ГАИ «додавит» «ездунов»? Новые ПДД – итоги

Департамент Госавтоинспекции МВД провел пресс-конференцию, главная тема которой – анализ первых недель с начала действия обновленного дорожного законодательства и повышенных штрафов за нарушение ПДД.

Новый отсчет пошел с 17-го

Более всего удивили озвученная начальником ДГАИ Сергеем Коломийцем цифра: из более 88,5 тысяч нарушений, выявленных работниками ГАИ в первые дни после 17 ноября, около 12 тысяч совершили водители престижных иномарок. Также за это время гаишники смогли оформить 5,9 тысяч случаев нетрезвого управления, 6,1 тысячи случаев игнорирования правил обгона, свыше 5 тысяч «неправильных» проездов перекрестков, 2,2 тысячи катаний тротуарами и пешеходными дорожками. 30 миллионов “штрафных гривен” – весомое достижение начала этой кампании. Впрочем, о ее «педагогическом» эффекте лишь можно гадать: надо, чтобы штрафные протоколы прошли возможную процедуру обжалования или дальнейшего удвоения своей суммы (из-за неуплаты виновником) – вот тогда и можно будет говорить об окончательной сумме взысканий и спрашивать о впечатлениях «автопилотов» непосредственно на выходе из сберкасс. И таких «клиентов» в ближайшее время ожидается немало, ведь 15 января начинается техосмотр ТС (несоответствие техусловиям будет «стоить» 340-425 гривен. как и незарегистрированный тюнинг машины). Напомним, владельцы “колес” не пройдут ТО, пока не уплатят раньше наложенные в ГАИ штрафы. Причем, даже если долгов нет, советуем квитанции сохранить – на всякий случай – чтобы потом не возникло недоразумений.

Анонсированные накануне приборы фото-видеофиксации уже задокументировали более 24 тысячи превышений ограничений скоростного режима передвижения (каждая пятая «картинка» – престижное авто стоимостью более 100 тысяч долларов). Кстати, здесь журналистам пообещали после 10 декабря показать опытные образцы новой аппаратуры такой фиксации дорожного лихачества.

Впрочем, практическое внедрение законодательных поправок сейчас находится под неусыпным контролем со столичной улицы Лукьяновской, где расположился главный гаишный офис. Ныне 59 групп от ДГАИ ежедневно работают в регионах и контролируют деятельность подразделений на местах. Ими уже зафиксировано 7 фактов вымогательства со стороны инспекторов, также 2 случая такого взяточничества записала в свой актив Служба внутренней безопасности. Но это, как уверяют знающие люди, очень мало сравнительно с тем, что было раньше. Вместе с тем начальник департамента призвал сограждан вместе одолевать взяточничество в его службе, сделать все возможное, чтобы преступником (именно в смысле народного осуждения) считали не только вымогателя с жезлом в руках, а и того, кто дал деньги, и откупился от ответственности. На сегодня уже задержано более 120 таких взяткодателей. Кстати, в нынешнем году только в Тернопольской области задержали более 20 милиционеров, руководивших авто в нетрезвом виде – об этом сообщал начальник ГАИ региона Олег Кавьюк. Всех их сразу уволили из «органов» и «впаяли» соответствующие штрафы.

Иная тенденция – штрафование пешеходов, которое последние воспринимают еще с заметным удивлением. Не надо забывать: они тоже участники дорожного движения и часто гибнут от собственной дурости. Как иначе скажешь, когда человек бежит между машинами через четыре полосы интенсивного движения, когда за 200 метров можно спокойно пройти подземным переходом или по “зебре”.

Если бы депутат Сирота воспользовался ремнем безопасности – был бы жив

Также в Госавтоинспекции рапортуют об улучшении состояния аварийности – с начала год зарегистрировано почти 48 тысяч ДТП, в коих погибли 7079 и были травмированы более 59 тысяч лиц, что приблизительно на 18% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. Интересно, что на протяжении первой десятидневки «новой жизни дорог» аварийность вообще «упала» на 43 процента. В 2007 за сутки в среднем гибло 22 человека, ныне – 14, хотя и такой показатель еще далек от благополучного европейского, на который хотелось бы равняться (для этого надо, чтобы на украинских дорогах за год, извините за прямоту, гибло не более 4 тысяч душ). Сейчас же за сутки в стране регистрируется 12,8 тысяч нарушений ПДД, когда прежде таких инцидентов происходило до 35 тысяч. Особенно приятно, что почти вдвое уменьшилась количество пьяных за рулем.

Эти реляции логично дополняет комментарий министра Юрия Луценко: «Полная безответственность водителей множила небывалое в Европе безобразие, творимое на украинских дорогах. «Закручивание» гаек, нами сделанное, широко критиковалось и водителями, и СМИ, – многие говорили, что это приведет лишь к увеличению взяточничества. Но, как показали первые дни нововведений, на дорогах начал наводиться элементарный порядок… Видеофиксация в идеале дает равенство всех перед законом. Как министру, мне очень хочется, чтобы через год во всех больших городах все нарушения скоростного режима документировались автоматическими приборами. До конца первого квартала 2009-го приборов автоматической фиксации дорожных правонарушений в Украине будет тысяча. Деньги заложены в бюджет, также подготовлены соответствующие тендерные процедуры. Еще приятно, что стало больше водителей ездить с пристегнутыми ремнями безопасности. Например, я убежден, что если бы народный депутат Сирота, погибший в ДТП, воспользовался таким приспособлением, он бы остался живым».

Также министр советовал как можно быстрее воспользоваться услугой страхового полиса (в среднем 250 гривен., стоимость которого ныне ниже штрафа за его отсутствие (340-850 гривен) – вывод очевиден, хотя многим кажется, что ГАИ просто «взаимовыгодно» обеспечивает прибылями страховые компании, таки добившиехся своего. Ныне решились и первые недоразумения с оформлением оплаты штрафов в банковских учреждениях. Сперва тот, кто желал расплатиться по таким счетам, не находил реквизитов получателя. Многие это объясняли тем, что народ, а вместе с ним и банки, просто «забыли» номера таких счетов – тем не менее, их быстро удалось «реанимировать». Вместе с тем, главк Государственного казначейства в Киеве утвердил новые реквизиты оплаты штрафов за нарушение ПДД.

Номера ныне не «откалывают», а «залепляют»

Следует не забывать, что немало ДТП происходит не по вине водителя, а из-за негодного состояния отечественных дорог и ряд иных факторов, и одной кампанией установления камер – «ловцов на скорости» – не обойтись. С этим соглашается генерал-майор милиции Сергей Будник, заместитель начальника ДГАИ: «Предписания Госавтоинспекции к органам местного самоуправления о ненадлежащем обустройстве дорожной и уличной инфраструктуры (дорожное покрытие, светофоры, освещение, разметка и т.п.) до недавнего времени обычно не выполнялись и не рассматривались – из-за неимения средств. Но ныне половина суммы штрафов, наложенных ГАИ на нарушителей, будет зачисляться в региональный бюджет именно на эти проблемы, как и транспортный сбор с владельцев ТС. Затем появилась реальная ответственность чиновников (штраф от 15 до 20 минимумов доходов граждан), опекающихся дорожной темой, за невыполнение таких предписаний – прежде ее не было. Если, например, начальник дорожного РСУ получит за месяц 5-6 таких штрафов, думаю, это положительно скажется на состоянии наших дорог. Также мы сейчас изучаем эффективность внедрения технологических новаций. Впрочем, на их пути появляются первые преграды. Например, проблема избежания фиксации, когда неизлечимые лихачи специально чем-то залепляют номера (болотом, бумагой и т.п.) на авто. Конечно, это борьба не с живым человеком, регулирующим дорожное движение, который в случае “маскировки” остановит нарушителя и подвергнет наказанию, а игра с прибором, причем сознательная. Ведь в таком случае автоматическое устройство (например «Визир») не идентифицирует лихача – вот в этом и есть особый “кайф”. Мы прогнозируем, что определенный процент подобного “не распознания”, причем безнаказанного, будет и в Украине. Следует напомнить: водитель перед началом движения должен осмотреть авто – это четко записано в ПДД. За залепленные номера грязью или бумажкой предусмотрена ответственность!».

Но в некоторых странах технологии пошли дальше. Предполагается, что авто нарушителя, даже если оно «забрызгано», особым образом будет маркироваться сигналом на индивидуальный чип с использованием GPS, вмонтированный во все ТС страны. После чего на дисплее полицейского оператора появится перемещающаяся «горячая точка» – дежурный сразу будет знать, какое авто, где и насколько нахально нарушило скоростной режим, проехало на «красный» или проигнорировало опущенный шлагбаум на железнодорожном переезде и т.п. Впрочем, это пока планы даже за границей.

Геннадий Карпюк, специально для «УК»

You may also like...