Как украинские скамеры выманивают деньги у россиян и передают их ВСУ
Днепр — столица украинских мошеннических колл-центров. Если раньше скамеры обзванивали в первую очередь граждан Украины, то после начала войны переключились на россиян. Полученные с помощью финансовых махинаций деньги некоторые мошенники передают ВСУ.
Журналисты издания «Вот Так» пообщались с участниками схем виртуального рэкета и узнал, как граждане РФ, сами того не подозревая, спонсируют украинскую армию.
Собачья работа
Украинские скамеры (от англ. scam — обман) называют свои колл-центры, из которых они обзванивают людей, офисами. Устроиться в такой «офис» несложно: сотрудников обычно набирают через объявления на сайтах по поиску работы — о том, что деятельность нелегальная, в описании не сообщают. Такие же вакансии публикуются в тиктоке и телеграме.
Сотрудники колл-центров в разговоре с корреспондентом «Вот Так» рассказывают, что во время собеседования кандидата обычно подключают к детектору лжи, задавая ему «стандартные и одновременно глупые вопросы». Спрашивают, например, о том, употребляет ли соискатель алкоголь и наркотики, приходилось ли ему воровать деньги на работе и был ли у него опыт сотрудничества с полицией.
Сразу несколько собеседников издания, связанных с нелегальным бизнесом, утверждают, что в Днепре, по сравнению с другими украинскими городами, больше всего «офисов». Житель Днепра Павел, работающий в одной из таких организаций, говорит, что набирать новых сотрудников им помогает менеджер, который обзванивает людей и приглашает их на собеседование. Правда, детали работы — в частности, информацию о том, что придется использовать мошеннические схемы, — раскрывают уже после того, как сотрудник пройдет стажировку.
«Дальше тебя раскидывают по городу в офисы, отталкиваясь от показанных результатов стажировки — как ты общаешься с клиентом, как звонишь и что говоришь. Есть топ-офисы, а есть средние. Отличаются они ежемесячным результатом и уровнем разговоров», — делится Павел.
Его после прохождения стажировки сразу направили в «топ-офис»: там есть свой дресс-код, все сотрудники обязаны одеваться по-деловому.
«Одежда тебя таким образом дисциплинирует, рубашка должна быть не заезженная, постоянно нужно быть опрятным. Тебя встречают тепло, но на старых сотрудников постоянно оказывается давление. Им говорят: “У вас идеальная работа, вы нормально зарабатываете, все делают для вас. Не нравится — идите на завод”. Но на самом деле это работа не идеальная, а собачья», — говорит Павел.
Юлия, бывший HR-менеджер одного из мошеннических колл-центров в Киеве, рассказывает, что начальство требовало от нее приходить на работу накрашенной и на каблуках. По словам руководителей, это было нужно для того, чтобы между ней и соискателем «настраивалась химия»: разговаривать ей приходилось в первую очередь с мужчинами.
«Самое неприятное [было] — звонить иногородним, везти их в Киев или переубеждать людей уволиться ради работы с нами. Старалась этого не делать, так как понимала, в какую организацию они устраиваются. Из-за этого часто ссорилась с начальством», — вспоминает Юлия.
По ее словам, организация, в которой она работала, публиковала объявления с вакансиями для разнорабочих, кладовщиков и барменов. «Когда человек отвечал на вакансию, мы его переобували», — поясняет девушка.
Второй фронт
После того, как человек устраивается на работу в один из «офисов», ему выдают методичку: в ней описано, как сотрудник должен общаться с «клиентом». Для обзвона работникам выдают специальные базы с действующими номерами. До начала войны мошенники звонили в первую очередь гражданам Украины, иногда — в Польшу, Израиль или страны Балтии. После вторжения армии РФ акцент работы полностью сменился: главной аудиторией скамеров стали россияне, они же, на слэнге мошенников — «мамонты».
«В начале войны менеджеры нас мотивировали, что мы второй фронт. Пацаны наши убивают врага на войне, а мы забираем у россиян деньги и пытаемся экономически разрушить [РФ]. В первые месяцы [вторжения] это для наших сотрудников была огромная мотивация. Я себя частью фронта не чувствовал, но многих ребят это подстегнуло», — говорит Павел.
«Офисники» рассказывают, что у них есть большой набор стратегий для того, чтобы похитить деньги. Одна из самых кассовых схем — звонок якобы от сотрудника полиции, который впоследствии перенаправляет «клиента» на несуществующего специалиста Центробанка. Жертв убеждают в том, что они должны перевести деньги на «безопасный счет», чтобы не потерять их: в итоге они лишаются всей суммы.
«Одного человека могут “вести” неделю несколько разных сотрудников. Никто не знает все схемы, которые существуют. Если журналистам рассказать одну историю, то от этого меньше “мамонтов” не станет», — рассуждает Александр, работник одной из мошеннических организаций.
Еще один популярный вариант финансовых махинаций — торговля несуществующими инвестициями. Пользователи обычно попадают в руки мошенников, нажимая на рекламные баннеры, которые сулят легкий заработок: перешедшим по ссылке предлагают войти в мир инвестиций со скромным стартовым капиталом в 150 долларов. После этого в игру вступает ретеншн-менеджер, главная задача которого — удержать «клиента» и убедить его вложить в фейковые акции как можно больше денег.
«Мой личный максимум — это когда я на протяжении трех недель настолько вошел в доверие к дальнобойщику из России со своей небольшой фирмой, что он продал две фуры — это порядка 8 миллионов рублей — и вложил деньги в “акции”. Потом мы его заблокировали», — рассказывает Павел.
Контакт «мамонта» чаще всего блокируется сразу же после совершения транзакции. Впрочем, после начала вторжения скамеры иногда продолжают разговор с обманутыми россиянами — даже в тех случаях, когда им от них уже ничего не нужно.
«Можешь общаться с ним, как хочешь. Можешь посмеяться, можешь что-то сбросить [в личные сообщения]. Когда началась война, мы кидали картинки “Слава Украине”. Как они реагируют? Начинают кричать, бомбить, звонить: “Вы пидорасы, мы вас всех поубиваем. Буду обращаться в прокуратуру”. Обращайся, друг, пожалуйста», — говорит Павел.
Огонь по своим
Периодически «офисы» Днепра вновь начинают работать против украинцев. Один из известных случаев произошел после начала войны: мошенники звонили гражданам Украины, представлялись подчиненными главы Николаевской ОВА Виталия Кима и просили отправить деньги — якобы на гуманитарную помощь. Ким отреагировал на эти сообщения, передал привет «офисникам из Днепра» и призвал их обманывать россиян, а не украинцев или граждан ЕС.
«Основные жертвы — это россияне. Учитывая войну, которую они массово поддерживают, это закономерно. Их деньги пополняют оборонный бюджет и помогают украинцам, так как значительную часть от тех денег, которые мы у них забираем, передаем ВСУ и в специальные благотворительные фонды. Но есть и такие, которые лупят по своим или звонят в страны-партнеры. Таких не особо уважают, у них главная мотивация – это деньги. С Россией работать намного проще – населения много и большое количество промытых зомбоящиком персон, которые не понимают, что происходит. Там они никогда не переведутся и их всегда можно будет обманывать», — говорит сотрудник мошеннической организации Александр.
Другой работник «офиса» Павел, в свою очередь, считает, что работать с российским рынком — не так просто.
«Из-за бедности и отсутствия образования некоторые люди в РФ, особенно представители азиатских народов, ничего не понимают и делают все, что мы говорим. Но есть и грамотные, подкованные. Это как сравнивать, что мы воюем с армией дебилов. Это далеко не так, там тоже есть профессионалы. Как и у нас», — рассказывает Павел.
Похожие мошеннические организации работают и в России, однако украинские «офисники» отзываются о них скептически. Дело в том, что в российском скаме задействовано большое число заключенных.
«Зэки звонят и говорят: “Ваш ребенок попал в больницу, скиньте тысячу рублей”. Чушь. Это очень глупо и банально, нужно быть дурачком, чтобы на это повестись», — объясняет Павел.
Лавеха мутится
Зарплаты у «офисников» напрямую зависят от того, какое количество их собеседников купится на мошенническую схему и переведет деньги. Чем больше общая сумма, тем выше гонорар сотрудника.
«Бывают месяцы, когда ты получаешь тысячу долларов, а бывают, когда 10–15 тысяч [долларов]. Если сильно постараться, то можно за один день сделать очень большую кассу. В офисе моего друга, например, были премии, они регулярно, раз в месяц, проводили корпоративы в стиле “Волк с Уолл-Стрит”, где кидаются карликами и ходят голые проститутки. На один корпоратив выделялись десятки тысяч долларов, а лучшему работнику недели дарили последний айфон», — рассказывает Александр.
По словам Павла, часть зарплаты, до 70 тыс. гривен, приходит «офисникам» на банковскую карту, остальные деньги выдаются в долларах в конверте.
«Однажды, еще до войны, на корпоратив наше начальство арендовало два верхних этажа гостиницы “Харьков Палас” и открытый лаундж. Весь вечер был безлимит на еду и алкоголь. На одно такое мероприятие выделялось от 50 до 100 тысяч долларов. По зарплатам — главный человек в офисе, ответственный, получает 30–40 тысяч долларов в месяц. Обычный менеджер — от 40 тысяч гривен в среднем [примерно 1,3 тыс. долларов], но это зависит от того, сколько ты провел через себя “мамонтов”», — объясняет собеседник.
Впрочем, высокими зарплатами специфика отношений с работодателем не ограничивается: по словам самих скамеров, если менеджер приносит организации большой доход, то в некоторых случаях он просто не сможет уволиться по собственному желанию.
«Бывает такое, что если работник хорошо общается и делает деньги, то его не отпускают. То есть сотрудник просит об увольнении, а ему говорят: “Нет, ты работать будешь, потому что если ты уйдешь, то поедешь в лес”. Но это немногочисленные конченые офисы, которые относятся к людям как к животным — если ты пришел, то ты уже отсюда не уйдешь», — рассказывает Александр.
Днепровская мафия
«Нельзя сказать, почему все началось именно с Днепра. Наверное, у города есть свой шарм, в нем постоянно “решаются вопросы”. Какие-то бизнесмены, олигархи — Коломойский, Корбан, Филатов. Так и пошло, что Одесса — мама, а Днепр — город офисов», — рассуждает Павел.
Сейчас в Днепре работает так много «офисов», что между ними возникла конкуренция: мошеннические организации, например, могут бороться за опытного менеджера, предлагая ему наиболее выгодные условия.
«В каждом городе есть свои офисы и свои территории. Всегда нужно знать, кто рядом с тобой, и быть с ними в хороших отношениях. Открывается новый офис, и сотрудники переходят туда. Это как трансферы в футбольных клубах: некоторых работников не отпускают с предыдущего места, в таком случае другой офис выкупает человека. У меня знакомого выкупили за 15 тысяч евро», — рассказывает Павел.
По его словам, у всех владельцев «офисов» есть хорошие связи с местной полицией и СБУ — иначе бы они силовики быстро пришли в организацию по наводке конкурентов.
Финальные бенефициары «офисов», рассказывает Александр, никогда не появляется среди рабочего коллектива — их никто не знает. Для общения с руководителями на место приезжают их доверенные лица, они же решают вопросы с сотрудниками правоохранительных органов.
После начала российского вторжения, объясняет Павел, работать стало психологически проще — его больше не мучает совесть из-за махинаций с россиянами.
«Раньше, когда затянул у какой-то бабушки 200 тысяч рублей, думал: “А если ей нечего есть? И ей не будет на что жить. Я ее обманул, а у нее и так жизнь тяжелая”. После вторжения стало все равно. Недавно звонил бабуле одной, просто поговорить, так как у меня было время. Говорили о продуктах — спустя 10 минут разговора я затронул тему политики. И она говорит: “Да так и надо им, этим хохлам-фашистам”. А ей лет 70. Я послал ее нахуй и понял, что у меня нет жалости к этим людям», — делится он.
Автор: Владимир Левашов
Источник: «Вот Так»
Tweet