Акции Майдана покатились вниз
Еще свежо в сознании обывателя красноречие гаранта, клеймившего всех и вся во время своей поездки в Донецк – уже в статусе Президента Украины. В сентябре 2005 года мнение Виктора Андреевича об особенностях специфического “донецкого уклада” радикально изменилась. Если раньше с “донецкими” Ющенко даже не о чем было разговаривать, то сегодня есть даже, что вместе подписывать…Начало правления Ющенко было грозным. Для “донецких”. В феврале местной элите от победителя президентских выборов, с помпой посетившего Донецк, досталось “по полной”. Мало того, что Ющенко “прошелся” по старым обидам, связанным с “украшением” Донецка биг-бордами, изображавшими Ющенко в нацистской форме, так еще добавил новые обвинения. Особенно его возмутило строительство частных дач на территории ботанического сада Донецка: “Все, что отобрано у ботанического сада, я бы хотел, чтобы все это вернулось государству”, – грозил Президент. А отобрано, судя по данным экологов, было немало.
Так, активисты украинской коалиции “За дикую природу”, Киевского эколого-культурного центра и экологической организации “Печенеги” сообщали СМИ, что “1 июля 2002 года Кабмин по инициативе Виктора Януковича, который ранее был губернатором Донецкой области, и чье имение находится рядом с Донецким ботсадом, уже принял распоряжение об изъятии из владения Донецким ботсадом 147 гектаров”.
Кроме того, Кабмин В.Януковича подготовил проект указа Президента Украины об изменении границ ботанического сада Донецка, которым намечалось изъять из его территории 59 гектаров. Данная площадь должна была перейти под закрытый гостиничный комплекс, среди руководителей которого значится известный донецкий бизнесмен Ринат Ахметов.
Тогда, в феврале, В.Ющенко считал этот эпизод показательным – чуть ли не визитной карточкой “донецкого стиля”. Но защитой городской природы Виктор Андреевич не ограничился, были вопросы и посерьезней: тема реприватизации тогда была “топовой” для новой власти.
Выступая на встрече с активом области, Ющенко заявил, что “от приватизации “Укррудпрома”, говорят, что государство потеряло полтора миллиарда”. “Это такая приватизация”, – печально добавил возмущенный Ющенко. Дальше – больше: Ющенко сообщил, что “оттого, что украли “Криворожсталь”, я уверен, что государство потеряло 15 миллиардов гривен. Возможно, и больше”. Он подчеркнул, что “через семь месяцев мы вам докажем, что это так”. “От продажи Днепровского металлургического комбината, говорят, государство потеряло 300 миллионов гривен. Это далеко не так, но аналитически можно утверждать: начиная от 300 миллионов гривен”. “Но и это нужно умножить в 4-5 раз, и вы будете иметь реальную цену. Вот таких объектов примерно 150-200, относящихся к стратегическим объектам большой приватизации”, – сказал Ющенко.
Залу было от чего вздрогнуть: все перечисленные В.Ющенко предприятия принадлежат в основном “донецким” – полностью или на паевых началах…
Предприятия “Укррудпрома” в 2004 году перешли в собственность Рината Ахметова, а также российской “Смарт-груп” .
“Криворожсталью”, как утверждал Ющенко, владеет холдинг Пинчука-Ахметова.
По словам Ющенко, “именно с Донетчины пошла схема разгосударствления “на заказ любого объекта”. Кроме того, в феврале нынешнего года Виктор Андреевич выступил против монополизма на горно-металлургическом рынке. “Из-за монополизма и посредничества искусственно завышаются цены на руду, на кокс от 30 до 80%”.
Выступление тогда получилось у Ющенко знатное: донецкий “актив” был ошеломлен и подавлен. Он и ботанический сад пообещал защитить, и приватизацию в законное русло вернуть, и монополизм быстро побороть, и ликвидировать долги за потребленную в регионе электроэнергию. И еще пообещал “привить” каждому руководителю чувство ответственности…
Прошло время…
Наслушавшись обвинений в адрес собственных компаний, Р.Ахметов убыл в многомесячный “отпуск” за границу. Тем временем правительство принялось “разбираться” с приватизацией. Всплыло и то, что перед самым новым, 2005 годом, компании Ахметова согласовали с ФГИ Украины перепродажу предприятий “Укррудпрома” оффшорным компаниям, что прямо запрещено законом о приватизации этой бюджетообразующей компании.
Недоброжелатели освежили память Президента: само принятие закона о приватизации “Укррудпрома”, который, в конце концов, раскритиковал Ющенко, стало возможным благодаря “гибкой позиции” фракций блока “Наша Украина”, БЮТ и СПУ, о чем подробно писала “УК”.
Но друзьям, как известно, – все, а врагам – Закон. Так В.Ющенко и другие выразители чаяний Майдана и поступали, регулярно напоминая, кто в стране – хозяин.
Дальше всех в этом деле зашли “орлы” Ю.Луценко, отправившись проводить обыск резиденции Ахметова в том самом ботаническом саду на… БТРе.
Но время шло, и старые обиды “хирели” – в сравнении с новыми угрозами. В конце концов, Виктор Андреевич вошел в плотный клинч с Юлией Владимировной. И о реприватизации мигом “забыли”. В лексикон Ющенко вошли новые слова: “политическая амнистия”, “политреформа”, “закон об оппозиции”… Политическую ситуацию нужно было срочно спасать. А как это сделать, если голосов “за” катастрофически не хватает, а с бывшими союзниками никак нельзя договориться? Но есть же целых 50 штыков фракции Партии Регионов!
А Партия Регионов – в лице Виктора Януковича – за свои 50 голосов смогла получить столько, сколько не получили геройские активисты Майдана, все вместе взятые. В подписанном Ющенко и Януковичем меморандуме есть все: и никаких репрессий, и никакой реприватизации, и мир, и дружба, и плюс амнистия всем фальсификаторам выборов. Конституция и Уголовный кодекс – отдыхают.
Но остались вопросы. Неужели Донецку теперь не нужен ботанический сад? Неужели так возмущавшая Ющенко приватизация “Укррудпрома” спустя восемь месяцев выглядит менее преступной?
Но есть еще люди, которые верят на слово Виктору Андреевичу. Как только “пакт о ненападении” между Ющенко и “донецкими” был подписан, о своем желании вернуться на Родину заявил Р.Ахметов. Ринат Леонидович может открывать шампанское: фондовый рынок порадовал олигарха ростом акций подконтрольной компании СКМ.
А вот “акции” Майдана неумолимо покатились вниз…
Дмитрий Фомичев, специально для “УК”