Почему Нацгвардия экипирована лучше ВСУ
Воинские формирования, которые входят в орбиту МВД – речь идет о Национальной гвардии и погранслужбе, – имеют на порядок лучшее оснащение и вооружение, чем Вооруженные силы Украины. Связано это сразу с несколькими факторами. Нацгвардия практически не задействована на линии фронта на Донбассе, а значит, ведомство несет гораздо меньше каждодневных трат на функционирование собственных формирований.
Впрочем, самое главное – в этой структуре процедура принятия того или иного образца вооружения гораздо менее бюрократизирована, чем в ВСУ, где эта процедура позаимствована еще со времен Советского Союза.
Именно поэтому в НГУ – самое новейшее стрелковое вооружение, достаточно большое количество новой бронетехники. Сейчас реализуется программа обновления вертолетного парка – причем не за счет модернизации советской рухляди вроде Ми-8, а посредством закупки вертолетов западного образца. Кроме того, часть закупленных в Восточной Европе самоходных артиллерийских установок 2С1 “Гвоздика” тоже отправилась в Нацгвардию.
Поэтому нет ничего удивительно и в последних сообщениях из Канады, где сейчас находится вместе с президентом Владимиром Зеленским и министр внутренних дел Арсен Аваков: часть бронетранспортеров по готовящемуся канадскому контракту отправится в Национальную гвардию.
Гораздо меньше известно о вооружении и оснащении пограничников, хотя они и получают достаточно современные образцы. Причем сразу с нескольких направлений – еще с 2015-го действуют программы помощи со стороны ЕС и США, многое приобретается и за средства украинского бюджета.
Из последних известных закупок для пограничников – контракт на девять мобильных тепловизионных комплексов специального назначения для трех западных пограничных отрядов (Львовского, Мостикского и Луцкого) на польском участке границы. Поставки планируется осуществить тремя партиями: в октябре и декабре 2019-го, а также марте 2020-го.
Оборудование подобного мобильного комплекса выполнено на базе новейшей западной электроники. Основа – мультисенсорная оптическая система Senso Thermal Middle Range, которая смонтирована на подъемной телескопической мачте высотой 5,2 м. Система состоит из камеры видимого спектра, тепловизионной камеры и системы периметрального видеонаблюдения из четырех видеокамер Geovision GV-EBD4711.
Вся информация будет стекаться на два автоматизированных рабочих места – администратора и оператора. Часть информации будет поступать и на ударостойкий тактический планшет водителю.
Машина полностью автономна и имеет все необходимое: систему климатизации (отопления, вентиляции, кондиционирования), дизельные генераторы обеспечивают бесперебойную работу в течение трех суток. Подумали и о расчете – есть комната отдыха с двумя спальными местами, столом, шкафом, микроволновкой и даже электрочайником.
Однако в этом контракте интересна не только электронная “начинка” комплекса (полный список которой по понятным причинам неизвестен), но и база. А это полноприводные автобусы Torsus Praetorian 4х4. Причем фирма-производитель и конкретная модель автобуса уже ранее засветились в контрактах как для Нацгвардии, так и для погранслужбы.
Основу для мобильного тепловизионного комплекса предоставляет фирма Pulsar Expo из Словакии, основанная в 2014-м выходцами из нашей страны. Основной вид деятельности Pulsar Expo – создание из грузовиков внедорожных автобусов и продвижение их на гражданский и военный рынок.
Схема работы довольна проста: основатели фирмы заказывают разработку эскиза, а потом на арендованных производственных площадях в Братиславе собирают такие себе “конструкторы лего” из запчастей крупных производителей. При этом им удалось выйти на правительство США и структурные подразделения ООН, которые за довольно приличные деньги покупают их технику.
Работать с Украиной Pulsar Expo начала в 2015-м, когда американцы в рамках программы военно-технической помощи поставили для Госпогранслужбы 10 машин технической помощи MASTER (собраны на базе грузовика Iveco Trakker).
А в августе 2018-го Нацгвардия получила три медицинских автобуса-эвакуатора на базе грузовика MAN с дизельным двигателем MAN D0836LFL40 мощностью 240 л.с. Медицинская версия может перевозить до шести лежачих раненных (больных) и девять медицинских работников, оборудована механизмом загрузки и выгрузки. При этом время полного подъема носилок с земли на место для транспортировки довольно впечатляющее – всего 25 секунд. При передаче техники сообщалось, что подобный автобус, к примеру, был задействован в ходе антитеррористической операции в составе 9-го полка Нацгвардии.
Теперь точно на такой же базе поставляются и тепловизионные комплексы. Причем судя по всему, МВД Украины является на сегодня основным заказчиком таких “автобусов” – по состоянию на лето прошлого года фирма собрала восемь автобусов, еще 17 находились в работе.
Подобное обновление, а тем более унифицированное, стоит только поощрять. Ведь таким образом наши вооруженные формирования получают все больше техники западного образца, а это не только приближает их к стандартам НАТО, но и просто повышает эффективность действий.
К сожалению, пока подобного нельзя сказать о вооруженных силах Украины, где унификация в плане автомобильной техники далека от идеала. Старые советские машины постепенно выходят из строя и ныне поддерживаются в рабочем состоянии только неимоверными усилиями военных и волонтеров.
Между тем военное руководство никак не может определиться, например, с образцом на замену самого распространенного легкого грузовика ГАЗ-66. Достаточно неоднозначным выглядит выбор в качестве основного средства белорусского МАЗа, пусть даже и собранного у нас. Ведь, как показывают последние события, Беларусь – весьма ненадежный союзник, и не сегодня-завтра может быть поглощена Россией. Тогда снова во весь рост встанет вопрос о запчастях.
Да и Кременчугский автомобильный завод не в полной мере может обеспечить регулярные и, самое главное, качественные поставки армейских автомобилей. Как и в случае с МАЗ-Богдан, проблемой КРАЗа остаются двигатели. Хотя за последние годы и удалось в некоторой степени придти к общему знаменателю, и двигатели Ярославского завода постепенно заменили китайскими, поставляются они все равно через Беларусь. Словом, с автомобильным транспортом у военных все еще достаточно печально, и когда ситуация выровняется – пока неизвестно.
Автор: Михаил ЖИРОХОВ, военный эксперт; Деловая столица
Tweet