Как изменилась работа ГАИ после смены власти

Инспекторы говорят, что штрафов выписывают в разы меньше и что без помощи гражданских с автоматами им пришлось бы туго. Принципиально служба в ГАИ не изменилась, если не учитывать  снижение личного дохода инспекторов.  С другой стороны, раньше командиры ставили планы по сбору взяток: хочешь не хочешь, а 500–800 грн за смену нужно было сдавать. Сейчас этого нет.  

Автор: Владислав Бовсуновский, ВЕСТИ

С момента назначения 24 февраля начальником ГАИ Анатолия Сиренко прошло уже чуть больше месяца. Новый руководитель Госавтоинспекции пообещал водителям ряд облегчений. Во-первых, более лояльное отношение к нарушителям (ставка на профилактику нарушений, а не наказание), во-вторых, плотно заняться нарушениями правил парковки (из-за которых возникают заторы), жестко бороться с коррупцией в ведомстве, а также решить проблему работы сверхдорогих штрафплощадок (150–200 грн в сутки).

Чтобы выяснить, насколько выполняются обещания и как работается ГАИ после Майдана и смены власти, «Вести» наблюдали за работой одного из экипажей в течение их смены. Интересно, что сами гаишники оказались не против «слежки»: «За нами сейчас каждый день пристально наблюдают тысячи людей, так что мы уже привыкли, и законом это не запрещено», — сообщил инспектор Александр, работающий в полку ДПС ГАИ Киева.

ОДНА СМЕНА ВМЕСТЕ С ГАИ: ЧТО МЫ УЗНАЛИ

Разговорить инспекторов оказалось непросто, но «взятка» в виде двух стаканчиков горячего кофе их смягчила, и мы смогли пообщаться. Начали о грустном.

«После Майдана мы вообще опасались выходить на службу. Хуже отношения к милиции я не помню, чем сейчас. Страх пришел 19 февраля, когда погибло двое наших на Борщаговке (неизвестный на Mitsubishi Pajero расстрелял экипаж. — Ред.), а 2 марта убили еще троих инспекторов. Жутко, — говорит старший лейтенант Владимир.

— Пришлось принять меры безопасности. Например, раньше патруль останавливал сразу двоих нарушителей одновременно и каждым занимался отдельный инспектор. Сейчас же появилось правило: пока один инспектор оформляет протокол, второй следит за водителем и пассажирами, страхуя его на случай нападения. Из-за этого количество протоколов за смену снизилось в разы». Если в январе за сутки ГАИ Киева, по официальным данным, оформляла порядка 450–500 протоколов в сутки, то сейчас выписывают 170–200 штрафов.

О Самообороне

Совместное патрулирование ГАИ и самообороны Майдана, которое было частой практикой в первые две недели марта, инспекторы восприняли положительно. «Когда рядом стоит человек в бронике и с оружием, взятки не предлагают. Самообороновцы заглядывали в салон машин и, если возникало подозрение, что везут оружие или взрывчатку, просили показать багажник.

Когда об этом просил инспектор, водитель начинал спорить, мол, не имеете права. Но гражданские сглаживали конфликт одним своим видом. Не представляю, как бы справились без их помощи», — рассказывает прапорщик Геннадий. Но с каждым днем помощников становится все меньше. Сейчас совместных экипажей в Киеве лишь единицы, да и то сосредоточены они преимущественно в центре города и работают в светлое время суток. Ночью же гаишники дежурят самостоятельно.

Подход к нарушениям

Примерно через 15–20 минут общения появился первый нарушитель — остановили за поворот вопреки требованиям знака «Движение прямо». Водитель объяснил, что просто не заметил знак, извинился и попросил отпустить. Просьбу удовлетворили. «Мы не стали слишком добрыми. Но явно он нарушил неумышленно, штрафов за ним не числится», — объяснил прапорщик. Словно в подтверждение своих слов он буквально через полчаса выписал парню, сознательно проскочившему на красный, штраф без колебаний.

Отметим, что массовых нарушений за четыре часа общения с гаишниками мы не увидели: всего «улов» составил лишь четыре протокола на общую сумму 1020 грн, а всего за это время остановили девять водителей. По словам инспекторов, в декабре-январе останавливали примерно одного нарушителя раз в 20 минут. Гаишники объясняют снижение количества нарушений, в том числе и тем, что сознательность водителей выросла. Кроме того, сверху поступила команда по возможности заниматься профилактикой, а не наказанием.

О взятках и пьяницах

Принципиально служба в ГАИ не изменилась, если не учитывать значительное снижение личного дохода инспекторов. «Зарплата сейчас 1800–2200 тыс. грн, а надбавки и премии вроде бы отменили (точно будет известно после получения зарплаты за март). С другой стороны, раньше командиры ставили планы по сбору взяток: хочешь не хочешь, а 500–800 грн за смену нужно было сдавать. Сейчас этого нет. Если бы подняли зарплату хотя бы до 8 тыс…

В нынешних условиях через некоторое время взятки вернутся. Система такая, и никто ее пока не поменял», — говорят гаишники. Также сейчас, по их словам, не проводятся проверки нерастаможенных авто (раньше их забирали на штрафплощадку под любым предлогом). Контроль скорости в Киеве с прошлой недели снова возобновили (после двух недель перерыва). Еще ГАИ, как и раньше, не делает никаких послаблений для тех, кто садится за руль после рюмки: «Как и раньше, ежедневно выявляем 15–20 таких случаев. Для пьяниц поблажек нет».

МНЕНИЕ: КОНТРОЛЬ ГАИ НА ДОРОГАХ ОСЛАБ

В общественной организации «Дорожный контроль» отметили, что контроль ГАИ на дорогах ослаб. «Следят за центральной частью Киева и КПП, но окраины контролируют плохо», — рассказал глава пресс-службы организации Егор Воробьев. Увеличилось, по его словам, количество случаев остановки без причины и несправедливых претензий. Также в организации критикуют практику дежурств с самообороной, мол, гражданские иногда ведут себя некорректно, не позволяют водителю вступать в спор с гаишником: «Повышают голос, давят. Законов они не знают вообще», — говорит Воробьев.

ПЯТЬ СОВЕТОВ: КАК ОБЩАТЬСЯ С ИНСПЕКТОРОМ, ЧТОБЫ НЕ ВЫПИСАЛИ ШТРАФ

В ходе нашего наблюдения за работой ГАИ мы обратили внимание на то, в каких случаях сейчас отпускают нарушителей. И на основе этого составили несколько советов о том, как вместо штрафа уговорить инспектора ограничиться предупреждением (Кодекс Украины об админправонарушениях это позволяет).

Признайте вину сами

Вместо того чтобы спорить в том случае, если нарушение было, лучше продемонстрировать раскаяние — сослаться на то, что нарушение было случайным или вынужденным (любые другие действия могли привести к созданию аварийной ситуации). И тут же пообещать, что впредь такого не повторится.

Не копите штрафы

Сейчас гаишники после проверки документов запрашивают по рации историю правонарушений. Если за год это первое нарушение, то ограничиваются замечанием. Также отпускают, если нет непогашенных штрафов. И наоборот — повторные в течение года нарушения ПДД считаются отягчающим обстоятельством. За просроченные штрафы сейчас на штрафплощадку не забирают, но инспектор все равно может придраться.

Внимание на мелочи

Разойтись с инспектором миром намного проще, если допущено лишь одно, а не несколько нарушений. В частности, во время патрулирования инспектор сказал одному из водителей, что отпустил бы за проезд на желтый, но вынужден все равно оштрафовать на 85–170 грн, так как в салоне все были непристегнутые, а ребенок не сидел в автокресле.

Не забывайте о полисе

Просто так (при остановке для проверки документов) наличие обязательной страховки инспектор не проверяет, но обязан это сделать при рассмотрении дела о нарушении ПДД. За отсутствие полиса на ровном месте легко попасть на 255–430 грн.

Цитируйте правила

Если вы считаете себя правым, то нужно подкреплять свои слова ссылками на пункты ПДД. «Умника» инспектор отпустит, особенно если речь идет о неоднозначной ситуации.

 

You may also like...