«Мерседесы» для закарпатской братвы

Незадолго до президентского «наезда» на ГАИ от милицейского ведомства потребовали зарегистрировать 118 дорогих автомобилей, да еще без уплаты всех необходимых платежей в госбюджет. Виктор Ющенко снова метал громы и молнии в адрес Госавтоинспекции. 12 ноября на межведомственном совещании в МВД он драл ее как сидорову козу. И уже известно за что…

За аварийность на дорогах, взяточничество, содействие в легализации контрабандных автомобилей, либерализм по отношению к шоферской братии… Удивительно, как еще гаишников не упрекнули в том, что те, дескать, не смогли предупредить аварии нефтяных танкеров в Керченском проливе.

В общем, гарант стегал словами и стегал. Да-да, распекал ту самую ГАИ, которая уже однажды – два года назад – была повержена по высочайшему указу. Тогда в полки и батальоны был спущен приказ милицейского начальства: нагрудные знаки сдать, на патрулирование не выезжать!

Но спустя короткое время власть, поняв, видимо, что сгоряча наломала дров, опять вывела на трассы и городские улицы личный состав униженных батальонов и полков.

Вот и выезжает каждодневно на свои посты гаишный народ. И часто выезжает на плохих машинах, с минимальным запасом горючего. Дабы не быть голословным, отмечу: нынче в ГАИ 1700 автомобилей подлежат списанию (40 % от всего количества).

Тем не менее, «сержант Петренко» все равно плохой. Многие водители считают, что на службе он заботится исключительно о своем «кармане», закрывает глаза на нарушения правил разными крутыми начальниками (потому что боится), в то же время простых шоферюг карает по всей строгости закона.

«Ви працюєте бездарно і непрофесійно», – отметил, обращаясь к гаишной публике, президент страны.

Но давайте скажем и о том, что за годы Независимости 81 сотрудник Госавтоинспекции погиб при исполнении служебных обязанностей. Однако во время президентских «разносов» не принято минутой молчания чтить память погибших.

Не принято также говорить и о том, что именно власть поставила «сержанта Петренко» в такие рамки, что даже после соответствующего решения суда ему крайне трудно изымать водительские «корочки» провинившихся.

Именно власть вынуждает того же «сержанта Петренко» делить водителей на «черных» и «белых». К примеру, на днях президент Ющенко отменил спецномера, которые по воле самих же «верхов» устанавливались на авто губернаторов, министров и т.д. Но скажите, пожалуйста, а кто конкретно дал «добро» на такие привилегии? Да тот же Ющенко!

Напомню, что 30 марта 2005 года Виктор Андреевич издал указ № 567. В этом документе милицейскому ведомству, кроме прочего, предписывалось «утвердить перечень должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, за служебными транспортными средствами которых закрепляются специальные номерные знаки».

Неужто наш гарант запамятовал сей факт? Вряд ли. Просто предавать огласке не выгодно. И ни к чему. Ведь Ющенко позиционирует себя как человека, решительно выступающего за равенство перед законом абсолютно всех.

Исходя из такой логики, должно быть равенство и на дороге. Но почему в таком случае Ющенко забыл, что на шоссе, которое ведет из Киева в Кончу-Заспу, нанесена специальная дорожная разметка в интересах верховной власти, в том числе и Президента Украины. По этой дороге (по самому ее центру!) каждодневно летят на дачи министры, депутаты, высшие должностные лица государства. Они – неприкасаемые! Не приведи, Господь, простому смертному на своем «жигуленке» затесаться в этот бешеный номенклатурный поток.

Кто осмелится отменить эту привилегию – спецразметку на дороге, которая не предусмотрена ни одним законом? Вот о чем хотелось бы услышать. А еще о том, какова подоплека президентского «наезда» на Госавтоинспекцию.

Есть разные версии произошедшего. Одна из них: кому-то из «любих друзів» захотелось сесть в кресло начальника Департамента ГАИ, разумеется, со всеми вытекающими последствиями.

Известно ведь, что в годы правления Леонида Кучмы за этот пост всегда шла борьба между представителями разных кланов. Подчас под видом реформ наблюдались попытки некоторых милицейских начальников перебросить на «свои» фирмы выполнение жирных заказов для ГАИ, поломать существующий порядок изготовления различной спецпродукции, а еще расставить нужных людей на ключевые должности, связанные с оформлением, регистрацией автотехники. Иногда это удавалось.

На мой взгляд, заслуживает внимания и такая версия. «Наезд» понадобился для того, чтобы гаишные руководители стали более сговорчивыми в некоторых вопросах, касающихся регистрации дорогих машин.

Автор этих строк далек от мысли, что Виктор Ющенко, проводя совещание в МВД, знал о всех хитросплетениях вокруг ГАИ и сознательно кому-то подыгрывал. Но вот кто был за кулисами? Какие факты подсунули президенту? Почему он «бомбил» своей критикой только стражей дорог? Создается впечатление, что Виктору Ющенко указали на козла отпущения.

А ведь на этом совещании присутствовали и Генпрокурор, и глава Верховного суда Украины. Но, видать, гаранта меньше всего интересовало, почему суды проявляют невиданную гуманность в отношении пьяных водителей, матерых нарушителей, а самое главное – дорожных убийц. Он рубил с плеча, подчас не вникая даже в цифры и факты.

Особый акцент был сделан на том, что гаишники якобы вступают в сговор с контрабандистами, которые легализуют ввезенные в страну иномарки. Да, есть такой грешок. Но коль зашла об этом речь, то пришел черед расссказать о том, как под прикрытием закона кое-кто пытается провернуть сногсшибательную комбинацию.

Уже длительное время Госавтоинспекция отказывается регистрировать на некоего гражданина 118 новых автомобилей престижных марок: «Мерседес», «Лексус», «Инфинити», «Ренж Ровер», «Мазда», «Субару», «Порше». Этот нехилый автопарк находится в Харькове и, как молвится, стоит на приколе.

Гаишники упираются по одной простой причине – хозяин этой автотехники не желает раскошеливаться на обязательные таможенные, налоговые платежи и сборы в госказну. Не исключено, что он является ветераном войны, инвалидом и имеет определенные льготы. Но если милиционеры примут сторону автолюбителя, то бюджет потеряет более миллиона гривен. За такие комбинации можно и тюремный срок схлопотать.

Как известно, в нашем государстве нет ничего невозможного. В декабре 2003 года Ужгородский горрайонный суд принял решение, в котором фигурируют те самые 118 супермашин. Фемида обязала гаишников… зарегистрировать автомобили без обязательных платежей в бюджет.

Хотя чему удивляться? Работает типичная схема легализации автотехники и ухода от необходимых платежей. Она уже давно отлажена и проверена, просто чуть устарела.

Разумеется, о подобных лазейках знают правоохранительные и контролирующие органы. Да и в Верховном суде Украины хорошо наслышаны о них. Вот почему усилия ГАИ по противодействию комбинаторам были поддержаны и в Совете национальной безопасности и обороны Украины, и в высшей судебной инстанции.

Кстати, в СНБОУ «Обозревателю» дали понять: если бы гаишные начальники не чувствовали поддержки в том числе и в Совете национальной безопасности и обороны Украины, то вряд ли они самостоятельно рискнули бы зажечь красный свет перед закарпатскими автомобильными ловкачами.

Но оказалось, что по несговорчивой Госавтоинспекции можно выстрелить из орудия крупного калибра. 5 октября 2007 года (за месяц до президентского «наезда» на гаишников) Генпрокуратура направила в адрес и. о. главы МВД предписание об устранении нарушений законодательства.

И знаете, о чем речь? О тех самых 118 автомобилях. Видите ли, хозяин этих машин пожаловался – мол, не выполняется решение суда о регистрации автотехники.

И реакция Генпрокуратуры не заставила себя долго ждать. Она ставит милицейских начальников на место, требуя не препятствовать выполнению ужгородского вердикта. Ну и ну!

Погодите, а как же платежи в госбюджет? Почему казна теряет миллионы? Похоже, сей факт никого из блюстителей закона не интересует.

Напомню, что некоторое время назад именно в Ужгороде один из судей был уличен в сговоре с преступной группировкой, которая занималась легализацией «левых» автомобилей. И вот – очередной сюрприз из Закарпатья.

Из ужгородских компетентных источников «Обозревателю» известно, что даже после прокурорского предписания тамошние гаишники все же не спешат регистрировать 118 машин. И тем самым рискуют накликать на себя большой гнев прокурорского ведомства. Что касается Департамента ГАИ МВД Украины, то здесь вообще отказываются комментировать закарпатскую комбинацию со 118-ю автомобилями. Лишь отмечают, что перед ведомством поставлены серьезные задачи, и их надо выполнять.

Задачи и впрямь весьма серьезные. Только мне, как журналисту, кажется, что этот президентский «наезд» был далеко не случайным.

Леонид ФРОСЕВИЧ , Обозреватель

Читайте также: