В России дебоширов будут бить всем экипажем — в самолетах, паромах и поездах

Минтранс России хочет разрешить членам экипажей самолетов применять физическую силу к недисциплинированным пассажирам. Проект закона об «усмирении дебоширов» предполагает, что экипажи смогут использовать пластиковые наручники и электрошокеры. Впрочем, пассажиры-дебоширы встречаются не только в самолетах. По статистике, больше всего убытков от действий нарушителей терпит железная дорога, меньше всего — морской и речной транспорт.

 Дебоши в поездах

Ожидаемо, что основная часть правонарушений совершается в поездах — это «самый общественный транспорт», говорит заместитель начальника ОЖД по безопасности и режиму Николай Клюквин. Большая часть нарушений происходит в пригородных поездах, поскольку билеты на них продаются без паспорта, установить личность нарушителя почти невозможно. Зато почти нет нарушений в скоростных поездах «Сапсан» и «Аллегро».

По статистике РЖД, в 2012 году в поездах было зафиксировано 2275 случаев вандализма (из них около 1900 — на ОЖД), — битье стекол в вагонах, нанесение граффити и прочее. За вандализм было задержано всего 39 человек. В первом квартале 2013 года было 434 нарушения на сумму 2,5 млн рублей (на 3,5 млн меньше, чем в прошлом году), но задержать удалось больше — 15 человек.

По словам заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УТ МВД России по СЗФО Евгения Стасишина, в этом году было впервые возбуждено уголовное дело по факту вандализма на железной дороге. Сейчас оно расследуется.

Помимо вандализма в поездах нередки пьяные дебоши, контролировать которые сложно, поскольку сотрудники ведомственной охраны не имеют права применять силу к пассажиру, говорит Клюквин. «Максимум, что можно сделать, – на ближайшей станции передать хулигана в руки полиции. Однако наказания он может и не понести, так как очень часто нарушителя на станции просто некому передать».

Дебоши на водах

В морском транспорте на дебоширов жалуются меньше. По словам исполнительного директора ООО «St. Peters Line» Владимира Молчанова, в 2012 году на водном транспорте произошло порядка 350 правонарушений. В основном это порча имущества в каютах и в других помещениях паромов и неадекватное поведение пьяных пассажиров, курение в каютах.

В отличие от других видов транспорта, еще с советских времен у капитанов морских и речных судов есть право воздействовать на нарушителя — по словам Владимира Молчанова, на каждом судне есть два карцера, куда капитан может в приказном порядке поместить дебошира, ведущего себя совсем неадекватно. Кроме того, капитан способен принимать любые решения о привлечении нарушителя к ответственности, о штрафах и так далее.

Дебоши в небе

По словам директора департамента управления авиационной безопасностью и режима ОАО «Авиакомпания «Россия»» Александра Марьенко, за 2012 год было совершено 117 нарушений правил полета в нетрезвом состоянии, в результате 83 человека были переданы полиции, 18 человек получили отказ в обратной перевозке.

Как ни странно, еще больше нарушений происходит, когда чем-то недовольны трезвые пассажиры, — доходит до угроз членам экипажа. Таких случаев в компании «Россия» было 197 за 2012 год: 164 человека отстранила от полета служба безопасности, еще 33 — командиры воздушных судов.

Экипаж самолета не имеет права принимать силовые меры против нарушителя, рассказывает Марьенко. Компенсируя это, некоторые компании нанимают на борт сопровождающих — крепких молодых людей, которые своим видом должны подавлять агрессию потенциальных нарушителей. Однако силовых методов воздействия на пассажира они тоже применять не имеют права. «В то же время в некоторых европейских государствах, например, во Франции, смутьяна могут и уколом успокоить, — говорит Марьенко, — и в России необходимо наделить членов кабинных экипажей полномочиями в применении спецсредств и средств усмирения — я имею в виду смирительные рубашки, мягкие наручники, электрошокеры».

По мнению председателя правления регионального отделения Союза пассажиров Сергея Попова, с дебоширами можно бороться и не меняя законодательств: «Например, при вынужденной посадке самолета масса людей может подать иски и получить компенсации за моральный и материальный ущерб. Если бы лица, чей отдых испорчен, компенсировали это за счет тех, кто этот отдых испортил, это было бы лучшее для дебоширов наказание. Право каждого гражданина — обратиться в суд. А организовать это может перевозчик — у авиакомпаний есть телефоны пассажиров, можно к ним обратиться, кто-то откликнется».

В 2007 году был случай, когда авиакомпания «Россия» смогла возместить убытки, нанесенные нарушителем, не прибегая к помощи пассажиров. Тогда из-за драки на борту компания была вынуждена вернуть самолет в аэропорт отправления. По решению суда, драчуны выплатили компании полную стоимость потерь в размере 300 тысяч рублей.

Меры

Пока перевозчики пытаются бороться с дебоширами составлением «черные списки» пассажиров. Однако эти списки ничего не значат, так как согласно гражданско-правовому кодексу перевозчик не может отказаться перевозить пассажира. В силах перевозчика — лишь обеспечить более пристальное наблюдение за попавшими в «черный список» нарушителями.

По словам зам. начальника ОЖД Николая Клюквина, даже за решениями на уровне Госсовета у нас не следует законодательная поддержка: «Концепцию безопасности на транспорте, предусматривающую использование досмотровых рамок на вокзалах, приняли еще шесть лет назад. Она работает в России в тестовом режиме с прошлой осени, а нормативной базы, позволяющей нам это делать законно, нет до сих пор. Чем Госдума занимается, мне непонятно».

Уже давно не меняются размеры штрафов за вандализм в электричках, возмущается Клюквин, — сейчас штраф составляет 300 рублей. «Мы устали писать обращения в Госдуму».

Автор: Анастасия ДМИТРИЕВА 


Бортпроводник авиакомпании «Россия»: почему россияне хулиганят в самолетах

Дебош в основном устраивают на чартерных рейсах — в Турцию, Египет, куда я редко летаю. Я летаю регулярными рейсами, и в последнее время нарушений не было. А раньше — бывало.

 

В таких ситуациях очень многое зависит от бортпроводников, их умения заранее пресечь неадекватное поведение. В России нет никаких правовых норм для предотвращения наруший, спасает только сила характера.

Однажды чартерным рейсом летели молодой человек с девушкой. У них оказались места через проход, а поменяться не удалось. И парень решил доставать своих соседей, и довел в итоге весь самолет. Но мы ничего с ним сделать не могли. Когда мы приземлились, я вдруг услышала звон битого стекла. Вскакиваю: оказалось, это ему пассажиры бутылкой по голове дали. Он кричит: «Вызывайте милицию!» Никто не вызвал, ведь он заслужил такое отношение. А бывает, что бортпроводники, пытаясь какие-то конфликты разрешить, получают черепно-мозговые травмы.

В основном дебоширят пьяные пассажиры. Причем часто регистрацию они проходят трезвые, но ведь есть дьюти-фри! И не всегда заметно сразу, что человек пьяный, часто развозит уже в рейсе. И если пассажира не сняли с рейса в аэропорту, нам сделать это очень сложно — нужно оформить кучу документов, оправдаться перед полицией, перед начальством, почему мы сняли этого человека. Иногда проще положиться на случай: может, он уснет и долетит?

Был случай, когда мы летели в Рим, и на рейс пришел человек абсолютно пьяный, он мог только сказать, как его зовут. Мы посадили его, но на борту был представитель безопасности аэропорта в Риме, который грозил нам проблемами из-за этого пассажира. Я доложила командиру, он снял пассажира с рейса. Когда я вернулась в Россию, меня полиция забрала и заставила очень долго объяснять, почему я такого уважаемого человек сняла с самолета. Снять с рейса очень трудно, нужна куча документов и оснований.

К сожалению, у нас нет никакой правовой базы. Получается, что законодательно дебош чуть ли не разрешается. Вот к нам сейчас новые самолеты поступили, там есть пластиковые наручники. Но у нас нет права их использовать.

Однажды молодой человек в самолете сказал мне: «Я буду летать теперь только с вами, у вас можно покурить». — «Кто вам сказал такое?» — возмутилась я. «А что вы мне сделаете? Покричите, а милиция меня отпустит. А вот Lufthansa я больше не летаю, — и рассказывает. — Там я решил покурить, вижу — стоит стюардесса, улыбается, но не говорит ничего. Посмотрела, куда я сел, и ушла. Я пошел еще покурил, опять мне ничего не сказали. Когда я выхожу в Германии, ко мне подходят два человека: «Вы курили, пройдемте в полицию». Поворачиваюсь, а она стоит на трапе, улыбается и машет рукой».

Сейчас, правда, стало немного лучше — в каждой ситуации теперь пытаются разбираться. А раньше пассажир всегда был прав. Но проблема в том, что полиция — это государственная служба, а служба безопасности — это служба аэропорта. Получается, что наши правила не подтверждены государственными правилами.

Сейчас Дума собирается решать эти вопросы, в том числе вводить черные списки. За границей, попав в «черные списки», ты можешь быть лишен права летать в авиакомпании на месяц, на три, на год или даже пожизненно. Это действенная мера. Если бы у «России» были черные списки, они попали бы в «Аэрофлот», а оттуда в альянс Sky Team, и пассажир, получив однажды отказ при покупке билета, задумался бы.

Так, когда у нас в 2007 году пассажиры заплатили штраф за вынужденную посадку, серьезных нарушений стало гораздо меньше. Если будет «черный список», штрафы, если командир получит право самостоятельно принимать решения, все силовые методы ни к чему, это чересчур. Люди прекрасно осознают ответственность за свои действия.

Светлана Вулацкая, старший бортпроводник авиакомпании «Россия»

Последний случай

14 апреля самолет авиакомпании «NordStar Airlines» вылетел из Петербурга в Шарм-эль-Шейх с двухчасовой задержкой. Вылет задержали пьяные пассажиры — мужчины и женщины, которые на весь салон кричали «Зенит — чемпион!» и ругались матом. Бортпроводники пытались успокоить дебоширов, но безуспешно. Прибывшая полиция также не смогла успокоить хулиганов. Два часа самолет простоял на полосе. Лишь после долгих уговоров дебоширы покинули борт.

 Источник: журнал «Город-812»

Читайте также: