Охота на «шпионов»: спецслужбы в Украине занимаются глупостями и выставляют себя на посмешище
Некоторые криминальные производства характеризуют не столько преступление, сколько правоохранительные органы, его расследующие. После ознакомления с «оперативными разработками и разоблачениями» неизбежно задаешься вопросом: наши грозные спецслужбы имеют хоть какое-то отношение к охране правопорядка, или их призвание — заниматься откровенными глупостями и выставлять себя на посмешище?
Закарпатское управление СБУ привлекает к уголовной ответственности коллекционера из Донецка, пытавшегося продать своему чешскому коллеге специальный фотоаппарат для КГБ, который выпускался в Советском Союзе еще при Сталине. За давно устаревший спецприбор, свободно продающийся во всем мире, подсудимому светят до семи лет реального заключения!
«Сначала все это напоминало какой-то неудачный розыгрыш…»
51-летний Александр Комаров серьезно занимается коллекционированием с начала 2000-х, его амплуа — фото- и видеотехника советского периода. У коллекционера есть свой сайт, на котором он делится новостями с коллегами, а также около 200 разнообразных фотоаппаратов, видеокамеры, аксессуары к ним, специальная литература советского периода и т.п. В октябре 2012 г. А.Комаров посетил киевскую выставку в «Экспоцентре», на которой купил с рук три фотоаппарата «Аякс-12».
Этот спецприбор был разработан Красногорским механическим заводом еще в 1948 г., а запущен в производство — в 1952-м для потребностей МГБ (позже — КГБ). Модель оказалась настолько технически удачной, что использовалась вплоть до конца 1980-х годов. Размеры аппарата не маленькие: длина — 10, высота — 8, толщина — 6 см, поэтому его назначение — не шпионаж (для этого использовалась более миниатюрная фототехника), а негласная съемка «неблагонадежных элементов» в советском обществе. Обычно сотрудники КГБ маскировали фотоаппарат в одежде или за пряжкой ремня и приводили в действие с помощью специального тросика, выведенного в карман.
Стандартная пленка для «Аякса-12» не подходила, ее приходилось обрезать специальным прибором. В 1989 г. Красногорский мехзавод наладил выпуск коммерческой версии «Аякса-12», получившей название Zenit MF-1. Единственное ее отличие от КГБистского прототипа — название и фирменное заводское клеймо на корпусе. Zenit MF-1 и сейчас можно найти в свободной продаже, как и «Аякс-12» (в том числе в России и Беларуси). Последний аппарат выпускался для спецслужб массово, общим «тиражом» около полумиллиона экземпляров, поэтому особой коллекционной ценности он не представляет.
Комаров
Александр Комаров: «Мои апелляции к здравому смыслу работников СБУ наталкивались на глухую стену непонимания»
— Одну из трех фотокамер я решил продать и разместил объявление об этом на своем сайте, — рассказывает Александр Комаров. — «Аяксом-12» заинтересовался коллекционер из Чехии, мы договорились о цене, и в феврале прошлого года я отослал аппарат с дистанционным тросиком в его адрес «Укрпочтой». В описании отправления так и указал — фотоаппарат с аксессуаром…
Однако бандероль до адресата не дошла. В пункте международного почтового обмена в Чопе фотоаппаратом заинтересовалась СБУ, которая изъяла его и отослала на экспертизу во Львов. А эксперт зонального экспертного сектора Украинского НИИ специальной техники и судебных экспертиз пришел к выводу, что «Аякс-12» находится в рабочем состоянии, пригоден для негласного получения информации и относится к специальным техническим средствам негласного получения информации.
О том, что аппарат морально и технически давно устарел, используется по назначению разве что в исторических художественных фильмах (да и то как бутафория), экспонируется на выставках и свободно продается во всем мире, эксперт почему-то умолчал. А поэтому на основании его заключения против А.Комарова открыли криминальное производство по двум статьям Уголовного кодекса — незаконное приобретение, сбыт или использование специальных технических средств получения информации (ч. 1 ст. 359) и покушение на контрабанду специальных технических средств негласного получения информации (ч. 1 ст. 201).
— Сотрудники УСБУ в Закарпатской области приехали ко мне домой в Донецк, провели обыск и изъяли еще два «Аякса-12», — продолжает коллекционер. — При этом следователь на полном серьезе спрашивал, не делал ли я ими каких-либо секретных фото! Сначала это напоминало какой-то неудачный розыгрыш, но все оказалось очень серьезно. Мои апелляции к здравому смыслу, попытки объяснить, что «Аякс-12» — это коллекционный экспонат, который и близко не может конкурировать с современными смартфонами, оборудованными миниатюрными видеокамерами, наталкивались на глухую стену непонимания.
Через несколько дней меня вызвали в суд для избрания меры пресечения, и прокурор потребовал, чтобы меня арестовали или, по крайней мере, посадили под домашний арест! К счастью, судья оказался адекватным и ограничился подпиской о невыезде. В ходе расследования следователь убеждал меня признать вину в полном объеме, искренне раскаяться, и тогда, мол, суд даст условный срок со штрафом на сумму приблизительно 2 тыс. долл. Кроме того,
мне придется оплатить стоимость экспертиз, а это более 3300 грн. Я, конечно, отказался от такого предложения, поскольку никакой вины за собой не чувствую. Поэтому теперь мне светят до семи лет реального заключения, — именно такая санкция предусмотрена статьей о контрабанде…
Весть о криминальном преследовании А.Комарова мгновенно распространилась среди коллекционеров во всем мире. Четыре десятка экспертов по советской фототехнике из США, Канады, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии и многих других стран, пытаясь защитить своего коллегу, написали коллективное обращение в украинский суд:
«Мы бы хотели обратиться к вам от Всемирного общества коллекционеров и историков советской фотоаппаратуры, штаб-квартира которого находится в г. Чикаго, США. Мы услышали о деле Александра Комарова и были шокированы обвинениями! Фотоаппарат Ф-21 (другое название — «Аякс-12». — Авт.), выпущенный полвека назад, уже давно не представляет никакого секрета и никакого интереса для практического применения с целью тайного получения информации, он имеет только коллекционную ценность.
Это просто очень интересный аппарат, шедевр технической мысли и механического исполнения того времени, который есть почти у каждого коллекционера. Но сейчас никто не будет морочиться, снимая им на нестандартную пленку, когда за копейки можно купить любой миниатюрности цифровую камеру! «Зенит МФ-1», выпущенный Красногорским механическим заводом для продажи, абсолютно технически одинаковый с Ф-21/«Аякс-12» и сейчас свободно продается во всем мире известным Ломографическим обществом за 800 долл. Единственное отличие между этими двумя аппаратами — это надпись «ЗЕНИТ» и логотип КМЗ.
Мы просим суд освободить Александра Комарова от всех обвинений, поскольку его самое большое «преступление» — это любовь к истории своей родины, сохранение исторических предметов и знаний для последующих поколений».
Следствие в деле контрабандиста спецтехники сталинских времен уже завершено, материалы переданы в Ужгородский горрайонный суд. Закарпатское областное управление СБУ, куда обратилось ZN.UA, от каких-либо комментариев отказалось до вступления приговора в законную силу. Первое судебное заседание состоится в ближайшее время. Наша газета будет следить за развитием событий в этом деле и сообщит о них дополнительно.
Автор: Владимир Мартин, «Зеркало недели. Украина»
Tweet