Аэропорт «Борисполь»: «корыто» государственного значения
Ревизия «наследия», оставленного новому правительству «помаранчевыми» руководящими кадрами, все чаще приводит к грустным выводам. Выдвиженцы «демократически» сил, пришедшие к власти зимою 2005 года, крали с не меньшим размахом, чем наиболее известные казнокрады времен Л.Кучмы. С одним лишь различием: еще и разваливали целые отрасли и государственные компании из-за собственной некомпетентности. История ГП «Международный аэропорт «Борисполь» – тому характерный пример. Остаться у «корыта» любой ценой и как можно дольше – такова цель теперь уже бывшего руководителя «Международного аэропорта «Борисполь» Андрея Мазура. Который сегодня обивает пороги судебных инстанций, добиваясь возврата себе директорской должности этого – стратегического – предприятия.
Уволенный с должности 28 декабря 2006 года приказом (№ 1212) министра транспорта Н.Рудьковского, А.Мазур пробыл на своем посту совсем недолго – неполных четыре месяца (с 31 июля 2006 года). Но даже за столь короткий промежуток времени успел «покерувать» так, что официальной причиной его увольнения с должности стало «нарушение условий трудового контракта и устава предприятия».
Что кроется за обтекаемой формулировкой причины увольнения? Официальное заявление Минтранса, по сути, на это проливает мало света. «В Министерство транспорта и связи Украины поступило большое количество жалоб на непрозрачную деятельность Мазура А.М. в сфере государственных закупок… Кроме того, имели место и случаи неэффективного использования государственного имущества… Отдельные действия А.Мазура свидетельствуют о попытках установить личный контроль над предприятием и граничат с самоуправством… Не проявил себя как эффективный менеджер и не доказал соответствие своих деловых качеств занимаемой должности…»
Не удовлетворившись такими объяснениями, «УК» предприняла попытку самостоятельно разобраться в «наследии» А.Мазура. Наш вывод: таки наследил!
Будучи креатурой теперь уже экс-министра В.Бондаря, Андрей Николаевич Мазур свою трудовую деятельность на новом посту начал с банального: обновления ведомственного автопарка. И начал с размахом!
За государственные средства для нужд «обновленного» руководства «Борисполя» в компании «Автохаус Киев» немедленно были закуплены 12 автомобилей «Фольксваген» 2006 года выпуска. Цена покупки – 2 миллиона 593 тысячи гривен (договор № ФЮ-2006-135 (10-21.61-228). И это при том, что никакой производственной необходимости в приобретении этого «новья» казенное предприятие не испытывало – существующий автопарк полностью удовлетворял потребности аэропорта. Но какому «назначенцу» приятно ездить в подержанной машине, возившей его предшественника!
Очевидно, именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что закупленые «фольксвагены» моделей «Caddi Combi Basis» (6 авто) и «Jetta Comfortline» (6 авто) были нестандартной – улучшенной – комлектации – с более мощными двигателями и множеством технических «наворотов». Что значительно удорожило приобретение.
В среднем, каждое авто обошлось предприятию в 215 000 гривен (более $ 43 000), что превышало стоимость базовой модели, приблизительно, на $ 5 000. Но даже в этом случае остается загадкой, почему приобретенные автомобили обошлись ГМА «Борисполь» на $ 4 000 до 9 000 долларов дороже (каждый!), чем они официально стоят в том же «Автохаус Киев», пусть даже и с улучшенной комплектацией. На вопрос, кто положил себе в карман почти почти $ 80 000 государственных средств в результате этой нехитрой комбинации, нам кажется, должно ответить следствие. Которому спешим облегчить задачу: упомянутый договор подписан лично А.Мазуром. К нему и вопросы. Желательно, под протокол.
Впрочем, не одними заботами о соратниках были заполнены будни экс-директора «Борисполя». О себе он тоже позаботился, и тоже – за государственный счет. Себя А.Мазур «побаловал» VW «Touareg», салон которого отделан благородной древесиной корня орехового дерева, кожаным салоном «cricket», многофункциональным рулем (кожа/дерево), автоматическим закрытием задних дверей, кондиционером с раздельным регулированием микроклимата – для левой и правой части салона. Стоимость подарка себе, «крутому» госдеятелю – 456 256 гривен (без малого $ 100 000). Еще раз подчеркнем – за наш с вами счет.
Выражаясь языком казенным, отметим, что таким образом директор аэропорта А.Мазур нарушил требования п.7 заключенного с ним государством контракта и не выполнил свои обязательства по эфективному использованию госимущества. Что привело к существенным финансовым потерям предприятия.
Но это так, «последствия загула»…
Укрепив «матчасть», А.Мазур, будучи хозяином рачительным, в кратчайшие сроки застраховал буквально все имущество аэропорта – вплоть до взлетно-посадочных полос. Дело благое. Но кто возьмет на себя труд разобраться, почему при А.Мазуре размеры страховых платежей – авансом на год вперед! – вдруг вдвое (!) превысили обычные для «Борисполя» показатели и достигли 8 миллионов гривен? При этом вдруг старые партнеры аэропрта – страховые компании поменялись на новых. Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в формулировках заключенных страховых договоров, касающихся тех же взлетно-посадочных полос. Которые бдительно застрахованы даже от воздействия града (?), ураганов (!), цунами (!!- с Каневского водохранилища?) и оползней (!!! – на равнинном участке аэродрома).
Ранее «Борисполь» на случай цунами десятилетиями не страховался, что, вероятно, было большим упущением со стороны прежних руководителей этого госпредприятия. При этом – опять же, ранее – страховые платежи аэропорт вносил поквартально, чтобы не «вымывать» оборотные средства предприятия. И оставлять за собой возможность воздействовать на страховщиков – в случае неисполнения теми своих обязательств. Но А.Мазур к делу подошел с размахом, тем самым лишив «Борисполь» значительных объемов оборотных средств. И еще такая «щедрость» может свидетельствовать о наличии «откатов» со стороны страховых компаний своему благодетелю, но кто это сегодня докажет? Разве что ведомственная комиссия или проверка КРУ, которая и даст оценку правомочности и целесообразности заключенным страховым сделкам.
Столь ревностная забота о сохранности имущества аэропорта разительно расходится с подходом А.Мазура при страховании жизни и здоровья сотрудников предприятия. СК «Вексель», взяв на себя обязательства по предоставлению услуг в области добровольного медицинского страхования, заключила договор не с ведомственной медчастью, расположенной на территории аэропорта «Борисполь», а с Центральной городской больницей города Борисполь. Теперь работникам аэропорта, чтобы получить медпомощь по договорам страхования, нужно ездить на прием к врачам и медобследование в центр города, что крайне неудобно. И простаивать часами в очередях в коридорах переполненной городской больницы.
Более того, творятся чудеса: большинство обратившихся работников врачи горбольницы «футболят» на медобследование в неблизкий Киев – в областную больницу. Где бедолагам преимущественно ставят диагноз с пометкой «хроническое заболевание». А согласно заключенному аэропортом «Борисполь» договору с СК «Вексель», страховая компания своим клиентам не оплачивает издержки на лечение заболеваний, имеющих хроничекий характер. В итоге в трудовом коллективе укоренилось мнение, что «хронические» диагнозы в областной больнице медики им ставят сознательно – в силу негласной договоренности со страховщиками.
Взять бы с «Векселем» договор и разорвать, но и здесь деньги за «услуги» страховки – 800 000 гривен – проплачены на полгода вперед…
Точно такая же ситуация – и с госзакупками. Например, поставщиком-монополистом по поставкам бензина для нужд аэропорта является местное, бориспольское, предприятие ООО «Найс» (г. Борисполь, ОКПО 20582895; директор Владислав Байчас), даже имеющая свою заправку при въезде в аэропорт. Вот только сами жители Борисполя у «Найса» никогда не заправляют свои автомобили. Так как дурная молва о низком качестве «самопального» бензина этой «конторы» – уже годы повод для злых шуток со стороны старожилов. Заправка благоденствует за счет «транзитчиков». Не стоит упрекать автора в наговорах на поставщиков бензина из ООО «Найс». Достаточно обратиться в тот же «Автохаус Украина», где гарантийное обслуживание проходят уже упомянутые нами новые «фольксвагены» аэропорта «Борисполь», заправляемые в «Найсе». Там уже предупредили представителей аэропорта, что могут прекратить гарантийное обслуживание проданых автомобилей по причине заправки их некачественным топливом. О чем сигнализируют электронные бортовые системы «навороченных» авто.
Неплохо разбираясь в модельном ряду престижных авто и протежировании личных интересов в ущерб интересам государственным, А.Мазур и его команда явно не блистала познаниями экономическими.
Например, 11 ноября 2006 года с депозитного счета АКБ «Форум» на поточный счет «Борисполя» была перечислена сумма в 13 миллионов 500 тысяч гривен. Дополнительное привлечение оборотных средств привело к увеличению их остатков на счету предприятия – и это на конец финансового года. Итог: фактическое отсутствие анализа движения денежных потоков со стороны руководства аэропорта привело к финансовым потерям предприятия в сумме 185 900 гривен. В сравнении со стоимостью «Туарега» – мелочь, конечно. Но все же – государственная копейка.
А.Мазур нарушил и требования п.8 контракта, подписанного с ним государством в лице экс-министра В.Бондаря – касательно «своєчасного ш повного внесення обов»язкових платежів до бюджету». Им, вопреки положениям Законов Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» и «Об аренде государственного и коммунального имущества» не были предприняты меры по своевременному перечислению в Госбюджет 30% платы за аренду госимущества. Сумма невыплаченного обязательного платежа составила 794 231 гривну. Тоже копеечка, и тоже – на ветер… Держава – подождет!
Не предпринял А.Мазур и действий по погашению просроченной дебиторской задолженности по оплате арендной платы: на 31 декабря 2006 года она составила почти 160 000 гривен. И снова – упущенная копеечка.
Не выполнил А.Мазур и ст.19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов». Согласно которому на предприятии должны быть трудоустроены 141 инвалид (сегодня их числится всего 57 душ). Статьей этого Закона предусмотрен штраф за каждого нетрудоустроенного инвалида – в размере среднего годового зароботка по предприятию. Итог: предприятие обязано уплатить штраф в размере 2 798 460 гривен. Уже – миллионы…
Неудивительно, что итогом 5-месячной деятельности А.Мазура на посту директора аэропорта «Борисполь» стали убытки предприятия в IV квартале минувшего года – общей суммой в 2 миллиона 223 тысячи гривен. С большим – долговым – «заделом» на будущее. Сам «поцарював» – другим расхлебывать.
Но врядли убыточным является ООО «Батыр», за символическую плату арендующее площадь на первом этаже главного здания аэропорта – там стоит киоск для обмена валют. Думаю, не нужно объяснять, сколь выгоден «обменник» в главном зале главного аэропорта «Украины» для его фактического владельца. То есть для супруги А.Мазура.
Несмотря на вопиющую бесхозяйственность, «корыто» оказалось столь притягательным для Андрея Николаевича, что смириться с мыслью о своей скоропалительной отставке он решительно не может. Хочется, хочется Родине послужить! И тогда направился он в суд – родной, Бориспольский межрайонный суд Киевской области. Где решительно и оспорил разрыв с ним контракта со стороны государства. Судья вошел в положение земляка-кормильца, и запретил (!) министру транспорта (г-ну Рудьковскому) увольнять либо отстранять А.Н.Мазура от должности директора аэропорта – до рассмотрения дела по сути. И никому не известно, когда же все-таки это самое рассмотрение «по сути» произойдет.
И хотя судья Е.Мартынов, вынесший столь смелое решение, по мнению экспертов «УК» явно превысил свои полномочия, но кого это в Украине сегодня удивляет? Тем более, что судью и истца связывают нерушимые узы кумовства и круговой поруки (об этом – в следующей части нашего рассказа). Таким образом, А.Мазур, как ему кажется, выиграл еще толику столь ценного для него времени. Возможно, он еще не успел отработать авансы, выданные прежними работодателями и деловыми партнерами: нам бы день простоять да ночь продержаться…»
А чтобы подчеркнуть свою, теперь уже мнимую, значимость в глазах былых партнеров и «смежников», он шлет телеграммы и пишет им письма.
Так, например, японским инвесторам – деловым партнерам «Борисполя», он тоже написал «бумагу», к которой приложил упомянутое судебное решение: мол, я – на посту, и все еще директор. Поэтому все переговоры – только со мной! И министр мне – не указ.
Справка «УК»: в 2005 году было заключено Соглашение между правительствами Украины и Японии о предоставлении кредита для финансирования проекта развития аэропорта «Борисполь» (ратифицировано в 2005 году). Соглашением предусмотрено, что Японский банк международного сотрудничества предоставит правительству Украины кредит в размере девятнадцати миллиардов девяносто двух миллионов японских иен, (что сегодня по курсу НБУ превышает 800 миллионов гривен). Срок кредитования составляет 20 лет, процентная ставка – 1,5 % годовых.
Вот в распределении столь лакомого «пирога» едва не поучаствовал наш «герой», из последних сил цепляясь за свое кресло. Он «информирует» япоских партнеров, тогда как:
«За время пребывания А.Мазура на должности директора государственного предприятия вследствие непоследовательных и неквалифицированных действий под угрозу была поставлена реализация проекта строительства пассажирского терминала «D» за счет кредитных средств японских инвесторов из-за «постоянной смены места расположения этого объекта и, как следствие, корректировки проектной документации».
И еще: «Какие-либо заявления Мазура А.М. о том, что он на сегодня является директором ГП «Международный аэропорт «Борисполь», не соответствуют действительности. Министерство не давало ему никаких полномочий на действия от лица этого предприятия на должности директора».
И последнее: когда уже канет в прошлое вредоносная политика отравлять в отставку «с миром» проворовавшихся чиновников? Ведь если бы г-н Мазур ходил к следователю прокуратуры и давал показания по существу своих «проделок», времени на хождения по судам у него бы уже не осталось…
Игорь Куренной, Борисполь-Киев, специально для «УК»