5 ошибок, делающих пользователей беззащитными перед современными ворами и мошенниками
Новые времена приносят новые способы мошенничества, к которым мы еще не готовы. Ведь, казалось бы, какой комфорт дает наличие незащищенного Wi-Fi в ресторане или публичном месте? Только входя туда со своего телефона, вы можете стать легкой добычей мошенников.
В издании Фокус обратили внимание на пять привычных повседневных действий, которые делают нас беззащитными перед ворами.
Нас с детства приучили к мысли о том, что кошельки и сумки, в которых лежат деньги, нельзя оставлять без присмотра в общественных местах. Мы знаем, что на вокзалах, рынках, в переполненных маршрутках и поездах метро за вещами нужно следить особенно внимательно. Не забываем запирать входные двери, уходя из квартиры. Здравый смысл подсказывает, что в мире, где всегда найдутся охотники до чужих денег, даже если речь идет о скромных суммах, нужно быть начеку. Однако частенько забываем, что при желании обокрасть нас можно, не проникая в дом и физически не дотрагиваясь до кошелька.
Представления об опасности формируются в детстве под влиянием опыта родителей, так что наиболее очевидными нам зачастую кажутся те угрозы, которые были актуальны несколько десятилетий назад. Это само по себе неплохо, в конце концов, карманники и квартирные воры никуда не исчезли. Главное, помнить, что современный мир породил множество более «изящных» видов воровства. Порой, совершая привычное и, казалось бы, безобидное действие, мы фактически открываем злоумышленникам доступ к нашим финансовым ресурсам. Заботясь о читателях, Фокус составил для них памятку из пяти самых распространенных «нельзя».
Нельзя №1. Подключаться к незащищенным Wi-Fi-сетям. Особенно, если у вас в руках гаджет, на который инсталлировано банковское приложение. Бесплатный доступ к интернету не стоит рисков, которым вы при этом подвергаетесь. Если по какой-то причине воспользоваться незащищенной сетью необходимо, по крайней мере, не совершайте действий, предполагающих введение паролей, PIN-кодов или реквизитов ваших банковских счетов. Верх безрассудства – совершение онлайн-покупки с использованием бесплатного Wi-Fi с общим доступом.
Нельзя №2. Оставлять свой паспорт как залог в службе проката. Вы поймете, почему этого нельзя делать, однажды узнав, что должны крупную сумму финансовому учреждению, о котором никогда не слышали, потому что на ваше имя кто-то открыл кредитную линию, занял денег или приобрел товар и не стал погашать этот долг. Оригинал паспорта нужно хранить так, чтобы никто не мог взять его без вашего ведома. Если он был украден или потерян, не откладывая, наведайтесь в отделение МВД. Дата подачи заявления о пропаже документа будет крайне важна, когда с вас попытаются взыскать задолженность по кредиту, открытому злоумышленником.
Высылать скан своего паспорта всем подряд тоже не нужно. Если кому-то необходимы ваши паспортные данные (обычно номер, серия, дата и место выдачи), не ленитесь набрать их в текстовом сообщении. Есть множество вариантов использования чужого скана в мошеннических целях, сам по себе номер документа в этом смысле безопаснее.
Нельзя №3. Пользоваться непроверенными интернет-магазинами. Речь даже не о том, что вас могут обмануть с конкретной покупкой. Дело в том, что злоумышленники получат номер банковской карты и ваши собственные идентификационные данные. Располагая этой информацией, можно снять с вашего счета гораздо большую сумму, причем так, что предъявлять претензии будет некому.
Ирония в том, что с первоначальной покупкой может быть все в порядке. Зачастую мошенники выставляют в Сети действительно привлекательные ценовые предложения и тем, кто клюнет, высылают купленный товар, но делается это для того, чтобы человек, предоставивший свои платежные данные, не забил тревогу до того, как его счет почистят.
Нельзя №4. Носить в кармане платежные средства ближней бесконтактной связи без экранирующего чехла. Речь о банковских картах с функцией paypass и любых гаджетах, на которые инсталлированы платежные приложения с технологией обмена данным NFC (Near Field Communication). Это, конечно, удобно – просто приложить карточку к терминалу в магазине, кафе или на турникете в метро и так оплатить покупку, заказ еды или проезд.
Но как же неприятно неожиданно получить SMS о снятии денег со счета, когда точно уверен, что никаких операций не совершал. Считывающее платежное устройство, работающее по тому же принципу, что и магазинный терминал, можно запросто купить в интернете. Многие из этих приборов беспроводные. Злоумышленники берут их с собой и выходят в людные места на поиски зевак, неаккуратно обращающихся с кошельками и телефонами.
По сути, они действуют как карманные воры, только проще, потому что им не нужно отбирать у вас кошелек или телефон, даже доставать его из вашего кармана не обязательно, нужно только поднести считывающий прибор достаточно близко, чтобы сработала функция обмена данными. Для тех, кто хочет обезопасить себя от этого вида воровства, существуют специальные экранирующие бумажники и чехлы для гаджетов.
Нельзя №5. Использовать один пароль для всех сервисов. Это правило кажется очевидным, но, по словам Девида Якоби, одного из ведущих секьюрити-экспертов, использование одного, причем слабого, пароля для нескольких платежных систем и онлайн-сервисов – одна из самых распространенных ошибок частных лиц в сфере информационной безопасности.
Причины здесь срабатывают банальные: большинство людей предпочитают не мудрить с паролями, боясь однажды их забыть. Потому выбирают простую комбинацию и используют ее где только возможно. Часто это дата рождения, сокращение от имени и фамилии, иногда дата свадьбы, имя супруги/супруга или ребенка. Даже если у злоумышленника нет доступа к биографическим данным жертвы, он может получить пароль, взломав один из наиболее уязвимых профилей, и, если пароль общий, остальные сервисы посыплются вслед за ним.
Тем, кто переживает по поводу собственной забывчивости, Якоби рекомендует менять в каждом пароле по два символа, соединяя в одной комбинации ассоциации, относящиеся к разным сферам жизни. Сам он признался, что частенько придумывает пароли, читая тексты песен в обратном порядке, с конца к началу строчки.
Автор: Мария Бондарь; ФОКУС
Tweet