Кения: гранатомет на службе скотокрада

В Кении — экономическом центре Восточной Африки, колыбели человечества и родине предков Барака Обамы — мощный скандал. Угонщики скота расстреляли пытавшийся нагнать их полицейский отряд, убив 42 человека. К трагедии привели переплетение древних кочевых традиций, практик современного государства и возможностей международного трафика оружия.

Как 42 кенийских полицейских отдали жизни за 400 коров

Район Самбуру в долине Сугута давно славится в Кении как место, куда полиция и прочие силовики стараются не соваться. Местные полукочевые скотоводческие племена самбуру и туркана живут там по своим тысячелетним законам: верят в своих богов, имеют по нескольку жен, слушаются только своих старейшин и воруют друг у друга скот.

Месяц назад воины из племени туркана совершили набег на пастбище самбуру и угнали 500 голов скота. По горячим следам удалось отбить лишь 112 голов. Но скот друг у друга эти племена воруют веками. В таких случаях старейшины ограбленного племени обращаются к местным властям с ультиматумом: либо вы возвращаете скот, либо мы займемся этим сами. Поскольку полиция собиралась с силами слишком долго, через две недели самбуру сами пошли решать проблему. Но это обернулось для них двенадцатью трупами.

Дело в том, что туркана живут на склонах горы Нийро. Атаковать их в родовых селах — занятие чрезвычайно рискованное даже для хорошо подготовленных бойцов. Склоны горы покрыты вулканическими валунами и густым кустарником, проехать туда на джипах нельзя. Над горой вечно стоит туман, мешающий применять вертолеты.

Идти туда можно только пешком — по сложной малознакомой местности в условиях недостатка кислорода. При этом все время поднимаясь вверх, прямо на хорошо укрепленные позиции туркана. Наконец, поскольку это ­родовое гнездо большого племени, атакующие практически всегда оказываются в меньшинстве.

Не удивительно, что полиция потеряла в одном коротком бою на горе 42 человека. Тем более что стреляли по ним не только из привычных в этих местах ­автоматов Калашникова и винтовок М-16, но и из гранатометов, а часть погибших подорвалась на противопехотных фугасах.

По другой неписаной местной традиции полиция, подходя к селу угонщиков скота, обычно высылает вперед кого-нибудь из полицейских, принадлежащих к этому племени. Он встречается со старейшинами и часто уговаривает их вернуть большую часть угнанного стада. Однако на этот раз полиция шла искать еще и виновных в убийстве двенадцати человек, так что разговор, судя по всему, не сложился.

Веками в долине Сугута взаимное воровство скота было традиционной практикой и не нарушало баланса кочевой жизни. Племена совершали такие набеги в случаях, если их кочевья ­поражали серьезная засуха и голод: воруя скот, они восстанавливали базу своего существования. Кроме того, набеги служили инициацией для мальчиков, готовящихся стать взрослыми воинами. Обычным оружием при набегах были копья, луки и стрелы.

Однако маргинализация скотоводческих племен в Кении привела к их обнищанию и росту преступности. К тому же сказалось соседство с нестабильными Сомали и Суданом. Через полупрозрачные границы с ними, пролегающие по безлюдным районам, свободно текут потоки оружия. И угонщики скота сменили луки и копья на автоматы и гранатометы.

Полицейские гибнут в этом ­кенийском районе регулярно. В 1996 году бойцы туркана, уходя от преследования с очередным украденным стадом, даже сбили вертолет с полицейским начальством. Но все же расстрел четырех десятков стражей порядка оказался беспрецедентным даже по местным меркам.

Президент страны Мваи Кибаки потребовал немедленно разобраться и наказать виновных. Поняв это сообразно местным ­реалиям, полторы тысячи представителей племени туркана уже бежали со всем имуществом из своих ­деревень, опасаясь ответных зачисток со стороны полиции.

Автор: Николай Петров, Русский Репортер

You may also like...