Япончик отомстил Калмановичу?
Гибель вора в законе по кличке Япончик вызвала множество версий. Гадают и о заказчиках преступления, и об исполнителях. Сейчас, когда горячка утихла, попробуем разобраться с версиями. Итак, что стоит за очередным громким «заказником» в центре Москвы.
По данным «Нашей Версии», недавно на Украине полиция разогнала воровской «сходняк». На повестке дня должно было стоять несколько вопросов. Мероприятие можно было бы охарактеризовать как перестроечное, поскольку основным пунктом в регламенте значились именно перестройка схем и ускорение, а также отработка новых финансовых схем, необходимость в которых возникла после убийства Вячеcлава Иванькова и одного из его друзей – Шабтая Калмановича.
Сенсацией стала появившаяся незадолго до схода «авторитетного собрания» версия, согласной которой именно Калманович якобы заказал Япончика и в день своей смерти вёз криминальным «авторитетам» откат в размере 1,5 млн. долларов, чтобы купить себе индульгенцию. Говорят, деньги у него не взяли и отправили за ним бывших спецназовцев, которые Калмановича и застрелили.
Неудивительно, что покушение на Иванькова вызвало небывалый интерес в СМИ: он был, пожалуй, самой заметной фигурой в криминальной истории постсоветской России. И нет ничего странного, что далёкие от понимания современных криминальных схем люди оставили практически без внимания события, сопутствовавшие этому преступлению. В частности, целую серию убийств других воров в законе, а также последующие преступления против людей, так или иначе связанных с Иваньковым и его делами. Гибель вора в законе по кличке Япончик вызвала множество версий. Гадают и о заказчиках преступления, и об исполнителях. Сейчас, когда горячка утихла, попробуем разобраться с версиями.
Итак, одна из них. Вячеслав Иваньков срочно вернулся в Россию из-за границы, чтобы разобраться с противостоянием воров в законе Деда Хасана и Таро. Они уже несколько лет враждуют друг с другом и не хотят простить старых обид. В результате воровская масса поделилась на два лагеря. Одни принимают сторону Хасана, другие – Таро.
По одной из версий, которую сейчас разрабатывают по делу Иванькова, убийца Отари и Япончика мог быть одним и тем же человеком. Или же оба киллера были близко знакомы друг с другом, потому что якобы проходили подготовку, а затем и служили в спецподразделениях, которые при демократии были расформированы по указу одного из президентов РФ.
Причин конфликта несколько, но одна из основных в том, что перед дефолтом 1998 года большая часть денег «общака», за которым присматривал Дед Хасан, оказалась вложенной в ГКО. А рынок этих бумаг тогда рухнул. В Одессе собрали «сходняк», на котором Деду Хасану должны были задать банальный вопрос: «Где деньги, Дед?» Но не успели собравшиеся как следует рассесться за столы, как их уложили на пол бойцы спецназа.
Вопрос не прозвучал, но появился новый: кто спецназу настучал? Потом на Московской кольцевой дороге в одной из кафешек неизвестные застрелили грузинского вора в законе, который и отвечал за безопасность «саммита» в Одессе. И этот мертвец оказался виноватым во всём. Больше никто вопросов о «дефолте» не задавал. А вот Таро продолжал интересоваться… Вячеслав Иваньков в те годы томился в американской тюрьме и не мог принять посильного участия в российских разборках.
Да и после освобождения в США и экстрадиции в Россию, где его ждал суд присяжных по обвинению в убийстве двух турецкоподданных, Иваньков не выказывал горячего желания принимать участие в местных разборках. В интервью известному тележурналисту Андрею Калитину Иваньков настойчиво давал понять, что ни о какой мафии, кроме правительственной и правоохранительной, ничего не знает, сам является жертвой политических преследований, а после того, как в России суд присяжных по турецкому делу его оправдал, он начал писать стихи и сказки для детей, прежде всего для своих внуков.
В разборках между Дедом Хасаном и Таро Иваньков участие принял и встал на сторону Деда Хасана. И тут «приняли» Таро. Якобы один из пострадавших грузинских бизнесменов опознал в нём рэкетира, похитителя и вымогателя 250 тыс. долларов.
Один из коллег Япончика, Хасана и Таро выразил глубокое сомнение в серьёзности обвинения Таро: «Вор в законе не опустится до того, чтобы кого-то выкрадывать и пытать. Это для пехоты работа. Нам то наркотики подбрасывают, то патроны пистолетные. Как будто мы барыги какие-нибудь, которые героин при себе таскают. И у Деда Хасана, и у Таро, и у того же Япончика есть свои серьёзные люди в силовых структурах. И они этих людей используют время от времени. Те себе звёзды на погоны зарабатывают, а эти пространство вокруг себя чужими руками расчищают…»
И в самом деле, мне рассказывали трогательную историю об одном полковнике, который примчался в КПЗ, где находился свежезадержанный на одной из сходок, плакал у двери его камеры и молил: «Дедушка, прости меня, не уберёг». Сейчас этот полковник в грузинской милиции работает, в той, что не коррумпирована совсем. В России он объявлен в розыск.
Арест по обвинению в рэкете стал не первой бедой последнего времени для Таро. В Испании во время операции «Оса» местные правоохранители нахватали немало воров в законе, среди них оказался бизнес-партнёр Таро – Шакро-молодой. Таро тогда умудрился уйти из сетей полицейской облавы и вернуться в Россию, но там задержали его дочь. Для человека с кавказским менталитетом это очень глубокая обида.
В то же время в России в отношении Таро возникли сомнения: почему он ушёл, а Шакро взяли? В общем, люди сердиться начали. В то время люди Таро приезжали в Тбилиси к старейшему (за 80 лет) вору в законе старой формации, который отказался благословить крестовый поход против деда Хасана, подчеркнув, что «воры не должны напиться крови». Его не послушали…
Сначала погибли люди из окружения деда Хасана, один из них – раскоронованный вор, смотрящий за Черноморским побережьем Алик Сочинский (застрелен неизвестными в Москве), потом «приняли» ещё нескольких воров за рубежом, которые, по словам оперативников, контролировали финансовые дела Деда Хасана. А потом выстрелили в Япончика.
Иваньков, кстати, вопреки распространённому убеждению не приезжал ни из-за какой заграницы на разборки. Большую часть времени он трудился в Москве и встречался с людьми в одной из подконтрольных ему фирм, офис которой находится рядом с метро «Полежаевская» на Хорошевском шоссе. Время от времени он ходил пить чай и вести переговоры в близлежащий ресторан. Подстрелили Вячеслава Кирилловича сразу после одного из таких чаепитий.
Вот более или менее реальная информация о картине преступления. СВД, из которой стреляли, была на вооружении федеральных войск во время контртеррористической операции в Чечне. За кем числилась и в каких спецподразделениях, следствие сейчас выясняет. И следствию и бандитам ясно одно – убить Иванькова поручили человеку, в профессионализме которого заказчики были уверены более чем на 100%.
По одной из версий, которую сейчас разрабатывают по делу Иванькова, убийца Отари и Япончика мог быть одним и тем же человеком. Или же оба киллера были близко знакомы друг с другом, потому что якобы проходили подготовку, а затем и служили в спецподразделениях, которые при демократии были расформированы по указу одного из президентов РФ.
Снайперу за «исполнение» Отари Квантришвили, по данным МВД, было заплачено 250 тыс. долларов. Тогда снайпера так и не нашли; по информации из источников «Нашей Версии», после убийства Квантришвили стрелок уехал из России в Европу через два дня после исполнения заказа. По данным МВД – через четыре. Главное в том, что никто, кроме заказчиков преступлений, до сих пор не знает этого человека.
В общем, по мнению экспертов, в Иванькова стрелял профессионал – попал в центр туловища, выстрел произвёл за 2,5 секунды после прицеливания, пуля калибром 7,62 была специально крестообразно подпилена, что привело к тяжелейшим разрушениям внутренних органов пострадавшего. Иванькова прооперировали шесть раз, но он скончался от перитонита.
Возвращаясь к предыстории покушения, следует отметить, что и Отари Квантришвили, и его брат Амиран, и Аслан Усоян, и сам Иваньков в милицейских разработках конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века считались лидерами так называемой ассирийской оргпреступной группировки, которая была малочисленна по количеству стволов по сравнению с другими, но активно выходила на рынок сбыта наркотиков в республиках СССР.
После развала Советского Союза через государственных людей в разных республиках организовали наркотрафик героина из Афганистана. В Южной Америке провели переговоры с руководством колумбийских наркокартелей о том, чтобы превратить Россию в страну – потребителя этого порошка. Япончик, будучи в США, почву для этих переговоров и готовил. А на встрече с нарокобаронами засветились такие «уважаемые» люди, что американцы им потом в визе отказали. И до сих пор отказывают. Да что говорить о них? Наверняка их по телевизору показали на похоронах Япончика…
Прах усопшего сначала хотели предать земле 11 октября 2009 года на Ваганьковском кладбище в Москве, но представители силовых структур вежливо попросили перенести церемонию на 13-е. Объяснили тем, что необходимо провести дополнительные экспертизы и предотвратить уже появившиеся домыслы о вине врачей в лечении столь известного человека.
«Вины врачей, конечно, нет, – расссказали оперативники из МВД РФ ещё до похорон Иванькова. – Хирурги из Боткинской больницы, куда потерпевшего доставили сразу же после покушения, сделали ему шесть операций, и уже потом близкие пострадавшего перевезли его в некую частную клинику на Каширском шоссе, которую выбрали сами. Просто мы сами и наши коллеги из других структур не успели подготовиться к похоронам 11 октября.
Гарантированно появление таких людей, как дед Хасан, Алимжан Тохтахунов, Шакро-молодого вряд ли выпустят на похороны из испанской тюрьмы, но люди от него будут – венки привезут. Из Америки народ приедет, из Лондона, Парижа, из Испании, Германии, Польши, Чехии, Арабских Эмиратов, от Колумбии ждём гостей интересных. По понятиям должны явиться все 30 с лишним воров в законе, которые подписали маляву – приговор Таро.
Среди них, например, Муха, объявленный в розыск. Если Муха в самом деле эту маляву подписывал, приедет клятву верности дать, что отомстит за коллегу-бродягу. К могиле, может, и не подойдёт, но где-нибудь рядышком из машины смотреть будет. Нам же нужно всё это зафиксировать. Теперь другое: для Таро и его сторонников похороны Иванькова – самый удобный момент порешить всех своих оппонентов. Где ещё он их так разом соберёт? На Котляковском кладбище взрыв помнишь, когда афганские ветераны льготные деньги между собой не поделили? Ну вот и у нас задача, чтобы подобного на Ваганьковском не повторилось. Подготовиться нужно, возможные снайперские точки обезвредить и так далее. Пойми, врачи не виноваты в смерти Иванькова, виноватыми остаются снайпер и заказчик убийства…»
Кстати, похороны в итоге прошли по сценарию, который застал врасплох всех и серьёзно отличался от описаний прощания, появившихся в различных СМИ. В газетах прошла информация, что вора в законе начнут отпевать в 10 утра 13 октября. Не так это было. К 9 часам вечера 12 октября к воротам Ваганьковского подъехал одинокий катафалк коричневого цвета. Тело Иванькова пропустили внутрь. Часам к 2 ночи стали подъезжать «авторитетные» автомобили с живыми людьми. Среди них журналисты успели опознать человека, известного в уголовной среде как Тайванчик. Были и другие, неопознанные люди, которые никаких справок о родне на кладбище милиционерам не показывали. Зато милиционеры задержали 12–14 человек, среди которых были и журналисты и братки, пришедшие отдать дань Иванькову.
Нежурналистов омоновцы отводили в кабинеты, откуда выходили довольными, улыбающимися и хорошо физически размятыми людьми через три-четыре минуты.
В кладбищенской церкви как раз в это время началось отпевание Иванькова. Но туда никто из ожидаемых гостей не явился. Все высокие чины криминального мира, деятели политики, культуры и искусства попрощались с Иваньковым в морге частной клиники на Каширском шоссе, где он скончался. В общем, опять всех перехитрили. Некоторые политические деятели выступили с уверенными заявлениями, что после гибели Япончика воровской войны, опасной для рядовых граждан страны, не будет.
– Будет, да она уже началась, – прокомментировал подобные заявления мой собеседник из воровского мира, – по зонам уже пошла малява, в которой Таро обвинили в покушении на Иванькова и приговорили его к смерти.
– Но Таро сейчас находится в лефортовской тюрьме, в одиночке и под усиленной охраной. Кроме того, он выразил глубокое сожаление по поводу смерти Иванькова и даже просил временно отпустить его на похороны…
– Понимаешь, в чём дело. Ту маляву против Таро подписали 36 воров. Первым – Иваньков, который был в коме в больнице в то время, среди остальных – Дед Хасан (он мог за Иванькова подписаться) и Муха, объявленный в розыск. Даже если это не их письмо, а подстава оперативников, все подписавшиеся воры ведь до сих пор не дали опровержения. А значит, Таро всё равно достанут – либо на пересылке, либо на зоне, даже после освобождения на воле. Он же не будет сидеть в «Лефортово» вечно. И сейчас ситуация складывается так. После смерти Япончика остались две значительные фигуры (Шакро-молодой очень плотно изолирован в Испании) – это Дед Хасан и Таро. Кто-то из них должен уйти, кто-то остаться. Пока же они выбивают людей из окружения друг друга. Эта история просто так не кончится…
– Убийство Калмановича – это и в самом деле скорее всего продолжение серии преступлений против криминальных авторитетов, – сообщают источники в силовых структурах, – ведь Калманович числился среди друзей Иванькова. И являлся фигурой загадочной и неоднозначной. Калманович родился в Литовской ССР в 1947 году; в 1971-м он эмигрировал в Израиль, где окончил университет и начал заниматься бизнесом. На самом деле, как выяснили израильтяне, Шабтай трудился там в качестве сотрудника 8-го отдела 5-го Управления КГБ. Но его вычислили и посадили за шпионаж в пользу СССР. Семь лет он просидел в тюрьме. После прихода Ельцина на пост президента России за освобождение израильского узника начали ходатайствовать не только такие люди, как Руцкой, но и другие граждане – рангом пониже, но более популярные и не скрывающие от СМИ своих дружеских отношений с некоторыми ворами в законе. В 1993 году Шабтай Калманович вышел на свободу.
По сообщениям израильских СМИ, «родоначальник русской мафии в Америке Марат Балагула сказал как-то о Калмановиче: «Он очень умный, грамотный и способный человек, но от таких людей надо держаться подальше». Впрочем, другой известный русско-американский мафиози, Вячеслав Иваньков, был другого мнения и отношения с Калмановичем поддерживал».
На воле Шабтай принимал участие в организации гастролей российских артистов в Израиле, кроме того, создал несколько фирм в России.
Интересы Калмановича распространялись от шоу-бизнеса до фармакологии, но его фирмы малоизвестны и никогда не представляли интереса для журналов типа «Форбс». Тем не менее за ним укрепилась слава миллионера и мецената.
Как говорят специалисты по борьбе с организованной преступностью, секреты бизнеса Калмановича для них остаются тайной. «Да, он был связан и с ворами в законе, и с их окружением, тем самым, которое американцы подозревают в наркобизнесе, может, отсюда и такой интерес покойного к фармакологии, но, так или иначе, ему каким-то образом удавалось аккумулировать серьёзные финансовые потоки».
В 2002 году на свадьбе дочери Калмановича в Израиле присутствовали такие авторитетные бизнесмены, как Иван Харитонов, Владимир Цадович и Сергей Михайлов. В России интересы Калмановича распространялись на такие рынки, как бизнес-центр «Щёлково» и Тишинский рынок. Но наибольшую славу ему принесло руководство российскими баскетбольными спортклубами, среди которых женская команда «Спартак» из подмосковного города Видное. В декабре 2008 года он был назначен генеральным менеджером женской сборной России по баскетболу. Но, как выяснили оперативники, все патронируемые Калмановичем команды содержались в большем объёме на бюджетные средства.
«Помнишь, как в фильме «Место встречи» про Фокса говорили: не вор в законе, но человек серьёзный, – поделился своей информацией человек из окружения покойного Иванькова. – Шабтай точно под эту схему подходит. Просто через него проходили потоки денег, собранных структурами, близкими к Япончику и Деду Хасану, и на часть этих денег и проводили всякие концерты, но главное, сам понимаешь, потоки эти на Запад надо было отправить.
А Калманович был фигурой, которую можно было засветить перед властями. Но после того, как между ворами в законе Таро и Дедом Хасаном разразилась война, жертвами её в первую очередь стали те люди, что контролировали финансовые проводки общака из России на Запад, а также сбор денег в Европе. Таких человека три-четыре убили. И вот теперь Калманович. Не исключено, что под Хасаном упрямо разбивают финансовую основу его империи, ну и убирают ключевых фигур из его системы».
Справка
Вячеслав Иваньков (из интервью российскому ТВ): «Я ненавижу роскошь. Мне не нужны богатство, бриллианты, собственные самолёты, яхты и прочая белиберда. Я веду полуспартанский образ жизни. Всё, что надо, у меня будет. Но повторяю: мне ничего не надо! У меня совершенно другие ценности – у меня духовные ценности. Я слишком многое в жизни вытерпел. Я ещё белого хлеба не наелся. Для меня рассвет ценнее, чем для кого-то – миллиард долларов… Я буду лучше грызть булыжник и чувствовать себя порядочным человеком, чем жрать устрицы в шампанском и чувствовать себя полным г…»
Олег Утицин, Наша версия
Tweet