Они за EX.ua еще ответят! Защищая свое право на халяву, украинцы поставили власть на колени

Следом за выступлениями предпринимателей, афганцев и чернобыльцев правительство испытало на себе очередное проявление народного гнева. Закрытие одного из самых популярных сайтов в украинском Интернете — EX.ua — вылилось в массовый протест пользователей, которые за считанные часы парализовали сайты большинства государственных органов. Власть в этом конфликте оказалась беспомощной.

31 января популярный портал EX.ua — файлохранилище, где можно просматривать и скачивать фильмы, музыку, книги — перестал работать. Милиция изъяла серверы сайта в рамках расследования уголовного дела о нарушении авторских прав. Оно было возбуждено по заявлению компаний — разработчиков программного обеспечения Adobe Systems Inc. и Graphisoft R&D, чья продукция была незаконно размещена в файлохранилище.

Последствия оказались непредсказуемы. В отместку за закрытие портала группа хакеров и обычные пользователи, руководствуясь вывешенными в сети инструкциями, развернули массовые интернет-атаки на сайты органов власти: Кабмина, президента, Верховной Рады. Перед напором интернет-сообщества не устояли и СБУ, и МВД, отвечающие в стране за борьбу с киберпреступностью.

Солидарность с поклонниками EX.ua проявили граждане других государств и международная хакерская группа Anonymous. По данным портала Alexa, во время DDOS-атак (атак на определенный сайт, с целью сделать его недоступным для пользователей) на сайт president.gov.ua активно наведывались пользователи из России, Германии и США. Россияне помогли нарушить работу портала МВД, а сайт СБУ «положили» исключительно силами украинцев.

Не имея возможности противостоять такому напору (сайты госорганов не функционировали от десяти часов до нескольких суток), чиновники были вынуждены пойти на попятную. Ряд высокопоставленных лиц, включая сына президента — народного депутата Виктора Януковича-младшего, вмешались в ситуацию. В итоге работа EX.ua восстановилась, и часть информации на момент сдачи номера в печать была опять доступна.

Само событие политологи уже сравнили с «налоговым Майданом». Украинцы в очередной раз показали, что могут сообща отстаивать свои интересы и ни один отряд «Беркута» или визиты эсбэушников не могут воспрепятствовать народному гневу. Но не все так просто.

Сам повод, который спровоцировал сторонников EX.ua, весьма неоднозначен. Став на сторону ресурса, где можно было свободно скачать фильм или компьютерную программу, они окончательно закрепили за Украиной имидж «пиратского рая». Кроме того, теперь участвовавшие в атаке на госорганы пользователи могут быть привлечены к ответственности. Большинство людей во время DDOS-атак на сайты власти не «предохранялись» — не прятали свой IP-адрес. Таким «революционерам» стоит опасаться визитов сотрудников правоохранительных органов — чтобы получить их адреса, милиции достаточно обратиться к провайдерам.

Еще более туманны перспективы самого файлохранилища. Представители EX.ua не исключают, что у портала могут возникнуть новые проблемы.

Левообладатели

Еще один вопрос, возникающий в связи с событиями вокруг EX.ua: почему украинские власти так слабо контролируют безопасность своих интернет-ресурсов? Почему МВД, сайт которого «лежал» почти два дня, не подняло резервные копии, которые должны быть у всех госсайтов?

Очевидно, средства налогоплательщиков, направляемые на информатизацию, используются не самым эффективным образом. Согласно госбюджету только в прошлом году Госагентство по вопросам науки, инновации и информации получило 203 млн. грн. Между тем, по данным Кабмина, треть компьютерного парка в центральных органах власти устарела. И вовсе позор: самым крупным нарушителем авторского права выступает само украинское государство — не менее половины программного обеспечения в госорганах пиратское.

Помимо обычного «дерибана» бюджетных средств причина электронного «застоя» в том, что чиновники не заинтересованы во внедрении новых технологий. Ведь информатизация и внедрение так называемого электронного правительства — это возможность получить любую справку или разрешение от власти через Интернет и, как следствие, уменьшение размера взяток.

Когда само государство не заинтересовано в соблюдении авторских прав, то и правообладателям добиться правды очень сложно. В распоряжении Weekly.ua есть тексты судебных решений по искам правообладателей к гражданам, использующим такие ресурсы, как EX.ua. Сами истории «разборок за авторское право по-украински» могут стать сюжетом для трагикомедии.

Вот одна из них. Слесарь вагонного депо ст. Попасная Петров (фамилия изменена) развесил по городу объявления об оказании помощи в обслуживании компьютеров. 17 января он скачал с EX.ua программы Autocad (стоимость официальной лицензии — 54,3 тыс. грн.) и Adobe Creative Suite (стоимость официальной лицензии — 57,8 тыс. грн.), а уже 20 января продал третьему лицу DVD-диск с указанными программами за 100 грн. Правоохранители задержали горе-предпринимателя и вменили ему нарушение статьи 176 Уголовного кодекса — умышленное и незаконное воспроизводство и распространение объектов авторских и смежных прав. Петрова признали виновным и приговорили к уплате штрафа в размере 3400 грн. в пользу государства. Тогда как иски представителей компаний Autodesк и Adobe Sуstems Inc., владеющих правами на скачанные программы, суд оставил без удовлетворения. То есть они не получили ничего.

Информация и свобода

Возможности использования информации из Интернета в разных странах ЕС отличаются. «Во время работы в Голландии со мной произошел инцидент. В 2010 году я скачал мультик Kung Fu Panda в Интернете. На следующий день провайдер отключил мне Интернет, потребовав написать письмо компании-правообладателю и принести извинения, — рассказывает дизайнер Алексей Сивый, работавший по контракту в ЕС. — Для сравнения: я также пользовался файлообменниками в Бельгии, и там никаких проблем у меня не возникало».

Во Франции два года назад был принят закон HADOPI, позволяющий контролировать доступ к сети Интернет в зависимости от соблюдения законов об авторском праве. В то же время в Польше популярен ресурс chomikuj.pl («хомякуй», то есть «нагребай» на сленге), где пользователи без проблем качают интересующий их контент.

Вопреки расхожему мнению о том, что главные противники файлообменников и «шарового» контента — крупные IT-разработчики, трендом последних лет стало активное распространение бесплатных, упрощенных версий программного обеспечения через такие официальные источники, как Android Market. На YouTube можно просмотреть видео почти любого исполнителя, вне зависимости от его контракта со студиями-правообладателями.

Главным лоббистом антипиратских законов в мире считается Голливуд и корпорации, продвигающие международное соглашение против контрафактной продукции АСТА и американский законопроект SOPA (Stop Online Piracy Act — документ, усиливающий контроль над соблюдением авторского права), вызвавшие протесты в США и ЕС. К примеру, лидеры польской партии «Паликота», выступающие против ACTA, выходили на публику в масках Anonymous. На выборах 2011 года партия набрала 10% голосов, получив 40 из 460 мест в Польском сейме. В сентябре прошлого года представители Пиратской партии Германии также заручились поддержкой избирателей на местных выборах.

Речь давно не идет о борьбе за авторское право — в мире царит «холодная война» идеологий. По одну сторону — защитники авторского права в его нынешнем виде с возможностью многократно продавать один и тот же продукт одному и тому же покупателю (как в случае с продлением лицензии на официальное ПО). Им противостоят сторонники новой модели распространения информации. Лозунгом IT-отрасли на заре развития Интернета был девиз Information should be free («информация должна быть свободной»). Идеологи новой модели предлагают сделать информацию общедоступной, правообладателям — делиться доходами, а основную прибыль получать от рекламы. Как это делает ТВ.

И пока в Украине выигрывают идеологи новой модели, к которой, в частности, относится EX.ua. Во всяком случае, именно эту модель выбирают украинцы.

В ТЕМУ

Нехорошая фамилия

Символом международной кампании против файлообменников стал человек, сменивший фамилию Шмитц на Дотком (термин, применяемый по отношению к компаниям, работающим исключительно в сети). Владельца крупнейшего файлообменника Megaupload с регистрацией в Гонконге Кима Доткома арестовали 20 января в Новой Зеландии. Причина ареста — обвинения в нарушении авторских прав и поощрении людей за распространение пиратского контента. В отместку группа хакеров под названием Anonymous совершила атаки на сайты ФБР и американского Минюста, сделав их недоступными. Правда, властям потребовалось всего два часа, чтобы ведомственные порталы ожили.

Адвокаты Доткома называют обвинения в его адрес необоснованными, ведь ресурс всего лишь позволял пользователям обмениваться контентом друг с другом. Схема заработка Megaupload была выстроена на онлайн-рекламе (чем, собственно, и зарабатывает EX.ua) и продаже аккаунтов с расширенными возможностями по обмену файлами. Это ежегодно приносило около $30 млн. прибыли. Грозящий Доткому приговор в 50 лет тюремного заключения вызывает волну возмущения — ведь подобные санкции в США не применяют даже к убийцам и насильникам.

После закрытия Megaupload порталы-собратья начали пересматривать свою политику. Главное событие — остановка выплаты бонусов за закачивание контента американским пользователям и ограничение доступа к ресурсам для пользователей, находящихся на территории США.

Артем Афян: Янукович-младший вмешался в конфликт вокруг EX.ua

Управляющий партнер компании «Юскутум», представитель интересов портала EX.ua, Артем Афян рассказал о подробностях уголовного разбирательства вокруг файлообменника

В странах ЕС пользователей файлохранилищ привлекают к ответственности и штрафуют. Могут ли привлечь к ответственности пользователей EX.ua?

А. А. Если человек просто смотрел фильмы или слушал музыку на EX.ua, то привлечь его нельзя — в Украине правовых оснований для этого нет. Но уголовное дело, из-за которого прошла выемка серверов EX.ua, было возбуждено по факту размещения на портале под пятью учетными записями программного обеспечения компаний Adobe Systems Inc. и Graphisoft R&D. Следствие разыскивает людей, которые скрываются под этими пятью учетными записями. Представитель этих компаний мог просто запросить эту информацию у провайдеров, как поступают в развитых странах. Этого сделано не было, а портал получил «маски-шоу». При этом изъятие серверов может только помешать восстановить информацию по пяти искомым учетным записям.

Какие обвинения выдвинуты против EX.ua?

А. А. По структуре собственности EX.ua — проект группы компаний. Серверы, доменное имя и площадка для рекламы принадлежат разным компаниям. Это все компании с иностранным капиталом. Ни одной из них исков не предъявлено, нет исков или жалоб против администрации ресурса.

События вокруг портала преподносятся как борьба с пиратством. Но мы не файлообменник, а файлохранилище. EX.ua предоставлял конкретную услугу — размещение информации. Инструмент можно использовать по-разному. Ресурс технически не может удостовериться в легальности контента — у нас нет возможностей для проведения экспертизы. А уничтожение ресурса не помогает борьбе с пиратством. К услугам заинтересованных всегда есть торренты (контент хранится не на серверах компании, а на компьютерах пользователей. — Weekly.ua), которые по своей технологии выявить уже практически невозможно.

Во время DDOS-атак на сайты госорганов люди объясняли свои действия местью за EX.ua. У портала могут быть новые проблемы из-за этого?

А. А. Цель EX.ua — постепенный переход к модели легального использования контента. У нас заключены договоры с целым рядом правообладателей, например с Microsoft. Во время атак на сайты органов власти представители EX.ua призывали людей не переходить черту закона. Но если кого-то из граждан, атаковавших сайты власти, вызовут силовые структуры, EX.ua может быть привлечен к ответственности — как третья сторона.

Поговаривают, события вокруг портала могли быть банальной рейдерской атакой, заказчиком которой кое-кто называет бизнесмена Игоря Коломойского…

А. А. Происходящие события породили разные слухи, в том числе самые невероятные. Сейчас в их причинах разобраться очень сложно. Следует, в первую очередь, искать тех, кому эта ситуация выгодна. Ряд должностных лиц в день блокирования ресурса, пока продолжались следственные действия по изъятию серверов, занимались самопиаром. До конца не понятна позиция представителя Adobe Systems Inc. и Graphisoft R&D, которые привлекли силовые структуры.

Какова роль Виктора Януковича-младшего в восстановлении работы портала?

А. А. Сразу же после обыска мы обратились за помощью к отраслевой ассоциации «Информационные технологии Украины» и ее вице-президенту Игорю Лисицкому. Эта ассоциация вместе с народным депутатом Виктором Викторовичем Януковичем ранее разработала ряд законов о развитии IT-отрасли в стране. После нашего обращения в ассоциацию последовала реакция народного депутата Виктора Януковича, который сказал, что готов выступить организатором диалога между правообладателями и пользователями. Портал был разблокирован до обращения Виктора Викторовича. Но мы надеемся, что наша ситуация послужит толчком для усовершенствования законодательства, чтобы подобное более не могло повториться.

Компания планирует подавать встречные иски по факту нанесения ущерба?

А. А. Мы не исключаем этого. Согласно Конституции государство отвечает за ущерб, нанесенный незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. У нас изъято около сотни серверов. Там была библиотека Дмитрия Стуса, личные данные людей. Нанесенный ущерб выше, чем заявленный представителем Adobe Systems Inc. и Graphisoft R&D убыток в 180 тыс. грн. Предположим, что хотя бы четверть зарегистрированных от ежедневных посетителей EX.ua, а это более 250 тыс. человек, хранили на наших серверах свои личные данные. Если каждый из них оценит ущерб в 1 грн., сумма иска составит уже 250 тыс. грн.

Автор: Маргарита Ормоцадзе, Weekly.ua

You may also like...