

You may also like...