Последняя осень. Эксперты предрекают скорый крах мировой экономики

Прогноз от Saxo Bank гласит: уже осенью перед Европой, возможно, встанет вопрос о коренном изменении всей экономической политики. Признаки и причины глобальных экономических изменений.

Недавно Москву посетил всемирно известный аналитик Джон Харви – главный валютный стратег Saxo Bank. Его прогнозы и доводы внимательно выслушивают крупнейшие игроки глобального рынка. Представляя на закрытой встрече в Москве прогноз Saxo Bank на третий квартал 2012 года, Джон Харви не ограничился презентацией, а дотошно проанализировал текущие тенденции.

«Мы назвали свой прогноз на третий квартал 2012 года «Отрицание или перемены» из-за ситуации с долгами, – пояснил он. – Сегодня огромный государственный долг давит на США, Японию и ЕС, однако задумываться о необходимости перемен начинает только Европа». Прогноз от Saxo Bank гласит: уже осенью перед Европой, возможно, встанет вопрос о коренном изменении всей экономической политики.

«Тысячелетний опыт существования долгового рынка позволяет утверждать: если долг страны превышает 99,9% ВВП, эта страна банкрот, – говорит Харви. – Почему же США, Япония и ЕС продолжают игру? Благодаря главам своих центробанков с их политикой «количественного смягчения».

Сегодня экономика этих стран напоминает зомби: умереть ему не дают, хотя понятно, что без структурных перемен не обойтись». Ситуация изменится, когда большинство политиков и избирателей поймут: необходимы перемены, считают аналитики Saxo Bank. Они полагают, что нынешний кризис в Европе, как и многие другие, развивается по трехфазной модели: отрицание, протест, потребность в переменах.

На первом этапе кризиса все считают его циклическим, а значит, борются с ним по принципу «само пройдёт». Основной упор делается на то, чтобы смягчить время ожидания различными стимулами и послаблениями. При этом масштаб проблемы отрицается.

Когда общественность начинает проявлять нетерпение в ожидании «лучших времён», начинается поиск виноватых. Политики суетятся, делают громогласные заявления, лихорадочно применяют всё новые и новые меры поддержки и стимулирования… Всё напрасно, ситуация только ухудшается, а разозлённые избиратели выходят на улицы и меняют правительства.

Однако даже публичные казни назначенных виновными не делают ситуацию лучше. Перепробовав все способы и стоя на краю пропасти, политики и общественность вынуждены открыть глаза и принять трудное решение – отбросить старое и начать всё сначала. «Мандат на перемены – это когда большинство подписывается под новыми правилами на руинах старых, – говорит Харви. – Многие при этом теряют всё, почти все терпят лишения – но при этом появляется что-то новое».

Для ЕС это признание невозможности расплатиться по долгам таких стран, как Греция, Испания и даже Италия, за которым должны последовать списание долгов и даже временный выход некоторых стран из еврозоны, поясняет Харви. Иначе – хаотичный распад ЕС и новый шок для глобальной экономики. «Смотря глобально, можно сказать, что уже к концу этого года многие экономики должны будут сделать подобный выбор», – говорит он. Мир сегодня стоит на пороге выбора: ужасный конец (старого экономического порядка) – или ужас без конца.

Именно неопределённостью в вопросе выбора объясняется нынешняя ситуация на глобальных рынках. В результате напуганные инвесторы больше не хотят рисковать. Они готовы даже платить за безопасность своих денег – и вот уже самые надёжные государственные облигации (например, скандинавских стран) подбираются к нулевой доходности, швейцарские власти в ужасе от того, что валютные запасы достигли 20% ВВП из-за лихорадочной скупки швейцарского франка.

Да что Швейцария – сегодня норвежская, шведская или датская крона, о существовании которых ещё недавно знал не каждый гражданин, становятся любимыми валютами для сбережений! Из-за боязни инвесторов заглядывать вперёд, акции лучших мировых компаний недооценены так, что аналитики прогнозируют бурный их рост сразу после разрядки ситуации.

С сырьём ситуа-ция ещё хуже: растёт только цена продовольствия из-за продолжающихся климатических капризов. А нефть больше не поддерживают ни эмбарго на поставки из Ирана, ни слухи о новом «количественном смягчении» со стороны ЕЦБ или ФРС. «Пик нефтяных цен пройден», – считает Харви.

Так же, как пройден пик цен на металлы: основной их покупатель – Китай сегодня вызывает у наблюдателей только один вопрос: насколько жёсткой будет его «посадка»? После многих лет, когда рост ВВП этой страны не падал ниже 9%, официальный прогноз ожидает рост лишь на 7,5%, а Saxo Bank прогнозирует и вовсе 6,5%. «Невозможно расти, когда твои экспортные рынки сокращаются, – поясняет Харви.

– Кроме того, несмотря на необузданное предложение кредитов в Китае, мы видим, что используются они плохо: около 60% новостроек пустует. Между тем ФРС уже доказало, что пузыри на рынке недвижимости приводят к кризису». Потребление цемента, основного показателя роста строительства, на душу населения в Китае в шесть раз превышает уровень США, рассказал Харви. При этом потребление электричества (важный показатель работы промышленности) имеет нулевой годовой прирост.

Вообще мир идёт по пути «японизации», считает Харви: правительства пытаются оживить экономику, печатая деньги, снижая процентные ставки и влезая во всё большие долги, а инвесторы уже не хотят получать пустые бумажки, за которыми не стоит создание чего-то нового.

В результате хуже всех приходится России. По понятной причине: экономика прочно села на нефтегазовую иглу. И хотя, по мнению Харви, российский ВВП может вырасти по результатам года, он считает очень высокой вероятность того, что российский рубль и российскую экономику ждёт стресс уже в этом году. «Мы не исключаем резкого снижения цен на нефть ещё в третьем квартале, – говорит он.

– Если кризис в ЕС всё-таки разразится, то рубль также окажется под сильным давлением. Тогда придётся беспокоиться и о росте государственного долга. Кроме того, высокая корпоративная задолженность на международных рынках в случае неблагоприятного развития событий может усилить бегство капиталов, что станет для российской валюты дополнительным стрессом».

При этом, на взгляд Харви, потенциал у российской экономики весьма неплохой: если облегчить бизнесу жизнь, то в течение пяти лет есть шансы увидеть бурный рост корпоративной доходности (а значит, и стоимости акций), а также увеличение прямых иностранных инвестиций, что также ведёт к повышению капитализации российских компаний, укреплению рубля и экономическому процветанию. В общем, нам бы только день простоять и ночь продержаться…

В этих условиях более чем несвоевременным выглядят принятые Минфином «Основные направления бюджетной политики на 2013–2015 годы». В них предполагается сокращение в 2013 году расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику, национальную экономику и другие отрасли.

В то же время чиновники предлагают резко увеличить финансирование оборонной отрасли и правоохранительных органов. Так, оборонные расходы федерального бюджета в будущем году вырастут по сравнению с 2012 годом на 25,8%: с 1,864 до 2,345 трлн рублей, по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 9%: с 1,844 до 2,011 триллиона. Здравоохранение недополучит 8,7%, образование – 2,8%, национальная экономика – 2,9% и т.д.

А ведь то, что именно 2012–2013 годы – решающие для экономической ситуации, для властей не новость. Более того, Минфин уже подготовил антикризисную программу, согласно которой именно военные расходы будут урезаться в первую очередь.

Впрочем, по остальным статьям урезать уже нечего: медицина у нас де-факто переводится на платную основу, в образовании без денег школьников обучат лишь читать, писать, считать и Родину любить, культура… ну, не будем о грустном.

К тому же есть подозрение, что сокращение военных ассигнований, если оно и произойдёт, будет касаться скорее таких статей, как техническое перевооружение армии. Хотя именно здесь можно было бы, наведя наконец порядок, использовать военные расходы для инновационного сектора. Зато статьи социального характера вряд ли тронут: в условиях нарастающей социальной напряжённости власти нужна лояльность силовых структур.

Подожди власть с военными расходами три-пять лет – и те же самые деньги можно было бы выделить без всякого вреда для пополневшего бюджета, особенно если воспользоваться кризисом, чтобы, по деликатному выражению Харви, «облегчить бизнесу жизнь», жёстко ограничив аппетиты чиновников и силовиков. Странно, почему такое соображение не приходит властям в голову.

Автор:Татьяна Шестакова,газета  ВЕРСИЯ № 29

You may also like...