Страховые мошенники позарились на ОСАГО
Грядущее повышение лимитов ответственности по обязательному страхованию автовладельцев выведет его в лидеры по объемам страхового мошенничества. Автовладельцы никогда не упускали случая надуть страховую компанию. А во время кризиса количество незаконных претензий на получение возмещений (включая завышение суммы выплаты) резко увеличилось.
Заемщики стали жульничать
по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Речь идет о доказанных случаях
мошенничества, нарушениях условий страхования со стороны клиентов, а также событиях, по которым заявлялись убытки, но которые не являлись страховыми случаями. Доказанные факты спланированного мошенничества составляют около 2,5% от всех заявленных страховых случаев с суммой выплаты от 10 тыс. грн. В основном мошенники пытаются получить от СК сумму более 40 000 грн.», – рассказал директор департамента урегулирования страховых событий УСК «Княжа Виенна Иншуранс Групп» Сергей Сторчевой.
Чаще всего обвести страховщиков вокруг пальца пытаются заемщики банков, испытывающие сложности с погашением кредита. «В нашей компании количество доказанных эпизодов мошенничества увеличилось вдвое. Причем в 80% случаев на незаконные выплаты претендуют заемщики банков», – рассказал заместитель начальника управления урегулирования убытков по автотранспортному страхованию СК «НОВА» Егор Нырков. Желая избавиться от крупного долга, заемщики нередко пытаются переложить погашение кредита на плечи страховщика.
«Например, сейчас наш эксперт работает в Ивано-Франковске по делу о поджоге авто. В заявлении страхователя указано, что его автомобиль сгорел в результате короткого замыкания, а фактически купленная в кредит машина была сожжена умышленно. Срок страхового полиса подходил к концу, а выплачивать кредит было нечем. И заемщик посчитал самым лучшим выходом сжечь машину, чтобы СК погасила задолженность по кредиту, а ту часть, которая уже была выплачена банку, вернула ему», – рассказывает Виктор Панасюк, начальник службы урегулирования АО «Страховая группа «ТАС».
Страховщики уверяют, что в большинстве случаев мошенники действуют по уже накатанным схемам. «По-прежнему популярны инсценировка ДТП, имитация угона машины (в первую очередь автомобилей, приобретенных в кредит), замена вины участников ДТП, предоставление завышенных смет», – рассказывает Андрей Куртасов, директор департамента урегулирования убытков СК «Провидна».
Одна из наиболее популярных среди аферистов схем жульничества – получение компенсации от виновного лица на месте ДТП и попытка получения еще одного возмещения от страховой компании. «В последнее время очень участились случаи повреждения автомобиля неустановленным транспортным средством, неустановленными лицами, вследствие наезда на препятствия и т.п. Если нет второго участника ДТП, это всегда наводит на подозрения, ведь виновник мог расплатиться с потерпевшим на месте происшествия и уехать. Поэтому мы больше внимания уделяем расследованию именно этих событий», – подчеркнул Егор Нырков.
Стимулом для изобретательности водителей служит и принятый год назад закон, ужесточивший штрафные санкции за нарушение правил дорожного движения. Не желая расставаться с водительскими правами, автовладельцы зачастую предпочитают не вызывать сотрудников ГАИ на место ДТП. Полученные в аварии повреждения они пытаются списать на случайное происшествие. «Например, во всех регионах резко возросло количество автомобилей, которые якобы были повреждены во время нахождения на парковках возле супермаркетов. Хотя в 70 случаях из 100 мы доказываем, что автомобиль был поврежден при наезде на препятствие или при столкновении с другим транспортным средством. В большинстве случаев такие страхователи отказываются от выплаты страхового возмещения после того, как просмотрят видеозапись (возле многих маркетов установлено видеонаблюдение), которая опровергает версию клиента», – говорит Виктор Панасюк.
Водители заработают на автогражданке
Страховщики прогнозируют, что в будущем году увеличатся объемы мошенничества, связанного не только с КАСКО, но и с обязательным страхованием ответственности автовладельцев. Одна из причин – запланированное на 2010 год повышение лимитов ответственности по этому виду. В частности, если сейчас максимальная сумма выплаты по материальному ущербу, нанесенному одному авто, составляет 25,5 тыс. грн., то в этом году она может увеличиться до 50 тыс. грн. (соответствующее предложение Моторного транспортного бюро Украины сейчас находится на рассмотрении Госфинуслуг).
Причем выплата по новым авто (иномаркам в возрасте до семи лет) будет производиться без учета износа деталей и запчастей. «Возможность получения почти вдвое большего возмещения станет большим соблазном для некоторых категорий граждан», – полагает Егор Нырков. «Раньше крупные убытки ограничивались выплатой ущерба в размере не более 25 500 грн. И все равно мошенники не упускали случая сфальсифицировать ДТП. Получить же 40-50 тыс. грн. им еще более интересно. Работы страховым компаниям явно добавится», – согласен с коллегой Сергей Сторчевой.
Пока же мошенники разрабатывают все новые и новые схемы жульничества с автогражданкой. На сегодня их уже предостаточно. «К примеру, в случае, если один из участников аварии не застрахован, водители не фиксируют ДТП и разъезжаются. Затем приобретают полис страхования ответственности, через два-три дня встречаются на том же месте и инсценируют дорожно-транспортное происшествие. Еще один вид мошенничества – инсценировка бесконтактного ДТП. Страхователь якобы создает аварийную ситуацию, при которой его автомобиль остается неповрежденным, а вторая машина (уже разбитая ранее) получает множественные повреждения в результате съезда в кювет или столкновения с деревом», – рассказал заместитель директора департамента урегулирования убытков СК «Украинская страховая группа» Евгений Авраменко.
По прогнозам экспертов, в 2010 году перечень мошеннических схем пополнится, а выплаты по незаконным претензиям по автогражданке могут увеличиться в два-три раза.
Татьяна Очимовская, КОММЕНТАРИИ
Tweet