Потребности передовой и истории волонтерской помощи украинским военным в цифрах и фактах

 «Перемирие временно», и «хочешь мира – готовься к войне» – не устают повторять эксперты. Украинцы это понимают и фактически содержат собственную армию. Помимо генерального штаба, нашу армию одевают, обувают и снабжают всем необходимым от воды до бронетранспортеров волонтеры. Потребности передовой и истории волонтерской помощи украинским военным в цифрах и фактах узнавали журналисты

Так, согласно опросу, проведенному Prostobank.ua, более половины, или 53% читателей сайта помогают армии деньгами, вещами, медикаментами либо собственным трудом. Каждый десятый из них помогает недавно или только собирается начать. О том, что получается из этой помощи, и какие истории происходят в процессе, и расспросил волонтеров Prostobank.ua  

Транспорт

Пожалуй, самая высокая потребность на передовой – в автотранспорте. Он нужен почти для всех важных задач. Прежде всего, для транспортировки раненных. Как правило, с передовой на блок-посты пострадавших везут на УАЗиках, с блок-постов в больницы – уже на реанимобилях.

Кроме этого, транспорт нужен и разведчикам: большинство из них ездят на задание на медленных переднеприводных авто, которые часто застряют в грязи на дорогах, да еще и ломаются в самый неподходящий момент. «Мы везли на передовую машину, новый УАЗик. Пока доехали к цели по разбитым дорогам, полностью отказала приборная панель, постоянно приходилось выравнивать авто по ходу – почему-то уходило то вправо, то влево.

А когда привезли – военные были в восторге и очень благодарили. Дело в том, что они ездят на точно таких машинах, но которым уже по 30 лет. Они прогнившие, постоянно ломаются. Когда был кризис в районе Станицы Луганской, и было много раненных, у военных из 12-ти машин на передовой работали только две», – рассказывает Владимир, волонтер благотворительного фонда "Підтримай  армію України».

Сколько бы авто не переправили волонтёры на передовую – потребность в транспорте до конца удовлетворена не будет: во-первых, слишком плохие дороги, машины быстро ломаются; во-вторых, такова специфика войны. «Однажды мы полностью обеспечили военную часть всем необходимым, привезли почти все, что они заказывали. Остались только зеркала заднего вида и боковое стекло на грузовик. Уже купили и собрались везти – а часть накрыли артиллерией, и почти все сгорело. Пришлось начинать с начала», – рассказывает волонтер Дмитрий.

В помощь танкам

«Родные» запчасти для танков и бронетранспортеров волонтеры, как правило, принципиально не покупают, потому что чаще всего их продают свои же военные, украв со складов. Зато война заставила найти несколько остроумных решений насущных проблем по тяжелой технике.

К примеру, завести танк помогают пуско-зарядные устройства, предназначенные для грузовых автомобилей. «На танках стоят старые аккумуляторы, и в мороз танки не заводятся. Военным приходилось на морозе каким-то образом вытаскивать эти аккумуляторы, отогревать, заряжать, потом вставлять, и они там снова разряжались, потому что уже были слабыми. А пуско-зарядные устройства подвозят к танкам на тележке, подключают, и он сразу заводится», – объясняет волонтер Владимир.

Не менее остроумным способом доукомплектовывают танки и другие волонтеры. «Мы узнали у военных механиков, какие именно элементы для мотора танков им нужны, провели исследование и купили для них подходящие по техническим параметрам форсунки, фильтры и свечи зажигания других марок авто», – рассказывает волонтер Дмитрий.

В помощь артиллеристам и разведке

Одни из самых важных групп на фронте – разведчики и артиллеристы, которые, по сути, держат линию фронта и не допускают диверсантов на новые территории. Их волонтеры обеспечивают приборами ночного видения, дальномерами, метеостанциями, специальными планшетами с картами для артиллеристов. «Мы покупаем планшеты, устанавливаем туда программу, разработанную нашими волонтерами, и передаем на передовую. Благодаря таким планшетам у артиллерии есть возможность работать с точными координатами цели. А еще их активно использует разведка – благодаря особым картам которые там есть», – рассказывает Антонина, волонтер группы Армия SOS . Волонтеры отправили уже более 1000 планшетов, но потребность в них все еще высока: во время боевых действий они портятся, кроме того, на войну отправляют свежие силы.

Кроме артиллерии, планшеты с картами очень полезны для разведчиков и для военных частей в целом. «Когда еще была очень плохо налажена связь между подразделениями, мы передавали планшеты с картами нашим парням, и они ходили пешком по нашим позициям, знакомились и вручную наносили координаты на карту в планшете», – добавляет Антонина.

Другой проект группы – для разведчиков – это беспилотники. «Мы часто получаем смс о том, что по целям, которые разведали наши беспилотники и дали при этом точные координаты, сбит не один вражеский танк, – говорит Антонина. – Кроме этого, я лично присутствовала под Счастьем, когда беспилотник летал над целью, это тоже был танк, и в зависимости от его данных мы по рации корректировали огонь».

Не каждый беспилотник пригодится армии – для переоборудования готовых моделей под военные потребности работает масса людей. «У нас работает целый этаж инженеров и IT-специалистов, которые заказывают за границей детали и сами из пенопласта все компонуют и ломают программы, чтобы был больший радиус действия. Потому что как правило они летают на 500 метров-на километр. А парни ломают программы так, что беспилотники могут на радиус 15 км летать и даже чуть больше», – говорит Антонина. Главная ценность беспилотников – не только в упрощении разведки, но и в том, что если его собьют – это материальная потеря, а не бесценная жизнь человека.

Иногда бывает, что помочь военным получается совсем не так, как запланировано. Так, например, было с волонтером Ольгой, которая хотела купить тепловизор для своего друга-разведчика. «Когда я начала собирать деньги на тепловизор, он стоил около 50 000 гривен, а доллар тогда был 8,5 гривен. Но как только у меня было «полтепловизора» в руках, доллар прыгнул так, что от тепловизора осталась одна четвертая. После этого я начала искать, у кого можно занять недостающую сумму на год», – рассказывает волонтер Ольга.

Вся история длилась около четырех месяцев, Ольге удалось занять недостающую сумму, но к этому времени разведчикам уже кто-то тепловизор подарил, и они попросили автомобиль. Объединившись с другими волонтерами, они смогли купить нормальное авто. «До этого они ездили на убитом уазике, который весь течет и не разгоняется больше чем на 20 км, и который они выменяли у кого-то на трофей – отбитый у сепаратистов камаз», – смеется Ольга.

Самое простое

Помимо дорогостоящей помощи, солдаты на передовой нуждаются и в самом простом и недорогом. «Сейчас в горячих точках есть потребность и в одежде – потому что она сгорает во время боя, и в еде, и в воде. Однажды под Донецком я увидела после боя парней из 28-й бригады, которые были, мягко говоря, не одеты. Я сразу перезвонила в Киев, назвала количество людей, сказала, что вообще ничего нет, и буквально через два дня наша машина была на месте и полностью одела парней», – рассказывает Антонина, волонтер группы Армия SOS .

По словам волонтеров, на фронте постоянно нужны такие простые вещи как балаклавы, рукавицы, скобы для колод на блиндажи, цепи для бензопил и сами бензопилы, бумага для печати и так далее. «Было такое, что наши волонтеры доезжали до точки, которая в то время называлась «Сталинград», и там парни радовались гречке. А было и такое, что меня наш военный просил передать простой хирургический набор – иголку с ниткой и какое-то советское кровоостанавливающее средство. Я говорю: «Есть же целокс, давайте мы его вам привезем». А он отвечает: «Ой, это так дорого, я даже не отваживаюсь вас об этом попросить», – говорит волонтер Антонина.

Просят военные и печенье, йогурты, чай и прочие мелочи. «Как-то мы ехали ночью в сторону Дебальцево, везли помощь. И в нашем бусике взаправду отпал бензобак по дороге. А как раз в этот момент было обострение ситуации – сепаратисты пытались замкнуть котел в Дебальцево. Ночь, канонада, танки с БТРами на скорости мчатся на передовую, а у нас бус стоит частично на дороге – мы его разгружаем.

Думали, что сейчас диверсанты вылезут из лесопосадки в кикиморах с гранатометами, а у нас из оружия только творожки и йогурты», – рассказывает Анна Сандалова, глава правления благотворительного фонда "Підтримай  армію України". Через некоторое время к волонтерам подбежали солдаты с автоматами – возможно, им показалась странной выгрузка йогуртов в таком месте. К счастью, оказалось, что это украинские военные. Через полтора часа волонтеров забрал военный Урал, а бак потом прикрутили.

В зоне АТО часто бывают похожие случаи, которые сами волонтеры называют курьезными, и смеются при этом. «Как-то раз мы взяли с собой зарегистрированный карабин одного волонтера, переделанный в автомат. И так получилось, что первая наша машина с главой фонда, тем волонтером и военными поехала вперед на территорию штаба, а мы задержались перед блокпостом», – рассказывает волонтер Владимир.

Бусик, который долго стоит около блокпоста, показался военным подозрительным, они подошли и попросили показать багажник – а там лежал тот карабин. «В общем, положили нас на снег в двадцатиградусный мороз как мы сидели в машине – в расстегнутых куртках, без шапок и рукавиц. Окружили нас, автоматы на нас нацелили, стоят, о чем-то спрашивают.

Потом вызвали группу захвата, они прибежали, смотрят, не идет ли к нам подмога, собираются везти нас в Краматорск». Спасло Владимира с товарищем то, что им минут через 20 позвонил волонтер из первой группы, уехавшей в штаб, и военные разрешили ответить на вызов. Это и помогло разрешить проблемную ситуацию. После этого случая Владимир с другом проезжают блок-посты в шапках.

Некоторые дорогостоящие потребности на передовой по данным волонтеров на 12 февраля 2015 г.

Потребность

Приблизительная стоимость

Автомобиль для транспортировки раненных

От 2000 евро

Реанимобиль / Скорая помощь

28 000 долларов

Тепловизор

От 3500 долларов

Пуско-зарядное устройство

17 000 гривен

Генератор на несколько Квт

10 000 гривен

Генератор большой дизельный

20 000-30 000 гривен

Душевая кабина

10 000 долларов

Канадский домик

5 000 долларов

Планшет с программой для артиллеристов

2165 гривен

Метеостанция

520 долларов

Автоматическое крыло или «ручной» беспилотник

5 000 долларов

По данным компании "Простобанк Консалтинг"

Автор: Олеся Шелевер,  Prostobank.ua

 

You may also like...