Борьба с коррупцией: «травоядные» и «плотоядные»
Когда в 1930-е годы, в разгар Депрессии, сухого закона и мафиозных разборок, было решено заняться Аль Капоне, в Управлении по соблюдению антиалкогольного законодательства при Минфине США решили создать спецподразделение из абсолютно неподкупных оперативников. Подразделение должно было состоять из 50 сотрудников, затем группу решили сузить до 15. В итоге ее руководитель Элиот Несс смог отобрать лишь 11 человек. Из сотен проверенных сотрудников… «Патриот — это тот, кто поддерживает свою страну всегда, а ее правительство — лишь когда оно этого заслуживает».
Марк Твен
В историю американского правосудия группа Несса вписана под названием «Неприкасаемые» (The Untouchables). Аль Капоне не удалось подкупить ни одного из группы.
Кнапп и цап
С коррупцией в рядах правоохранителей американские власти борются в основном с помощью законов, досконально прописывающих, что дозволено делать блюстителям порядка, а что нет. Ну и, конечно, есть кодексы поведения, девизы (как знаменитый девиз ФБР «Верность, храбрость и честность») и прочие заповеди, нарушители которых объявляются «предателями». Тем не менее периодические встряски властям производить все же приходится. Одну из таких, пожалуй, самую громкую в истории американской полиции, предприняла в начале 1970-х годов Комиссия Кнаппа, расследовавшая коррупционную практику в полицейском департаменте Нью-Йорка. Как выразился герой романа Шекли, «в предубежденных глазах Комиссии Кнаппа… общепринятая полицейская практика вдруг обратилась в акты вопиющего злодейства, и весь личный состав полиции должен был пройти переаттестацию, отрицая то, что делал так долго».
…А началось с того, что на своих товарищей «настучали» патрульный Фрэнк Серпико и сержант Дэвид Дерк; пошла утечка в прессу, мэр Нью-Йорка издал распоряжение о расследовании. Чисткой рядов занялся пришедший из ФБР комиссар Патрик Мерфи. Его людьми осуществлялись «упреждающие проверки на неподкупность» (агенты ФБР занимались прослушкой полицейских, провоцировали их на взятки), массовые кадровые перестановки и ротация полицейских из одного района в другой. Были выделены дополнительные средства на оплату осведомителей, усилены меры по привлечению к ответственности граждан за попытку дать взятку «людям в погонах» и т. д.
Шесть рекомендаций
Комиссия Кнаппа разработала и направила в Министерство юстиции и генпрокурору шесть следующих рекомендаций:
— командиры должны нести ответственность за действия своих подчиненных;
— командиры должны периодически представлять доклады о ключевых областях, которые могут генерировать коррупцию;
— отделы внутренней безопасности должны быть созданы в каждом округе;
— секретные осведомители должны быть в каждом округе;
— улучшить методы и стандарты проверки и отбора персонала;
— изменить стиль работы полиции.
Рекомендации стали применять. Классификация, которую ввел судья Уитмэн Кнапп в отношении коррумпированных полицейских, подразделенных на «травоядных» (Grass Eaters) и «плотоядных» (Meat Eaters), применяется до сих пор даже юристами. «Травоядные» — это копы, которые, беря пример со старших товарищей, пробавляются мелкими поборами с наркоторговцев, проституток и завсегдатаев подпольных игровых заведений. «Делать как товарищи» среди «травоядных» — в порядке вещей, это как «подтверждение твоей лояльности к полицейскому братству». Так что, писал позднее Кнапп, наиболее эффективный способ покончить с «травоядием» — вычистить из рядов полиции «дедов», которые учат этому новичков.
К «плотоядным» относятся полицейские, предпринимающие активные усилия для личного обогащения, облагая данью сутенеров и наркоторговцев, и при этом оправдывающие себя — дескать, «жертвы моих поборов стоят того».
Предупреждение Миранды
Важный правовой инструмент, прямо или опосредованно влияющий на снижение коррупции среди «силовиков» Америки, — прецедентное право. Когда все вердикты и определения Верховного суда США становятся затем юридическим основанием поведения сторон того или иного дела. Знаменитое «Предупреждение Миранды» вошло в повседневную жизнь в 1966 году, когда Верховный суд США отменил приговор некоему Эрнесто Миранде, арестованному по обвинению в ограблении и изнасиловании. Адвокаты Миранды оспорили вердикт суда Аризоны на том основании, что обвинение против подсудимого базировалось на его признательных показаниях, полученных в тюрьме. В апелляции адвокаты заявили: их необразованный клиент не знал о своих правах, гарантированных Пятой поправкой к Конституции, которая освобождает подозреваемого от необходимости свидетельствовать против самого себя.
И вот уже 40 лет американские полицейские с теми или иными вариациями (зависит от законодательства конкретного штата) произносят перед допросом: «Вы имеете право хранить молчание… все, что вы скажете сейчас, может быть использовано против вас в суде… вы можете требовать приглашения адвоката». Если полицейский забыл сообщить эти слова, дело может рассыпаться в самом начале, а сам правоохранитель получит предупреждение от прокурора или еще более серьезное наказание. И все эти десятилетия Минюст и прокуратура пытаются добиться от Верховного суда отмены «Предупреждения Миранды», которое, по их версии, мешает правосудию, связывая правоохранителей по рукам и ногам…
Молчуны и братья
Все более важную роль в борьбе с коррупцией играет принятый в 1989 году закон «О защите информаторов» (Whistleblower Protection Act). Несмотря на жесткую оппозицию со стороны Белого дома, конгрессмены в последние годы постепенно дорабатывают закон с целью ввести в него дополнения, направленные на ограждение федеральных служащих от репрессий со стороны начальников, на которых служащие «стучат». Опираясь на закон, ФБР недавно провело расследование в отношении руководства пограничной патрульной службы, ответственной за участок канадско-американской границы, и установило, что служба вынесла неправомочные взыскания двум офицерам, Марку Холлу и Роберту Линдеманну, после того как они «просигнализировали» в Вашингтон о недостатках в охране границы…
Иногда коррупцию в силовых ведомствах помогают разоблачать «братские» структуры. Классическим стал «Скандал с подразделением «С» Департамента полиции штата Нью-Йорк. Полицейский Дэвид Хардинг пришел в 1991 году на собеседование в ЦРУ. И вот в ходе его незадачливый кандидат в контрразведчики — отвечая на провоцирующий вопрос, «готовы ли вы нарушить закон ради интересов страны», — похвастался, как он с коллегами по подразделению «С» умело фабрикует недостающие «пальчики» на оружии и в местах происшествия… Хардинга передали в ФБР, в результате полицейского приговорили к 10 годам тюрьмы за фабрикацию улик по четырем эпизодам, а его шефа — к семи годам. Из 40 офицеров подразделения сроки получили еще трое.
Сроки за «крыши»
В 1998—1999 годах американскими силовиками занялась Генеральная счетная палата. В докладе 1998 года говорится о целой серии дел, связанных с причастностью полицейских к серьезным преступным деяниям, как то: проведению незаконных обысков и конфискаций; краже денег и/или наркотиков у наркоторговцев; «крышеванию» наркотрафика; фабрикации подложных свидетельств и т. д. Подобные дела были выявлены в десяти крупных городах. Так, в Новом Орлеане 11 полицейских получили сроки за то, что взяли $100 тыс. с выдававших себя за дилеров секретных агентов, которые предложили копам взять под «крышу» склад с героином.
По результатам проверки 28 криминальных эпизодов 1992—1997 годов, в которые были вовлечены несущие службу на границе с Мексикой сотрудники Службы иммиграции и натурализации США и Таможенной службы, ГСП выпустила еще один серьезный доклад. В нем обращалось внимание на недоработки руководства служб. У этих служб, указывалось в докладе, вполне достаточно юридических и служебных инструментов для ведения успешной борьбы за очищение своих рядов от коррумпированных сотрудников.
Евгений Верлин , Профиль