Побоище на турбазе «Драгобрат» вышло на национальный уровень

В этом деле, которое всколыхнуло общество, больше вопросов, чем ответов. Прежде всего: почему стычка, которых по стране много, которую социологи классифицируют как конфликт в результате пост-военного синдрома, вызвала в обществе такой резонанс? Сработала комбинация слов "Правый сектор" – "Закарпатье", что зажигает красную лампочку в сознании после июльских мукачевских событий?

Как отмечают в агентстве УКРИНФОРМ, защитники бойцов ПС проводят параллели с делами майдановцев, а власть предупреждает, что лояльности к бандитизму не будет

Большинство экспертов соглашаются с этим утверждением. А ночной суд на следующий день с почасовыми вызовами скорой к задержанным? Неужели нельзя было подождать, провести все спокойно – и не поднимать такого шума в обществе? Или этот шум был кому-то нужен? Адвокаты бойцов ПС прямо называют дело заказным, подают апелляции и хотят видеть на скамье подсудимых и тех, кто так профессионально задержал бойцов ПС. Иронизируют по поводу того, насколько теперь быстрой будет реакция полиции. А политологи, комментируя дело, указывают на то, что кто-то заработал на Драгобратском деле хорошие дивиденды. Это был еще один способ доказать, кто в доме хозяин.

ЗАЩИТНИК БОЙЦОВ ПС: ЗДЕСЬ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ ЗАКАЗ

Владислав Добош, юрист, защитник бойцов ПС в Драгобратском деле в Ужгородском горрайонном суде:

– Заказ в этом деле просматривается очень четко, – считает адвокат бойцов ПС. – В подобных случаях – хулиганстве, драках – дела тянутся месяцами. А здесь – на следующий день уже избрана мера пресечения. Имеем немного примеров такой оперативности. Сразу же напрашивается пример, когда так же оперативно работали правоохранители, – это дела против майдановцев в январе 2014 года, когда за считанные часы избирали меру пресечения.

 

Петр Угрин (позывной Педро)

Петр Угрин (позывной Педро)

 

Никакие реакции и заявления о тяжелых телесных повреждениях задержанных не принимались обвинением во внимание, – говорит Владислав Добош. – Даже в обосновании доказательств обвинения просматривается заказ. Протоколы задержанных противоречивы. Во-первых, создается впечатление, что они писались под копирку. Во-вторых, что их составляли люди, которые работают в правоохранительной системе, потому что не может охранник с улицы или повар оперировать такими фразами "я увидел, что он вытащил предмет, похожий на пистолет", – так не говорят обычные люди, они бы сказали просто "вытащил пистолет". Есть еще один момент: оба протокола указывают на шесть человек, а бойцов было только пятеро – они что, просчитались?

Еще один важный момент: на данный момент мы апеллируем, чтобы скамья подсудимых была длиннее. Ведь задержание – кем бы оно не проводилось – должно происходить в рамках закона, то есть без признаков пыток, истязаний. Есть определенные рамки, которые не позволяют превышать полномочия. Я за то, чтобы была дана правовая оценка тем действиям.

Вчера мы подали заявление в полицию о нанесении телесных повреждений бойцам ДУК ПС и использовании оружия работниками комплекса "Хата Магната". А теперь наблюдаем, как быстро будут задержаны, объявлены подозрения, а тем более, избрана мера пресечения виновным лицам? Ведь у задержанных (бойцов ПС, – ред.) огнестрельные, колотые и резаные ранения, тяжелые сотрясения мозга, ушибы внутренних органов, – говорит Добош.

Если бы была драка на равных с участием людей, прошедших АТО, то у охранников в ее результате не было бы просто ушиба ноги, – отмечает он.

Давайте публиковать видео, там все видно. Думаю, над этой записью уже работают. Его если и опубликуют, то видео будет фрагментарное. Покажет только моменты с участием бойцов ПС, по моему мнению, чтобы доказать их вину.

Прогнозы на ход дела – будем делать все для защиты. Будем оперировать законом и фактами. Апелляция уже почти подготовлена, будем подавать ее в Апелляционный суд Закарпатской области.

В ХОДЕ КОНФЛИКТА КТО-ТО ВОВРЕМЯ СОРИЕНТИРОВАЛСЯ…

Виктор Пащенко, политолог, директор Закарпатского института политических исследований:

– Резонанс этого дела объясняется историей вопроса – то есть бесспорно есть проекция на этот конфликт июльских событий с участием "Правого сектора" на Закарпатье. Плюс к этому – еще и конфликт между МВД и ПС. Ведь государство стремится иметь монополою на насилие, не делясь нею с добровольческими формированиями.

 

Сергей Тищенко (позывной Нацик)

Сергей Тищенко (позывной Нацик)

 

Эту обычную, на первый взгляд, стычку умело использовали. Ясно, что ребята не святые. Но я думаю, что результат драки является таким из-за того, что в процессе спора кто-то вовремя проконсультировался с нужными людьми – и задержание бойцов ПС уже проводилось профессионально (или охранниками, которые "проконсультировались", или непосредственно кем-то из правоохранителей), о чем можно судить по внешнему виду и физическому состоянию ребят.

Видно, что задерживали их знатоки, а не любители. То есть, в процессе самой стычки было решено повлиять на ее ход – поэтому имеем такой результат. Кто-то хотел состричь с этого определенные дивиденды, поставить себе какой-то "плюс". Кто? Все указывает на структуру МВД: немедленное задержание, избрание меры пресечения на следующий день, срочный суд ночью… С одной стороны, "беркутовцев" за действия на Майдане не могут наказать уже два года, а тут – раз – и готово. Без прямого давления власти этого не было бы, однозначно.

В этом деле нет святых – и никоим образом нельзя выгораживать бойцов ПС. Но тут явно есть превышение необходимой обороны – о чем есть отдельная статья в УПК. Это попытка доказать, кто хозяин. Авакову это нужно – это дело можно дотачать к ряду подобных, начиная с дела Саши Белого.

ОБ ОПРЫШКОВСКОМ ФЕНОМЕНЕ В ДЕЙСТВИИ

Роман Официнский, историк, профессор УжНУ:

– Что касается резонанса этого конфликта – не стоит путать общественные настроения с медийным отголоском какого-либо события. О том, что произошло 10 января в отеле "Хата магната" на высокогорном курорте Драгобрат, в медиа обнародовано много противоречивого. Нередко одно сообщение опровергает другое. Как общество отреагировало – неизвестно, ибо еще никто не проводил никаких социологических исследований.

К сожалению, не видно качественной журналистской работы – репортажей, расследований и т. д. В основном ретранслируются точечные "вбрасывания" – информационные волны политтехнологического толка. В целом же важно не столько кому выгоден такой сценарий, сколько человечное поведение всех после собственно события. Параллели с июльскими событиями просматриваются исключительно из-за военно-политического бренда. И журналисты, и обычные люди по своей природе детерминисты, то есть воспринимают мир во взаимосвязи, в том числе и причинно-следственной. Но события 11 июля 2015 года в Мукачево и 10 января 2016-го на Драгобрате – несопоставимы и ничем не связаны, чтобы произвести эффект сообщающихся сосудов. Совсем другие фигуры и обстоятельства.

– Почему народ, не зная на самом деле хода схватки, потому что видео так и нет, негласно встал на защиту бойцов ПС?

– Речь идет о положительном эхо феномена народных героев-мстителей и социального разбоя. Этот феномен известен издавна и присущ самоорганизующимся обществам, которые недовольны несправедливыми или неэффективными государственными институтами. Вспомним опрышковскую традицию в Украинских Карпатах, отраженную в массиве фольклорных текстов.

Думаю, в этом деле, в конце концов, будет найден компромисс. Вряд ли кто-то пойдет на обострение. Потому что когда правда окажется однобокой, то может сдетонировать. Ведь у нас Олексу Довбуша уважают, как и Тараса Шевченко. В нашей ментальности укоренилось уважение человеческого достоинства, людей непростой судьбы.

 

Василий Василинюк (позывной Цвик)

Василий Василинюк (позывной Цвик)

 

ВИДЕО ДРАКИ ВОТ-ВОТ БУДЕТ ОПУБЛИКОВАНО

Позицию власти по этому делу прокомментировал пресс-секретарь главы Закарпатской ОГА Геннадия Москаля Ярослав Галас:

– Такой резонанс конфликт получил потому, что участники – герои Майдана, АТО, командиры добровольческих подразделений – с одной стороны, а с другой – участники дебошей, угроз, хулиганских действий – не только в схватке на Драгобрате, но и раньше, до того – во Львовской, Ивано-Франковской областях, например. Это раздваивает общество в оценке их действий – на тех, кто считает их героями, и тех, кто называет бандитами. Вот поэтому и возник такой сильный общественный резонанс.

Не думаю, что кому-то весь этот скандал вокруг Драгобратской драки был выгоден – в всяком случае, не власти Закарпатья, потому что это – новый удар по имиджу края. Вот вам факт: на следующий день после драки из отеля уехали все туристы. Я сам звонил, проверял. Правда, кое-кто связывал это с дождем, который начался в тот день, но факт есть факт – уехали все 70 постояльцев. Выгодно ли ПС таким образом привлечь к себе общественное внимание?

Возможно. Это вопрос к ним. Или они ожидали какую-то лояльность от власти, учитывая их заслуги перед государством, – возможно. Но этой лояльности не будет, во всяком случае здесь, на Закарпатье. Здесь власть наоборот показала нетерпимость к бандитизму – потому что почему-то дебоши на Львовщине, Ивано-Франковщине, обвинения, по которым приобщили к делу на суде в Ужгороде, этим парням сходили с рук. Эта драка не сошла. Потому что Закарпатье уже научено – к чему может привести деятельность "Правого сектора" здесь. Параллели между событиями июля и этой дракой сами напрашиваются.

– Почему не была оказана надлежащая медицинская помощь бойцам ПС, которые пострадали в драке?

– После драки всех участников забрали в Раховскую ЦРБ. Всем была оказана надлежащая медицинская помощь, некоторым из бойцов ПС – даже против воли, потому что есть свидетельства, что они отказывались от медицинского освидетельствования. После доставки в Ужгород они тоже были в военном госпитале.

– Почему до сих пор не обнародовано видео? В июле оно появилось в сети почти сразу…

– И все помнят, какой по этому поводу был скандал. Мы считаем, что видео определенно расставило бы все точки над "и", власть выступает за его обнародование. Думаю, что в ближайшие дни – сегодня-завтра это будет сделано – конечно же, с разрешения следователей и прокурора.

 

Василий Малкович (позывной Хорват)

Василий Малкович (позывной Хорват)

 

– А что касается тех, кто задерживал бойцов "Правого сектора" на Драгобрате? Будет ли дана правовая оценка их действий?

– Насколько мне известно – это была охрана той и соседних баз. Там действует такое негласное правило: если у кого-то что-то случается, все соседи бегут на помощь. Это правило сработало и на этот раз. Они услышали выстрелы и прибежали на помощь.

– Эксперты говорят, что это должны быть подготовленные люди, потому что непросто связать людей с военными навыками…

– Знаете, не надо преувеличивать возможности бойцов ПС – тем более, что они были пьяны. Думаю, что вместе усмирить пьяных хулиганов не слишком трудно. Но учитывая полученные этими ребятами травмы в ходе драки, думаю, должна быть дана правовая оценка действиям задерживающих и применению ими травматического оружия.

БОЙЦЫ ПС СНАЧАЛА ОТКАЗЫВАЛИСЬ ОТ МЕДОСМОТРА, А УЖЕ В СУДЕ, ИМ ВЫЗВАЛИ "СКОРУЮ"

На наши вопросы ответили и в закарпатской полиции. "Драгобратское дело" прокомментировал Степан Довгунь, первый заместитель начальника Главного управления Национальной полиции в Закарпатской области, начальник следственного управления.

– Причиной общественного резонанса последних событий, по моему мнению, является мукачевский случай 11 июля, который хорошо запечатлелся в памяти людей. Люди боятся повтора. С другой стороны, это выгодно и "пиарщикам", которые ищут сенсаций, – говорит Довгунь.

– Защитники бойцов ПС говорят о "заказанном деле", обращая внимание на скорость, с которой избрана мера пресечения, а также на непредоставление надлежащей медицинской помощи. Есть ли основания для таких утверждений, по вашему мнению?

– Хочу подчеркнуть, что мы реагируем на любое сообщение о преступлении. А тем более, когда речь идет о преступлениях с использованием огнестрельного оружия. Производство было немедленно внесено следственным аппаратом Главного управления в связи с применением огнестрельного оружия.

Относительно быстрого избрания меры пресечения, реагирование не могло быть позже, потому что есть соответствующие сроки, определенные УПК Украины: через какой срок должны быть поданы документы в суд, в какой срок это рассматривается, когда объявляется подозрение и т.д.

 

Антон Окороков (позывной Бес)

Антон Окороков (позывной Бес)

 

Работники спецподразделения мгновенно среагировали на вызов и прибыли на место происшествия. В связи с наличием у фигурантов дела физических повреждений, в обязательном порядке все были доставлены в медицинское учреждение, некоторые – даже вопреки их воле. Была установлена степень телесных повреждений, медики обработали раны и вытащили резиновые пули и спецсредства. От сдачи крови на состояние алкогольного опьянения четыре фигуранта производства отказались. Один сдал. На данный момент результата еще нет.

Правоохранителям на состояние здоровья жалоб не поступало. Также не жаловались адвокатам, которые были приглашены для оказания бесплатной правовой помощи. Однако когда данные лица были доставлены в суд, и туда пришли адвокаты, нанятые активистами, подозреваемые отказались от государственных адвокатов, и на судебном заседании каждый пожаловался на состояние своего здоровья. В связи с жалобами на состояние здоровья, эти лица под конвоем были доставлены в медицинское учреждение, где их повторно обследовали. Медики предоставили справку о том, что они могут присутствовать на судебном заседании, угроз их здоровью и жизни нет. Итак, фигурантов снова доставили в Ужгородский горрайонный суд для продолжения рассмотрения вопроса относительно меры пресечения.

– Есть общественный запрос на обнародование, несмотря на тайну следствия, видео с записью схватки. Ведь есть много противоречивых свидетельств о ходе схватки. Может ли это быть сделано в ближайшее время?

– В настоящее время продолжается просмотр видео о стычке. После окончания расследования с этими видео будут ознакомлены подозреваемые. Как только они согласятся давать показания, то будут допрошены с предъявлением видеозаписи с камер слежения. Обнародование записи будет возможным после соответствующих согласований. Камеры видеонаблюдения успели зафиксировать обстоятельства, изложенные в подозрении в отношении данных лиц. Мы готовы обнародовать видеозапись с разрешения следователя и прокурора. Камеры зафиксировали начало конфликта, его развертывание, ход событий. Окончания схватки не видно – в связи с тем, что сами же подозреваемые вывели из строя камеры наблюдения.

– Интересует фактор "местных жителей", которые задержали бойцов ПС в "Хате магната" до приезда полиции. Есть ли у вас информация о том, кто эти люди? Насколько правомерными вы считаете их действия – судя по виду задержанных и их физическому состоянию? Должны ли быть им высказаны претензии от правоохранителей по этому поводу?

– После того, как владелец не смог остановить драку, а охрана его заведения получила телесные повреждения, вмешались и другие работники гостиничного комплекса, и даже женщины. А когда стало понятно, что драку остановить невозможно, а у подозреваемых, согласно свидетельствам, подтвержденным видеозаписям, было огнестрельное оружие, владелец заведения решил применить зарегистрированное оружие и спецсредство для отстрела резиновыми пулями. По словам свидетелей, им была прямая угроза оружием. Порядок и применение огнестрельного оружия будет до конца проверен в ходе досудебного расследования.

Автор: Татьяна Когутич, Ужгород. УКРИНФОРМ


Вчера Департамент коммуникации Национальной полиции Украины опубликовал видео с камер наблюдения.

В частности, речь идет о конфликте на автозаправочной станции в Львовской области накануне Нового года, а также о драке на территории туристической базы в урочище Драгобрат на Закарпатье.

28 декабря прошлого года в помещении одной из АЗС на территорииПустомытовского района Львовской области произошел инцидент, во время которого один из посетителей затеял ссору с другим посетителем и персоналом АЗС и совершил несколько выстрелов в потолок из боевого оружия.

10 января этот же гражданин вместе с четырьмя другими гражданами устроили драку с персоналом одной из туристических баз в урочище "Драгобрат" на Закарпатье. Во время конфликта граждане угрожали огнестрельным оружием и использовали подручные средства.

Сейчас все пятеро участников драки на территории туристической базы арестованы согласно решению суда.

Напомним, что в отношении задержанных злоумышленников открыты девять уголовных производств по признакам уголовных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 296 (Хулиганство), ч. 2 ст. 15 (Покушение на преступление), ч. 3 ст. 289 (Незаконное завладение транспортным средством), ч. 1 ст. 122 (Умышленное средней тяжести телесное повреждение), ч. 2 ст. 146 (Незаконное лишение свободы или похищение человека), ч. 2 ст. 187 (Разбой) и ч. 1 ст. 263 (Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами) Уголовного кодекса Украины.

Продолжается следствие.

You may also like...