В стране скотов не выживут и волки…
Киевский хозяйственный суд принял к рассмотрению иск общественных организаций к Госкомлесхозу Украины в защиту волков. «ЭкоПраво-Киев» и Киевский эколого-культурный центр обвиняют Госкомлесхоз в нарушении Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения». Вопреки ему лесоохотничье ведомство позволяет отстреливать беременных самок волка и беспомощных волчат. Первое заседание суда запланировано на конец мая.
Одновременно защитники окружающей среды начали кампанию за внесение волка в Красную книгу. Они считают, что основания для предоставления ему особого статуса есть. Численность волков сокращается — по официальной статистике она составляет 2600 особей, а по данным общественных организаций — вдвое меньше.
Волка уже выбили во многих странах Европы, из-за чего он внесен в Европейский Красный список и находится под защитой Боннской и Бернской международных конвенций, ратифицированных Украиной. В соседней Польше волк отнесен к охраняемым видам. А в Красную книгу Украины внесены животные, численность которых намного больше, чем волков, — барсук, выдра и другие.
Людоеды или жертва черного пиара?
В ответ на первое письмо в Национальную комиссию по вопросам Красной книги Украины инициаторы кампании в защиту волка получили отказ: «Для внесения волка в КК оснований нет». Один из инициаторов обращения — председатель ассоциации «Наш дом» Юрий Васидлов считает, что на решение комиссии в значительной степени повлияла антиволчья истерия, которую то ли сознательно разжигают охотники, то ли искусственно нагнетают украинские СМИ для поддержки интереса читательской аудитории.
На самом же деле истории о «волках-убийцах» — это зачастую просто байки. Вот хоть бы история, которую несколько лет назад я сам слышал от попутчиков в поезде Киев—Луганск. Будто в Беловодском районе Луганщины волки съели двух человек. Если верить этим россказням, то пострадала семья безработных, выехавшая на своей машине на промысел — воровать кукурузу. На глазах у девочки, которая осталась в автомобиле, в серых сумерках серые фигуры загрызли ее отца и маму. Почему именно волки? «А кто же еще?» — спрашивали меня оппоненты. Но, как выяснилось, ни охотоведческой, ни других экспертиз никто не проводил, версию нападения на людей одичавших собак никто не расследовал, причастность владельцев кукурузного поля к этой истории также никто не проверял.
Да и была ли эта история вообще? Главный специалист отдела охраны и сохранения животного царства Минприроды Украины Николай Мельник, которому я недавно задал этот вопрос, однозначно заявляет: сколько он работает в министерстве (а это почти 20 лет), насмерть волки никого не загрызли.
А вот в архиве Васидлова сведения о летальных случаях есть. Однако они имеют скорее историческую ценность. В России еще в позапрошлом веке, согласно статистике, например, в 1896 году 1193 человека были «съедены зверями». Советская статистика намного скромнее. Да, в Станиславской области зафиксированы только два таких случая в послевоенные годы.
Любитель винограда и майских жуков
В принципе, справиться с такой добычей, как человек, волку вполне по силам. Это второй по величине хищник Украины: длина (без хвоста!) взрослого волка — 100—140 сантиметров, вес — 30—70 килограммов. Изредка попадаются экземпляры крупнее, но не намного. Газетки и журнальчики с описанием волков весом полтора центнера, не читая, отправляйте в макулатуру. За день волк в среднем потребляет сто-двести граммов мяса… на каждый килограмм своей массы. То есть ему достаточно съесть одну десятую часть своего веса. При нормальных условиях основой его рациона являются копытные — олень, косуля, кабан. Не пропустит возможности полакомиться зайцем, лисой, енотом или куницей. Не поленится поймать мышь, ужа, лягушку, майского жука или другое насекомое. На Полесье лакомится черникой, на юге страны — виноградом, шелковицей, даже… арбузами. Не гнушается и падалью, объедками других хищников (в Карпатах, например, рыси или медведя). Волки могут разорвать и своего родича, раненного в стычках самцов во время гона. Такая же судьба может постичь более слабого в драке голодных хищников за добычу.
Способны волки выдерживать и продолжительное, до двух недель, голодание без заметной потери физической кондиции. Если бы не эта особенность, пришлось бы волку туго. Поскольку каждой удачной охоте волчьей стаи предшествует много неудачных преследований. В одном из исследований выяснилось, что из 130 лосей, на которых напали волки, почти 90 убежали, 35 успешно оборонялись, стоя в воде, и только пятерых забили волки. То есть волки работают эдакими селекционерами — их добычей становятся чаще всего немощные, старые или ослабленные животные.
Так на луну никто и не воет!
Действительно ли волк — безжалостный зверь, убивающий только ради того, чтобы убивать? Юрий Васидлов на этот вопрос отвечает отрицательно. Миф сформировался из-за того, что нередко находили слегка надгрызенные трупы животных. Но анализ таких случаев показывает, что это происходило вблизи лесных дорог, домов, пастбищ или мест, где ведутся лесные роботы. То есть там, где испуганные близким присутствием человека хищники прерывали свою трапезу. Зато зверей, забитых в отдаленных местах, съедают целиком. Следовательно, убивает волк именно для того, чтобы съесть жертву. Когда добыча солидных размеров или жертв несколько, волки отдыхают поблизости. Их желудки, которые могут вместить сразу до 10 килограммов мяса, быстро переваривают пищу и через два-три часа готовы принять новую порцию. В конце концов на месте нападения на оленя или лося остаются только череп, челюсти, несколько крупных костей и копыта. От косули или поросенка вообще остаются только пятна крови и шерсть.
Прославляя свой охотничий успех, стая воет возле добычи. Вообще же эти звуки, от которых у нас если не кровь стынет в жилах, то мороз бежит по коже, на самом деле являются способом общения — как между членами одной группы на далеких расстояниях, так и для передачи информации другим стаям. При благоприятных атмосферных условиях вой можно услышать на расстоянии до пяти километров, однако чаще всего это радиус в два-три километра. Исполнители же этих «песен» слышат друг друга на 10-километровом расстоянии.
Выражение «выть на луну» в действительности лишено смысла. Просто темными летними ночами момент восхода луны является сигналом для выхода хищников на охоту. Животные возбужденно обнюхивают друг друга, виляют хвостами, пока дружно не завоют. Это служит окончательным признаком мобилизации и готовности к охоте. Кстати, вой собаки крупной породы может напоминать вой одинокого волка, но почти всегда ему предшествует (или завершает его) лай.
Люди! Ради бога! Нас грабят!
В течение года волки живут преимущественно в стае, которая обычно насчитывает четыре-шесть особей. Лишь три-пять процентов волков одинокие. Это чаще всего старики, больные, покалеченные животные или же молодые хищники, которые покидают родительские стаи в поисках новых территорий.
Когда-то волки водились во всех странах Северного полушария, за исключением разве что высокогорий, больших пустынь и тропических джунглей. На сегодня больше всего их осталось в Канаде — 50 тысяч. На втором месте — Россия (30 тысяч). Во многих же странах Европы волки водятся лишь в детских сказках. В Украине, согласно последним статистическим данным, насчитывается две тысячи шестьсот волков. Больше всего их в Луганской области — свыше трехсот. Дальше идут Житомирская (260) и Ривненская (до 200). Немало ученых считают, что официальные данные завышены по крайней мере вдвое — из-за несовершенной методики учета.
То, что волк вообще еще живет на территории Украины, объясняется его высокой приспособленностью, пластичностью. Ведь относительно него не предусмотрены ни лимиты, ни взыскания за незаконный отстрел или разорение логова. Мало того, согласно приказу Госкомлесхоза «О мероприятиях по уничтожению вредных хищных зверей», любителей-охотников поощряют амуницией, специальным (на государственные средства) обучением. За каждого убитого волка, независимо от возраста, выплачивают 100 гривен премии. А как же соответствующая статья Конституции, предоставляющая право собственности на природные ресурсы, в том числе и на волков, всем гражданам Украины поровну? Ведь за использование других видов биоресурсов пользователям, в частности охотникам, приходится платить! А тут у нас у всех кто-то забирает волка за волком, и мы ему еще платим за это! Чудеса…
Санитар леса. Без кавычек…
Если мечты авторов приказа осуществятся и волк исчезнет из украинских лесов, то, по мнению Юрия Васидлова, исчезнет природный регуляторный механизм возрастного и качественного отбора стада диких копытных животных. Регуляция будет происходить другими путями: вследствие болезней, голода из-за истощения кормовой базы и т.п. В полный рост встанет проблема одичавших собак. И в конце концов придется тратить средства на восстановление поголовья волков, как это делают нынче в США. Ведь волки — действительно санитары леса. А в том, что это словосочетание журналисты используют как художественный образ в публикациях на уголовные темы, волки не виноваты.
Сочувствие сочувствием, но скот волки таки дерут? Дерут. Например, за 1998—1999 годы в Черновицкой области, по официальным данным, потеряно 20 голов крупного рогатого скота и 93 овцы. Действительно, животноводство на территории, где водятся дикие хищники, имеет определенные риски, но степень этого риска в значительной мере зависит от надлежащего присмотра. Существуют традиционные виды изгородей, современные «электрические пастухи», различные способы отпугивания — как довольно дорогие ультразвуковые, так и простые тряпичные флажки, которыми обвешивают места выпаса. Это почти ничего не стоит, тем не менее работает едва ли не эффективнее, чем новейшие изобретения. Только не ленись. А о том, что овцы целее у непьющих пастухов, — можно и не говорить. Кстати, недаром я подчеркнул: «по официальным данным». Если не было очевидцев (а их обычно не бывает), то очень трудно отличить по следам нападение волков от нападения собак. А о случаях, когда на волков «вешали» убитых для шашлыка животных, писали еще журналы «Перец» и «Крокодил». Об интересной тенденции гибели скота от хищников рассказывает директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко: от когтей и клыков гибнут почему-то исключительно застрахованные коровы. «Я даже представляю себе картину, — смеется В.Борейко, — подходит волк к корове и спрашивает: «Ты застрахована?» — «Да». — «А покажи страховку. Есть? Ну тогда я тебя съем».
Каждое сообщение о нападении волков на людей вызывает шквал эмоций. И всегда приговор: «Перестрелять всех до одного!» Почему-то никто не призывает перестрелять собак бойцовских пород, свиней, крыс, количество жертв которых не меньше, чем волчьих. Не слышно и о призывах «перестрелять» автомобили, которые каждый день убивают людей десятками.
Если бы автомобили действительно «перестреляли», то склепать новые не было бы проблемы — заводы работают бесперебойно. А вот волка, как и любое другое животное, на заводе не «склепаешь». Эволюция создавала его миллионы лет. Так что суд в защиту животных — это еще и суд в защиту исторического развития живого, в защиту естественных эволюционных процессов, в защиту гарантий того, что выживет и биосфера, и человек в ней.
Олег Листопад, ЗН
Tweet