Удой с колес: как нас «имеют» киевские власти. Рассказ парковщика
Если вы увидите на лобовом стекле своей машины рекламный проспект, установленный вертикально, – берегитесь. Таким образом парковщики подают сигнал своим коллегам из службы блокировки колес, чтобы те взяли очередную жертву. Нынче парковочный бизнес в столице переживает свой расцвет, ведь мэр решил сделать платные стоянки едва ли не основным источником наполнения городского бюджета.
Тем временем каждый парковщик, используя нехитрые схемы, ежемесячно кладет себе в карман как минимум 6 тысяч гривен. В итоге объем «теневого» рынка парковочных услуг в Киеве составляет около 10 млн. грн. в год. Причем сотрудники Киевтранспарксервиса – коммунального предприятия, которое занимается парковкой, эвакуацией и блокировкой авто – об этом знают.
Поиск жертвы
Корреспонденту , которого взяли стажером на парковку, поручили обслуживать стометровую стоянку на одной из оживленных улиц Киева. Она относится ко второй парковочной зоне, а потому водители должны заплатить 7 гривен в час.
Мой наставник Руслан (имя изменено) – парковщик с многолетним стажем, весьма охотно обучал новичка быстрому заработку. «Тебе, небось, предложили ставку 800 гривен? И обещали, что поднимут ее вдвое, если будешь несколько месяцев подряд выполнять план? Да, контора сейчас нанимает глупую молодежь, которая сбывает парковочные талоны, не соображая, что может заработать намного больше. Я, например, не мечусь, стараюсь выполнять не более половины нормы. Поэтому моя ставка всего 900 грн., но зато есть навар – минимум 6 тыс. грн. ежемесячно», – хитро улыбнулся Руслан.
По его словам, тем, кто оплачивает стоянку, талон в общем-то не нужен, водителям лишь важно знать, что их машину не заблокируют. «Я говорю автомобилистам, дескать, выпишу талон и положу его под дворник. Человек платит, уходит по своим делам, а я кладу деньги себе в карман. Чтобы отличать одних клиентов от других, кладу под лобовое стекло рекламный проспект нашей конторы, на котором указываю время приезда. Если водитель заплатил, лист размещаю горизонтально и рисую квадратик – заранее оговоренный с блокировщиками знак: «машину не трогать». В противном случае бумагу ставлю вертикально без каких-либо пометок – это сигнал: «жертва».
VIPов не трогать
«Учитель» тут же предупредил, что такой номер проходит далеко не со всеми. К тому же есть категория водителей, которым платить вовсе необязательно. Это, например, милиционеры, сотрудники СБУ, депутаты Верховной Рады и Киевсовета. «На них даже времени тратить не стоит, – вводил в курс дела Руслан, попивая кофе из термоса. – Но хуже всего – это налоговики. Если рассердишь этих ребят, потом сам заплатишь».
Словно в подтверждение своих слов Руслан принялся внимательно рассматривать подъехавший на парковку черный «лексус». «Вроде не чиновник», – прищурившись, пробормотал Руслан и подошел к машине. Парковщик уболтал водителя купить сразу два талона, правда, клиенту отдал незаполненный документ, а под дворники положил рекламку. Горизонтально, естественно.
Впрочем, ближе к обеду Руслан активизировался: каждому водителю он предлагал по 2–3 талона. Как пояснил парковщик, руководство Киевтранспарксервиса требует продавать не менее сотни талонов в день. И хотя для него это прямой убыток, приходится вертеться. «Я, конечно, не переусердствую, продаю не более 60. Начальство грозит увольнением, но до сих пор никого не убрало. А как же иначе зарабатывать?» – недоумевает Руслан. Сам он, впрочем, изобрел еще несколько вариантов нажиться на водителях. Например, за небольшое вознаграждение ему можно дать использованный талон. Или же заключить взаимовыгодную сделку. «Скажем, машина приехала на 10–15 минут, но по правилам водитель должен заплатить за час стоянки. А я вместо семи гривен возьму пять, и никакие блокировщики авто не тронут».
Вечером – скидки
Почему сотрудники службы блокировки колес не тронут – понятно. С ними парковщики очень тесно сотрудничают. Руслан, например, обслуживает только первые 30 м своей стоянки, в этой зоне без его разрешения никакую машину не заблокируют. Остальные две трети парковки – охотничьи угодья блокировщиков, куда Руслан не ходит. Автомобилистам, имеющим несчастье поставить свою машину именно в этой зоне, придется проявить инициативу и поискать человека с талонами.
Если же водитель поленится, уже через 5 минут его авто заключат в оковы блокировщики, которые прячутся рядом. «Я не мешаю зарабатывать ребятам, а они мне, – поясняет Руслан, затягиваясь сигаретой. – У них левые доходы еще больше, чем у нас. С утра блокировщики стараются выполнить дневную норму: все штрафы оформляют официально и с каждого берут 200 грн. Когда нужная сумма собрана, ребята милостиво соглашаются освободить колеса очередной машины всего за 100 грн. Эти деньги идут им в карман».
Но, видимо, и этого блокировщикам мало. Ближе к вечеру двое крепких парней попросили нас отлучиться куда-нибудь минут на 40: нет парковщика – нет талонов, а значит, блокировать можно все прибывшие машины.
Мэрия помогает
Пока мы с Русланом грелись в ближайшем кафе, он рассказал, что иногда сам работает наводчиком для блокировщиков. «Когда приезжает дорогая машина, а за рулем сидит безобидный на вид водитель, я специально отворачиваюсь, делая вид, будто его не замечаю. А как только владелец авто удалится, звоню коллегам», – смеется Руслан.
Вернувшись на рабочее место, мы обнаружили железные башмаки на колесах «ягуара» и «тойоты». Причем под лобовым стеклом последней лежал заполненный талон. Увидев мое недоумение, Руслан вновь засмеялся: «Да, в мэрии нам подсобили. Такой талон стал недействительным с 1 января. Раньше городские власти агитировали людей брать оптом эти бланки по 5 гривен, потом ввели новые, по 7 гривен, а старые запретили нам обменивать. Да что говорить, сразу после праздников новые талоны вообще не продавались – вот нам раздолье было».
Учитель предупредил, что несмотря ни на что, действовать надо осторожно, в любой момент могут прийти контролеры из Киевтранспарксервиса. Но тут же успокоил: за несколько сотен гривен эти ребята не увидят ничего противозаконного.
Комментарий
Ирэна Кильчицкая, первый заместитель мэра Киева:
Когда парковками ведали районы, официально показывалась прибыль лишь 600 тысяч гривен в месяц. Сейчас, когда менее половины стоянок передали КП «Киевтранспарксервис», ежемесячный оборот этой структуры превысил 5,3 миллиона гривен. Мы рассчитываем, что с февраля 2009 года достигнем цифры в 10 миллионов гривен. Сейчас делаем все, чтобы минимизировать присутствие парковщиков на стоянках – ставим паркоматы, вводим систему оплаты при помощи СМС. В итоге на улице будут работать лишь контролеры, не имеющие права брать деньги.
Как бороться с блокираторами
По словам юристов, есть вполне законный способ освобождения заблокированной машины, причем абсолютно бесплатно. Согласно решению Киевсовета, если водитель отказывается платить штраф, блокировщики обязаны составить акт, освободить колеса и отправить дело в суд. Выиграть процесс вам не составит труда: многие решения мэрии по поводу парковки противоречат законам Украины, которые имеют высшую юридическую силу. Кроме легальных способов, народные умельцы применяют и не совсем законные методы:
- спустить колесо, снять блокиратор и накачать снова. Причем, как рассказал парковщик Руслан, потом «краб» даже можно будет продать другим блокировщикам за половину стоимости – 500 гривен;
- раскрутить блокиратор электрическим или термическим режущим инструментом;
- снять колесо и поставить запаску;
- подождать – к 8-9 часам вечера, когда у блокираторщиков заканчивается смена, они в любом случае заберут свои «крабы».
Дмитрий Радченко, Киев, 24
Tweet