Антарктида: предчувствие холодной войны
7 июня 1950 года правительство СССР выступило с меморандумом об Антарктике. Меморандумом об Антарктике Советский Союз напомнил, что именно россияне открыли его. Через девять лет после издания меморандума 12 стран подписали международный договор об Антарктике. С тех пор территориальные притязания на самую загадочную область земного шара были заморожены.
О том, насколько велико терпение мировых держав, можно судить, изучая, как бурно живёт, казалось бы, очень далёкий и пустынный ледяной материк.
Кто первый — у того и ресурсы?
Когда Беллинсгаузен и Лазарев в 16 (28) января 1820 года увидели новый континент (о чём Лазаревым была сделана запись в вахтенном журнале), они, сами того не ведая, создали объект споров, которые из научных превратились в политические. Само по себе это выглядит логично, если вспомнить историю Америки и то, как её «разбирали» европейцы. А потому совсем не удивительными кажутся и разговоры о разного рода мореплавателях, которые, согласно источникам, открыли Антарктиду раньше.
Претензии на ледяной материк, впрочем, начали предъявлять только в начале прошлого века. В 1908 году пионером стала Великобритания, в 1938-м за ней последовала Франция. Во время Второй мировой войны базу здесь пытался строить Третий рейх. Потом о своих желаниях заявили Норвегия, Аргентина и Чили.
Причём сами территории почти всегда делились по принципу пирога, то есть чёткими линиями по меридианам. И даже поныне в местных учебниках (скажем, у чилийцев) можно увидеть, что часть Южного полушария приписана Сантьяго. Некоторые страны выпускают специальные марки. Памятен и случай с Австралией, которая в 2004-м попыталась присвоить шельф, расположенный чуть дальше от обозначенных в договоре границ, Россия резко выступила против подобного нарушения.
Любые попытки установить ледовый суверенитет пресекаются согласно договору об Антарктике, вступившему в силу 23 июня 1961 года. Территории севернее 60° южной широты с тех пор — вотчина учёных. Ныне под договором стоят подписи 47 государств.
Соглашение, надо заметить, было крупным свершением в эпоху холодной войны и гонки вооружений. Можно сказать, что на Южном полюсе можно было забыть о железном занавесе. В договоре говорилось о взаимообмене научными данными, а выбор места для полярных станций строился на принципе свободной оккупации. Проще говоря, кто успел построить станцию — тот и съел. Правда, добывать до сих пор ничего нельзя — только изучать. Учитывая, что во льдах уже нашли уголь, нефть, железо, уран, хром, медь, золото, платину (и не забудем о гигантских запасах пресной воды — около 90% всей земли), неизвестно, сколько ещё освоение Антарктиды будет ограничено одними лишь научными изысканиями.
Изучай, но ничего не трогай!
СССР плотно изучает Антарктиду с 1955 года — тогда появилось постановление о создании комплексной антарктической экспедиции. В 1956 году здесь работала уже 21 международная научная станция. Ныне — около 45. Плюс китобойные базы, суда, туристические группы…. И это до 4—5 тыс. человек одновременно. Российских станций сейчас шесть. На материке за всю его историю зимовало более 5,5 тыс. россиян. Фаза неопределённости, возникшая после распада Союза, кажется, закончилась. С 1998 года финансирование деятельности РАЭ — отдельная строка федерального бюджета. С 2004-го на острове Ватерлоо неподалёку от нашей станции «Беллинсгаузен» открыта православная церковь Святой Троицы (почти 80 процентов всех полярников — христиане, но есть представители и других конфессий).
Сюда можете поехать и вы. К примеру, на сайте Российской антарктической экспедиции пишут, что им нужны системные администраторы локальных вычислительных сетей… Для жителя страны, значительная часть которой — степь и тундра, это не настолько и удивительно.
Да, жизнь в Антарктиде бурлит. Некоторые из полярных станций разрослись настолько сильно, что в них ставят светофоры (к примеру, на штатовских). Рождаются дети — первый появился на аргентинской базе Esperanza в 1978-м, ныне антарктических ребят более десяти.
Израиль, Индия, Южная Корея, Бразилия, Франция, Германия, Япония, Австралия — это только часть стран, что закрепляется сейчас на льду. Китай вселяет сюда тысячи человек.
Чили, по сути, построила базу для военных, только такие вещи, как манёвры и хранение ядерного оружия, здесь не проводятся. Антарктида — зона демилитаризованная и безъядерная. Хотя «договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей». Через базу «Фрей» проходит огромное количество рейсов для всего континента — самолёты садятся в Антарктиде ежедневно.
А соседние полярники всегда ездят друг к другу в гости. Скажем, рядом с «Беллинсгаузеном» работают чилийцы, уругвайцы, китайцы. Проводятся совместные праздники, недавно даже были поэтические чтения. Можно сказать, что эти люди находятся в положении первых американских поселенцев, с поправкой на мирную миссию: аборигенов выселять не пришлось.
Гонка завоеваний напоминает историю с Руальдом Амундсеном и Робертом Скоттом. Как известно, два этих знаменитых исследователя зачем-то устроили гонку к Южному полюсу. Скотт, придя вторым, обнаружил на месте норвежский флаг, палатку и записку от соперника. Совершенно разбитый, он возвращался назад, в итоге его группа замёрзла в нескольких километрах от очередных запасов еды и топлива. Позже Амундсен, который внезапно стал неявной причиной смерти коллеги, признавался: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы Скотт был жив. Его гибель преследует меня». Так исследовательский интерес перерос в азартную игру и привёл к трагедии.
Как резать будем?
Антарктида, конечно, не суверенная страна, но у неё есть интернет-домен верхнего уровня .aq и телефонный префикс +672. Некие энтузиасты даже пытались выпускать местные доллары, ныне они стали коллекционной редкостью. Словом, её можно назвать самостоятельным виртуальным государством.
Когда наряду с учёными, изучающими древние микроорганизмы и климат, испытывающими космические технологии (а также миллион других вещей), здесь появятся люди, желающие поковырять мировой резерв (он же — «неприкосновенный» запас)? Как они его будут делить?
История с Фолклендскими островами доказывает, что и в Южной Атлантике могут происходить бурные события. Тогда в ходе англо-аргентинского конфликта за два месяца погибло 910 человек. Примером научного столкновения в Антарктиде служит история с крупнейшим подлёдным озером Восток, экосистемой, миллионы лет скрытой от земной атмосферы. Следующей зимой Россия планирует пробурить скважину до самого объекта исследований.
Почитайте зарубежную прессу — там вы найдёте информацию, что русские хотят высвободить древние вирусы, что они используют опасные жидкости. В 1998 году работу приостановили до 2003-го, пока не была изобретена технология, минимизирующая возможное загрязнение реликтовых вод озёр. Несколько лет назад в интервью РИА «Новости» глава Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин прямо назвал подобную критику политически мотивированной. На место работ, впрочем, могут беспрепятственно приехать международные наблюдатели.
А сырьевые войны сейчас — и вовсе дело привычное. Наверное, когда-нибудь здесь будет новая Гренландия? Кому же она достанется? Одно понятно: времена, когда колонизаторы могли отделиться от бывших хозяев, давно прошли. Хотя, может быть, к тому моменту, когда терпение кончится, в Антарктиде будет жить новый интернациональный народ, закалённый холодом и вдохновлённый научными свершениями. Что им грозит? Воздушные сражения или наблюдение за тем, как мировые державы начнут жёсткие переговоры, демонстрируя, что, добравшись до клада, самый гуманный исследователь забывает о братстве и равенстве? Как ни иронично это звучит, грядёт холодная война.
Автор: Радиф Кашапов, Часкор
Tweet