Не попадайся: в сетях «сетевого» маркетинга
Решив подработать, я разместила в Интернете объявление, и уже на следующий день раздался звонок: мне предлагали «высокооплачиваемую работу», которая «не потребует практически никаких усилий». На все мои вопросы о графике и условиях работы, круге обязанностей, девушка на другом конце провода жизнерадостно отвечала: «Приходите к нам на собеседование и все узнаете!» Ехать на другой конец города, так ничего и не выяснив по телефону, мне не хотелось, тем более что уже на начальном этапе разговора я догадалась, что именно мне предлагают. «Если это сетевой маркетинг, то такая работа меня не интересует!» — прямо сказала я, и на мою голову обрушилась просто буря негодования.
— Да как вы можете так говорить! — почти закричала девушка. — Да что вы вообще знаете о сетевом маркетинге?!
— Я знаю о нем практически все! — ответила я и положила трубку.
Несколько лет назад мне действительно довелось работать менеджером по продажам в одной известной фирме, занимающейся сетевым маркетингом. Фирма и сегодня «на плаву», только, насколько мне известно, старых сотрудников в ней уже не осталось. И, можете мне поверить, сбежали они оттуда не от хорошей жизни.
Попала я на ту работу случайно. На тот момент у меня просто не было выбора, к тому же очень хотелось поверить, что в «сети» я смогу хорошо зарабатывать (забегая наперед, скажу, что первые два месяца не то, что хорошего — никакого заработка не было!). Правда, и мне ни за что не пришлось платить (как это часто бывает в других фирмах) — ни за обучение, ни за образцы продукции, ни за оформление договора. От меня понадобилась только расписка о материальной ответственности…
Итак, я начала заниматься лечебной и декоративной косметикой и парфюмерией. Приставать со своими тюбиками к прохожим мне не очень хотелось, поэтому пришлось организовывать презентацию. Казалось бы, чего проще — бери свою телефонную книжку и звони всем подряд! Уж кто-то обязательно согласится прийти. На деле все оказалось гораздо сложнее: даже люди, которые ко мне относились очень хорошо, под всякими благовидными предлогами отказывались принимать участие в этом действе. Раз за разом приходилось объяснять, что они вовсе не обязаны ничего покупать и что я не продаю свой товар, а презентую его! Если человека этот товар заинтересовал и он захотел его иметь, я помогу его приобрести. Если нет — ничего страшного. Всем начинающим дистрибьюторам рассказывают, что главная причина отказа от работы в сетевом маркетинге — неумение выдержать отказы. Поэтому уже на первой своей презентации (собранной, кстати, с огромным трудом) поступила так: выбрала наиболее скептически настроенного человека и рассказывала только для него: мне казалось, что если он заинтересуется, то остальные — тем более!
Я начала зарабатывать. Правда, и работала очень много! Поэтому, когда сегодня начинают рассказывать, что, «раскрутившись», в сети можно преуспеть, уделяя делу всего пару часов в день, я этому не верю. Если работа заключается в том, чтобы показать подружкам каталог и время от времени покупать по их просьбе помаду или крем — это одно. Но если ты действительно работаешь в сети, зависишь от вышестоящих и получаешь процент с нижестоящих, то это — совсем другое дело. Кстати, этот процент с чужих продаж принципиален. Он отличает сетевика от коммивояжера, поскольку стимулирует «попавшего в сети» не столько продавать, сколько «плести» свою сеть.
Постепенно поняла простое правило, которое лично мне помогло продержаться в сети почти год: нельзя успешно и долго продавать товар, в качестве и полезности которого ты не уверен. Поэтому я не просто говорила о том, что сама пользуюсь этой косметикой — я действительно ею пользовалась! И продажи пошли вверх, даже несмотря на довольно высокие цены.
Сегодня, как и несколько лет назад, нет никакой проблемы «попасть в сети». Всего-то и нужно, что разместить свое объявление о поиске работы, или — еще проще — набрать номер телефона, по которому вам обещают «непыльную и высокооплачиваемую»…
Уже через несколько минут телефонного разговора меня приглашают на «тренинг». Адрес в центре города мне ни о чем не говорит. В большом помещении, полностью заставленном стульями, что называется, яблоку негде упасть. Вокруг — сплошь приличные люди, никаких асоциальных элементов. Большинство — женщины предпенсионного возраста, скромно одетые, практически без макияжа. Тренинг начинается на 50 минут позже заявленного времени.
— Эй! Как дела? Я не слышу вас! — вопит молодой человек, внезапно появившийся на импровизированной сцене, старательно демонстрируя предельную степень радости и даже счастья.
— О-о-о! А-а-а! У-у-у! — ревет в ответ зал.
Гремит бравурная музыка (возможно, гимн этой компании?), и несколько сотен людей повторяют за ведущим все его движения. Мне приходится тоже двигаться в такт — иначе у окружающих может возникнуть резонный вопрос — зачем я сюда пришла. Впрочем, на меня никто особенного внимания не обращает, женщины всерьез увлечены ведущим. Еще бы! Небогатым он обещает заработки, больным — здоровье, одиноким — внимание.
— Мы хотим вам помочь! Вместе мы все преодолеем! Мы вас любим!
В общем, психолог бы наверняка сказал, что налицо — манипулирование комплексами и страхами. Но мнение психолога здесь никого не интересует, поскольку музыка внезапно заканчивается и на «арену» выходят лидеры компании. Рассказы их, в принципе, могут быть интересны только тем, кто в свое время не читал сказок. Итак, некто бедный и больной принимал данный продукт и вскоре излечился от диареи, псориаза и потливости, а потом начал этот продукт продавать и стал не только здоровым, но еще и богатым.
— И вы так сможете! Вы с нами! Вы уникальны! Мы не будем, как все! Пусть все будут, как мы!
…Уже на улице слышу разговор двух женщин, «обработанных» тренингом:
— Ну, ты не хочешь, а я попробую. Всего-то 100 долларов нужно — а вдруг и в самом деле получится? Может, ты еще пожалеешь, что не занялась этим! А я чувствую — у меня все получится!
— Дело, конечно, твое. Но я надеюсь, ты не мне будешь свой товар продавать?
Первая в ответ только заразительно хохочет, а я почему-то не к месту вспоминаю известную пословицу: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним».
Анжелика КОРОЛЕВА, Киевский регион
Досье
Сетевую стратегию использовали Ford, Colgate, Canon, Lipton, Coca-Cola, Gilette. На сытом Западе, где у всех все есть и не так-то просто что-то продать, это действительно выход — самому предложить товар, а не ждать, пока покупатель наткнется на него в супермаркете.
Tweet