Интернет под запретом: прогнозы и реалии
Всемирная компьютерная сеть – целинная земля для юриспруденции, и проблемы, давно решенные в реальном мире, совершенно по-новому предстают в виртуальном. Поскольку Интернет давно превратился из элитарной забавы в рыночную площадь, иные случайные просчеты грозят корпорациям и частным лицам серьезными судебными издержками и массой других неприятностей. Застраховаться от них не так просто – поди знай наперед, от чего страховаться.
Не секрет, что скоро человечество окончательно перейдет на следующую ступень развития – информационную, — буквально «поселившись» в Интернете. «Мой новый дом – глобальная сеть», — появятся лозунги на улицах, которые вскоре практически опустеют. Общаться в Интернете уже стало нормой, скоро станет нормой работать, не выходя из дома, а затем и вовсе жить в сети.
Соответственно, и все регулирование социальных отношений должно переместиться туда же. Такие страны, как Австралия, Канада, Китай, Дания, Франция, Германия, Норвегия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Южная Корея, Швеция, Великобритания, США, Россия и даже Малайзия, Казахстан и Беларусь, прекрасно понимают это и уже приняли нормативно-правовые акты, в той или иной степени регулирующие вопросы, касающиеся глобальной сети Интернет.
Наибольшему регулированию пока подвержена сфера цензуры, поскольку во всем мире началась глобальная борьба с детской порнoграфией. Не обошел этот вопрос и Украину, где 9 февраля 2010 г. вступил в силу ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно противодействия распространению детской порнoграфии» от 20 января 2010 г.
Этим законом вносятся изменения в ст. 301 УК Украины, которыми усиливается ответственность за распространение порнoграфической продукции посредством компьютерных программ. Кроме того, внесены изменения в ст. 1 ЗУ «О защите общественной морали», определяющие такие понятия, как «детская порнoграфия» и «оборот продукции сексуального характера».
Под «детской порнoграфией» понимают изображенного в какой-либо форме ребенка или лица, которое выглядит как ребенок, задействованного в реальном или смоделированном откровенно сексуальном поведении, либо какое-либо изображение половых органов ребенка в сексуальных целях. Но не определено, что такое «сексуальное поведение» и что понимать под словосочетанием «сексуальные цели», что при желании может вызвать определенные проблемы с толкованием.
Но самые интересные и противоречивые изменения вносятся в ст. 39 ЗУ «О телекоммуникациях», устанавливающие обязанность операторов и провайдеров ограничивать на основании решения суда доступ своих абонентов к ресурсам, через которые распространяется детская порнoграфия, кроме того, они должны сохранять и предоставлять информацию о всех соединениях своего абонента! Если разобраться в этом последнем положении, то получается, что не ограничивается ни срок хранения приватной информации пользователей, ни то, какая именно информация может быть передана властям. Таким образом, закон предоставляет властям законную возможность без каких либо ограничений вмешиваться в частную жизнь граждан!
Однако, возможно, детская порнoграфия – это лишь прикрытие? К примеру, в июне прошлого года в Казахстане был принят закон об Интернете, который подвергает блоги, чат-румы и сайты общения возможности уголовного наказания, а судам дает право блокировать все веб-сайты, которые этот закон нарушают. При этом чиновники заявляют, что закон призван остановить распространение детской порнoграфии, экстремистской литературы и другого недостойного материала.
Стоит отметить, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) раскритиковала этот шаг. Миклош Харасти, представитель ОБСЕ по делам свободы прессы, сказал, что закон станет «шагом назад», и призвал Назарбаева аннулировать его. «Этот закон ограничивает свободу Интернета и свободу прессы в целом. Его принятие станет шагом назад в демократизации управления казахстанскими медиа», — сказал он. Напомним, что, по иронии судьбы, ныне в ОБСЕ председательствует именно Казахстан.
Подвергся жесткой критике ЕС и Указ Президента Беларуси «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» от 1 февраля 2010 г. № 60, который вступит в силу 1 июля 2010 года. В ЕС считают, что этот нормативно-правовой акт существенно ограничит свободу слова. Согласно этому указу белорусских Интернет-провайдеров обяжут идентифицировать абонентские устройства доступа и хранить эти данные.
Однако сама процедура этой идентификации не определена, и вполне возможно, что придется ходить в Интернет-клубы и Интернет-кафе с паспортом, а также сообщать провайдерам MAC-адрес своих устройств доступа (от англ. Media Access Control, «управление доступом к среде» — это уникальный идентификатор, сопоставляемый с различными типами оборудования для компьютерных сетей; аналогом MAC для мобильных телефонов является идентификационный номер IMEI – Ред.). Кстати, странно, что в Украине уже введено обязательство регистрировать IMEI, однако, регистрировать МАС еще не додумались, даже приняв Закон № 1819-17, о котором речь шла выше.
Не обошел белорусский указ и деятельность продавцов товаров и услуг через интернет, сайтов рекламного характера, в том числе и тех, которые предназначены для поиска бизнес-партнеров общественных и иных организаций. Согласно п.2 указа, «с 1 июля 2010 г. деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели), с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке».
Очень похожа ситуация в Китае, где летом 2009 г. китайские власти обязали всех производителей ПК устанавливать на машины, поставляемые в Китай, специальную программу — «зеленая дамба», которая блокирует доступ к нежелательным ресурсам. Позже это постановление отменили из-за проблем в работе ПО, но ряд азиатских производителей (Acer, Asus, Lenovo, Sony) по-прежнему ставят «зеленую дамбу» на свои ПК. Кроме того, Интернет-провайдеры Китая обязаны устанавливать у себя специальное оборудование — «фильтры», которые блокируют доступ к неугодным ресурсам оппозиции, порнoграфии, материалам, содержащих насилие. За пределами Китая эта система фильтрации контента получила название «великий китайский файерволл».
Что касается наших соседей – России, то в необходимо отметить, что апреле 2009 г. Комитет Госдумы России одобрил концепцию закона об Интернете, которая предусматривает изменение уголовного законодательства в сфере киберпреступности. В частности, вводится девять видов киберпреступлений, среди которых взлом компьютерной системы; публикация непристойностей; неисполнение предписаний органов надзора; непредоставление органам надзора средств дешифрования; обман надзора при получении лицензий на сертификацию цифровой подписи; нарушение конфиденциальности. Интересно то, что наказание будет вводиться за преступления, совершенные на любой территории и любым лицом, если они затрагивают интересы российских граждан. Поэтому, дорогие пользователи социальных сетей «Вконтакте.ру» и «Одноклассники.ру», будьте предельно бдительны, переписываясь со своими российскими товарищами и используя при этом всякие «непристойности»!
А если серьезно, то следует отметить, что до сих пор остается спорным вопрос, относится ли Интернет-регулирование к частной или к публичной сфере. В большинстве развитых стран, как, к примеру, Великобритания или Франция, этот вопрос решается посредством саморегулирования. Но в ряде стран (Китай, Казахстан, Беларусь), а уже теперь и в Украине сфера регулирования Интернета прямо возложена на государство, что позволяет существенно ограничивать такое природное право человека, как «право на частную жизнь». Здесь, как говорится, палка в двух концах – с одной стороны, Интернет, безусловно, нуждается и в правовом регулировании, и в регулировании со стороны государства. Только вот грань между этим регулированием во благо и во вред (вмешательство в личную жизнь каждого) очень тонкая.
Галина Палийчук,
«Судебно-юридическая газета»