Кумовские традиции украинской таможни. Часть 1
Не беда, что на должности руководителя таможенного поста, вопреки всем должностным инструкциям, оказался… инвалид второй группы. Но как деятельно – в смысле, с пользой для себя и товарищей – руководил этим (да и не только этим) постом бывший помощник народного депутата И.Плохого Анатолий Шубный! За подписью человека, согласно медзаключения, «не контролирующего и не отвечающего за последствия своих действий», прошли таможенное оформление миллионы тонн нефтепродуктов!В статье «Таможенный вестерн» «УК» рассказала о бардаке, творящемся в подразделениях Энергетической таможни. Прошло почти пол года – бардак принял системный характер.
…С приходом на должность заместителя начальника таможенного поста «Одесса-нефтегавань», Анатолий Шубный заявил коллективу, что его назначение на эту должность – решение, принятое лично Президентом Виктором Ющенко. По словам Шубного, с ним лично советовался экс-председатель таможенной службы В.Скомаровский, ввиду чего первый запросто мог решить любой вопрос, начиная от увольнения-назначения на самую высокую должность. Таким образом, А.Шубный, по сути, запугивал вверенный ему личный состав. Чтобы позже принудить коллектив к незаконным действиям, преследуя цель, как он сам не особо стесняясь, говорил «сбора денег на парламентские выборы-2006». При этом он с легкостью, не виданной ранее, «решал все вопросы» с руководством таможни. Поддержка, оказываемая ему начальником таможни В.Вечером была, что говорится «на лицо».
Контрабандные идеи, озвучиваемые господином А.Шубным, приводили в недоумение личный состав. На все аргументы «против» г-н Шубный отвечал: «все это ерунда, бояться нечего, я решу любые проблемы в Раде или Кабмине». Но у большинства таможенников эти высказывания, кроме улыбок, ничего не вызывали – за годы работы повидали всякое. Господин А.Шубный начал ощущать явное, хотя и молчаливое, сопротивление. И, не смотря на бахвальство высокими покровителями, единомышленников среди работников таможенного поста не нашел. Своими же руками А.Шубный «собирать деньги на выборы» не решался. Но, тем не менее, все же нашлись те, которые решили «поработать» с новым начальником. И вот что из этого вышло.
Как «рубят» деньги на таможне
19 июля 2005 года в секторе таможенного контроля нефтепродуктов, газа и электроэнергии таможенного поста «Одесса-нефтегавань», которым руководил Ю.Рябуха, провели таможенное оформление моторных масел по ГТД № 124000005/5/50345. Данное оформление проходило с ведома А.Шубного – под непосредственным контролем начальника сектора Ю.Рябухи. Партия моторного масла была оформлена по заниженной таможенной стоимости, ввиду чего в бюджет не поступила значительная сумма платежей. Начал разгораться скандал; надо было срочно найти виноватого, и его нашли – ведущего инспектора. И все равно скандал грянул…
Согласно приказа Центральной энергетической таможни от 19.08.2005 г. № 148-к, этим ведущим инспектором «…під час митного оформлення зазначеної ВМД здійснено визначення митної вартості, заявленої декларантом за ВМД №124000005/5/50345, без достатніх даних, що підтверджують правильність визначення митної вартості, та ігноруючи рекомендації керівництва митного поста «Одеса-нафтогань» та відділу контролю визначення митної вартості та номенклатури було проведене зазначене митне оформлення за заниженою митною вартістю товару». То есть при проведении служебного расследования было установлено: руководство таможенного поста знало о том, что таможенная стоимость моторного масла занижена.
Порядок оформления деклараций утвержден приказом ГТСУ № 314 от 27 апреля 2005 года. Проверка таможенной стоимости, согласно этому приказу, осуществляется на 18 стадиях из 31. Другими словами, руководство таможенного поста – при желании – легко могло организовать отказ в таможенном оформлении. Если бы, конечно, хотело. Более того: согласно того же приказа ГТСУ руководство таможенного поста, зная, что поданы документы, которые занижают таможенную стоимость, обязаны были привлечь к процедуре проверки документов сотрудников службы по борьбе с контрабандой. Но и этого не произошло. К тому же, согласно своих должностных обязанностей, руководители таможенного поста должны были предпринять действия для предотвращения проведения таможенного оформления, не отвечающего требованиям законодательства. Однако руководство ограничилось только некими рекомендациями.
Следует также учесть: если сумма недобранных платежей в бюджет, по причине непринятия соответствующих действий руководством (которое об этом заведомо знало) или простого умалчивания об этом, превышает порог наступления уголовной ответственности, то это уже уголовное деяние со стороны такого руководства.
Интересно другое: уже на следующий день после оформления груза масла – 20 июля 2005 года – А.Шубный служебной запиской № 63-28/1476 сообщает руководству таможни, что таможенное оформление проведено… в соответствии с законодательством! Тогда какие же «рекомендации» давались несчастному ведущему инспектору?
Не надо быть работником таможни, чтобы понять: приведенная ведомственная переписка – не более, чем «мыльная опера» для отвода начальственных глаз. Ну, где вы видели ведущего инспектора таможни, который, как говорится в приказе № 148-к от 19.08.2005г., будет «игнорировать рекомендации руководства таможенного поста»? Да еще такого руководства, которое назначено «лично Президентом», и сам председатель ГТСУ с ним «советуется»!
Но вся эта бумажная канитель – лишь для начальника таможни В.Вечера, в недавнем прошлом – работник прокуратуры. В.Вечер «не усмотрел» явного криминала в действиях руководства таможенного поста. И наказал «козла отпущения». Случайно?
В.Вечер, бесспорно, является профессионалом таможенного дела. И в Энергетической таможне его новичком не назовешь – он ее уже возглавлял ранее. Правда, был отстранен от выполнения служебных обязанностей в 2002 году – по представлению Генеральной прокуратуры. Тогда же было возбуждено уголовное дело по факту неуплаты таможенных платежей в бюджет государства на сумму в 120 миллионов гривен. Но впоследствии г-н В.Вечер «вынырнул» – уже в должности заместителя начальника по борьбе с контрабандой Северной региональной таможни. Другими словами, ему удалось вырваться из цепких «объятий» Генпрокуратуры. Избежал он ответственности и на этот раз…
Афера с моторным маслом – лишь старт резонансных таможенных «творений» под руководством А.Шубного. В конце июля 2005-го А.Шубный заявляет своему бывшему руководству, а ныне – его же подчиненным, что ему пришлось «хорошо рассчитаться за эту должность». И если в конце месяца он «не увидит денег, то кое-кто работать здесь вообще не будет». И вновь упомянул о своей «крыше». Но деньги (взятку) ему подчиненные так и не принесли. Очевидно, Шубный понял, что «трон» под ним зашатался, и в августе месяце ушел в отпуск: «пересидеть» кадровые пертурбации в правительстве.
На протяжении отпуска А.Шубный составляет список неугодных ему сотрудников и передает его В.Вечеру… Зачем?
Кадровый «расстрел»
На 1 сентября 2005 года (согласно приказов ГТСУ № 586 и № 587 от 25.06.2005г., подписанных и взятых на контроль лично М.Салагором), была запланирована ликвидация Центральной энергетической таможни и создание на ее базе Энергетической региональной таможни. То, что эта «реорганизация» фактически ничего не меняла, видно даже из названий ликвидируемой и вновь создаваемой структур. В отличие от практики прочих реорганизованных украинских таможен, в данном случае на своем посту остается прежним даже начальник таможни – В.Вечер. С какой целью эта «реорганизация» проводилась – экс-первый заместитель председателя ГТСУ М.Салагор не указал…
За «реорганизацией» последовала кадровая чистка. С этой целью – «зачистить» неугодные ему и А.Шубному кадры – начальник таможни В.Вечер лично посетил Одесский регион, где общался с каждым (!) сотрудником. Во время этой поездки ни к одному из сотрудников не было предъявлено никаких претензий. Более того, В.Вечером собеседникам было любезно предложено написать соответствующие заявления о приеме на работу «на свои должности».
Каково же было удивление таможенников, когда 31 августа 2005 года в Одессу прибыли представители Энергетической таможни во главе с и.о. начальника отдела кадров. И стали раздавать – под увольнение! – многим сотрудникам трудовые книжки. Основанием для этого послужил приказ Центральной энергетической таможни от 30 августа № 155-к. Были уволены руководители подразделений Энергетической таможни в г.Одесса (но отнюдь не инвалид II группы А.Шубный!) и морском торговом порту «Южный». Причина увольнения, указанная в приказе – в связи с ликвидацией таможни. Т.е. никаких других оснований для увольнения у господина В.Вечера не было.
Вопрос: что за ЧП произошло на таможне в период с 4 августа, с момента личного общения начальника В.Вечера с данными руководителями? А ничего.
Руководитель подразделения Энергетической таможни в г.Одесса в день собеседования со своим начальником В.Вечером официально пребывал в отпуске, и должен был выйти на работу 29 августа. Во время личной беседы у В.Вечера к подчиненному претензий не было. От чего же неудовлетворенность работой подчиненного появилась в последующие августовские дни, когда руководитель Одесского подразделения был в отпуске? Странность? Увы, нет.
Начальник и заместитель начальника подразделения Энергетической таможни в порту «Южный» были уволены все тем же приказом от 30.08.2005 г. № 155-к – в связи с ликвидацией. Опять же, начальник таможни В.Вечер во время личного разговора с начальником подразделения Энергетической таможни в порту «Южный» 4 августа 2005 года не высказал никаких претензий. Их и не могло быть, так как при проведении огромного количества проверок комиссией ГТСУ в этом подразделении не было выявлено ни одного нарушения.
Не объяснимо логикой увольнение заместителя начальника подразделения Энергетической таможни в порту «Южный». Дело в том, что он 22 августа (за 8 дней до подписания приказа об увольнении!) получает от Центральной энергетической таможни направление на обучение по государственному заказу – в магистратуру Украинской академии внешней торговли. А это означало, что он – особо ценный и перспективный специалист. Так как, согласно письма ГТСУ от 12.07.2005г. № 13/31-1170 – ЕП: «При відборі претендентів на участь у конкурсних випробуваннях до Української академії зовнішньої торгівлі (далі – УАЗТ) Департамент кадрової роботи пропонує надавати перевагу особам, які працюють на керівних посадах або зараховані до кадрового резерву митного органу і мають перспективу кар’єрного зростання по службі».
Выходит, еще 22 августа начальник таможни В.Вечер считал заместителя начальника подразделения энергетической таможни в порту «Южный» «перспективным в карьерном росте по службе», а 30 августа – уже нет. Абсурд. Но абсурд – системный.
Отдельно следует рассмотреть приказ Энергетической региональной таможни от 31.08.2005г. № 7-к «Про прийняття працівників». Этим приказом начальник таможни В.Вечер назначает на должности переведенных сотрудников. Оказалось, что многие сотрудники таможенного поста «Одесса-нефтегавань» были безосновательно понижены в должностях. Возвращаясь к пресловутому «личному общению» каждого таможенника со своим начальником В.Вечером 4 августа, напомним: подчиненным были предложены «свои же должности», то есть ранее ими же и занимаемые. О чем «счастливчики» и составили соответствующие заявления. Каким законодательным актом руководствовался В.Вечер при назначении на должности, противоречащие должностям, указанным в письменных заявлениях «претендентов»? Очевидно, расчет был прост: кто будет возмущаться такой «мелочью» после того, как других вообще уволили?
По принципу «свои не сдадут»?
Вот таким нехитрым способом А.Шубный, инвалид II-ой группы, «не контролирующий и не отвечающий за последствия своих действий» (согласно записи в медицинской карте), с помощью начальника таможни В.Вечера получил полный контроль над всеми таможенными подразделениями Энергетической таможни Одесского региона. Оцените масштаб и степень его влияния: под его контролем оказалась внешнеэкономическая деятельность таких предприятий как: Одесский морской торговый порт, Ильичевский морской торговый порт, Южненский морской торговый порт, «Одесанефтепродукт», «Эксимнефтепродукт», «Синтез ойл», Одесский нефтеперерабатывающий завод, Одесский припортовый завод, нефтетерминал «Пивденный», газоперевалочные комплексы Одессы и Ильичевска.
Интересно, каким загадочным «смыслом» руководствовался В.Вечер, затевая кадровую чистку? Неужели государственными интересами? Если да, то в чем этот интерес заключался?
Только два человека в результате этой «реорганизации» получили повышение. Ю.Рябуха, отметившийся в упомянутом выше приказе от 19.08.2005г. № 148-к как «руководитель, дающий игнорируемые рекомендации», был назначен на должность начальника отдела таможенного поста «Одесса-нефтегавань». Которая стала вакантной в результате упомянутого увольнения предыдущего руководителя приказом от 30.08.2005г. № 155-к. Еще С.Ильченко был назначен на должность начальника сектора таможенного поста «Одесса-нефтегавань». Того самого поста, где «даются игнорируемые рекомендации».
Сам же А.Шубный, приказом Центральной энергетической таможни от 30.08.2005г. № 154-к (п.64) был переведен в Энергетическую региональную таможню. Ему пророчили должность начальника поста, но…
Должность начальника таможенного поста относится к номенклатуре ГТСУ; без утверждения непосредственно в ГТСУ на эту должность не назначают. Так бы оно и было, если бы первым заместителем председателя ГТСУ оставался бы М.Салагор. Однако после нашумевшей коллегии ГТСУ 19 июля 2005 года с участием Президента Украины М.Салагор был уволен. После этой начальственной «головомойки» протащить самостоятельно через ГТСУ своего приятеля – инвалида II-ой группы А.Шубного – и назначить его на должность начальника поста В.Вечер не решался. Поэтому он назначает А.Шубного на должность заместителя начальника поста; эта должность относится к номенклатуре таможни, и дополнительных согласований в Киеве не требует. При этом должность начальника таможенного поста вакантна, то есть А.Шубный и является фактическим руководителем поста, принимающим все решения.
Но этот кадровый «междусобойчик» не остался незамеченным. В.Вечера вызвал к себе председатель ГТСУ В.Скомаровский – для объяснений: каким образом инвалид II-ой группы может руководить таможенным постом. В.Вечер заявляет, что это кадровое решение – следствие указаний экс-первого заместителя начальника ГТСУ М.Салагора (к тому времени уволенного), и обещает исправить ситуацию.
Тут же, задним числом подписывается приказ Центральной энергетической таможни № 157-к (от 31.08.2005г.): «1. Виключити п.64 наказу Центральної енергетичної митниці від 30.08.05р. № 154-к, як такий, що був внесений помилково.». То есть В.Вечер «ошибся», когда принял на работу А.Шубного…
Казалось бы, ситуация возвращается в цивилизованное русло. Но звучит известное заявление Госсекретаря Украины Александра Зинченко о повсеместной коррупции во властной команде. Тут же следует отставка председателя ГТСУ В.Скомаровского…
Не воспользоваться этой ситуацией В.Вечер не мог. Это был уже настоящий «мастер-класс», устроенный В.Вечером и А.Шубным по руководству таможенными подразделениями «по понятиям».
Итак, с 1 сентября 2005 года все функции по осуществлению таможенного контроля от Центральной энергетической таможни перешли к Энергетической региональной таможне – юридически. Согласно приведенным выше приказам, А.Шубный остался на должности заместителя начальника таможенного поста «Одесса-нефтегавань» Центральной энергетической таможни. Последняя же утратила право выполнять свои функции – в связи с ликвидацией. Но А.Шубный из таможенных органов уволен не был – эдакий «генерал без армии»! Но ввиду того, что фактически никакой ликвидации не было, то, соответственно, расположение рабочего места господина Шубного полностью совпало с расположением рабочего места руководителя таможенного поста «Одесса-нефтегавань» Энергетической региональной таможни. А.Шубный сидел в одном кабинете (!) с должностными лицами таможни, к которой не имел никакого отношения. И если бы просто сидел! Он – работал!
Кумовская рота
На весь Одесский регион, а, может, и на всю таможню в штате Центральной энергетической таможни остался только один чиновник – А.Шубный. Почему?
А.Шубного нет даже в составе ликвидационной комиссии Центральной энергетической таможни, утвержденной приказом ГТСУ № 607 от 01.07.2005г. Тогда, извините, зачем он вообще нужен? За какую работу государство продолжает выплачивать ему зарплату? Бардак? Нет, это «реформа» нашей, украинской таможни. Последствия этого «реформирования» не заставили себя долго ждать.
И закипела работа – начальника без подчиненных. Ввиду образовавшейся кадровой пустоты, и с целью полного взятия ситуации под контроль А.Шубный предлагает начальнику таможни В.Вечеру назначить на ключевые должности руководителей подразделений Энергетической таможни своих людей.
Приказом № 13-к от 01.09.2005 г.: возложено «виконання обов’язків заступника начальника митниці на Рябуху Юрія Кириловича, начальника відділу митного контролю та митного оформлення енергоносіїв у м.Одесі митного поста «Одеса-нафтогавань» та вважати відповідальними за координацію дій у митному посту «Одеса-нафтогавань» відділів та підпорядкованих їм секторів у м.Рені, м.Херсоні, м.Іллічівську та у морському торгівельному порту «Южний», з правом підпису документів та виплатою різниці у посадових окладах».
Таким образом, Ю.Рябуха получает полный контроль над указанными таможенными подразделениями. Неужели начальник таможни В.Вечер, назначая своим заместителем Ю.Рябуху, забыл, что «рекомендации» именно Ю.Рябухи по проведению таможенного оформления на таможенном посту «Одесса-нефтнгавань», согласно приказа от 19.08.2005г. № 148-к, «игнорируются»? Нет, не забыл; он наверняка знал, что «рекомендации» Ю.Рябуха будет только озвучивать. А давать их будет работающий в другой таможне, но рядом сидящий инвалид II-й группы А.Шубный.
Более того, назначать Ю.Рябуху на должность заместителя начальника таможни В.Вечер никакого права не имел, так как нарушал закон. Дело в том, что упомянутый Ю.Рябуха и начальник подразделения энергетической таможни в г.Ильичевске С.Васюта состоят в родственных связях. Они – свояки. Согласно ст.12 Закона Украины «Про Государственную службу»: «Не можуть бути обраними або призначеними на посаду в державному органі та його апараті особи, які: у разі прийняття на службу будуть безпосередньо підпорядковані або підлеглі особам, які є їх близькими родичами чи свояками…».
Следует отметить, что вопрос «близких родственников и свояков» поднимался лично Президентом Украины на скандальной коллеги ГТСУ 19 июля 2005-го. Уже 21 июля службой внутренней безопасности (СВБ) Энергетической таможни, с целью «усунення недоліків у роботі митних органів з протидії корупції, хабарництву та іншим службовим правопорушенням, на які було вказано Президентом України на розширеному засіданні колегії Держмитслужби України від 19.07.05», направлялся запрос (№ 8/231-ЕП) на таможенный пост «Одесса-нефтегавань» – о необходимости предоставить информацию о близких родственниках таможенников. 22 июля служебной запиской (№ 63–28/1491) А.Шубный сообщил СВБ, что Ю.Рябуха и С.Васюта таки состоят в родственных связях – свояки.
Но никаких мер принято так и не было.
А вот еще одно кадровое назначение. Приказ № 15-к от 01 сентября 2005 года: «…Покласти виконання обов’язків заступника начальника митного поста «Одеса-нафтогавань» на Ільченка Сергія Миколайовича, начальника сектору митного контролю та митного оформлення нафтопродуктів, газу та електроенергії відділу митного контролю та митного оформлення енергоносіїв у м.Одесі митного поста «Одеса-нафтогавань», без права використання особитого митного забезпечення типу 1,2,3 №057, з виплатою різниці у посадових окладах».
С.Ильченко, 1954 года рождения, имеет военно-политическое образование; в настоящий момент является военным пенсионером. С.Ильченко, как кадровый замполит, в свое время служил в Одесском высшем артиллерийском командном училище им.М.Фрунзе.
Чем руководствовался начальник таможни В.Вечер, назначая С.Ильченко на эту должность? Ввиду особенностей характера С.Ильченко, в отделе службы внутренней безопасности таможни собралось немало жалоб на его действия – как профессиональные, так и бытовые. Но и это – не главное. В той же служебной записке А.Шубного № 63–28/1491 от 22.07.2005г. указано, что сын С.Ильченко М.Ильченко работает в ПИИ «Альбион», аккредитованном в Энергетической таможне. То есть сын-предприниматель «работает» через таможню, где служит его отец.
ПИИ «Альбион» можно смело назвать монополистом на рынке предоставления услуг по экспедированию нефти и нефтепродуктов через нефтегавань Одесского порта. Годовой объем проэкспедированных ПИИ «Альбион» нефти и нефтепродуктов через нефтегавань измеряется миллионами тонн. Работа ПИИ «Альбион» напрямую зависит от принятия решений руководством таможенного поста «Одесса-нефтегавань», в данном случае – непосредственно С.Ильченко. Что недопустимо согласно ст.416 Таможенного кодекса Украины: «Посадові особи митних органів не можуть обіймати посади, перебування на яких передбачає прийняття рішень з питань діяльності підприємств – митних брокерів, митних перевізників, власників митних ліцензійних складів та складів тимчасового зберігання, а також службові зносини з такими підприємствами, якщо у штаті цих підприємств перебувають близькі родичі зазначених посадових осіб».
Таким образом, начальник таможни В.Вечер еще раз лично продемонстрировал свое отношение к закону – наплевательское. Не указ ему и Президент, клеймящий кумовство в государственном аппарате.
(Продолжение следует)
Алина Стрижакова, специально для «УК»
Tweet