Кто будет вешать пиратов в 21-ом столетии? Вешать-то надо…

В конце прошлого века самым опасным регионом была Юго-Восточная Азия, но правительства прибрежных стран создали специальную эскадру для патрулирования района. За несколько лет пиратский промысел начал перекочёвывать в Африку. После захвата пиратами украинского сухогруза Faina политики заговорили об угрозе международного пиратства, как ветви терроризма. ООН начала обсуждать новую конвенцию по защите от пиратства, а США и Россия мобилизовали свои военно-морские силы для охраны собственных кораблей.

В акватории Африканского Рога (северо-восточный берег Африки) такие захваты стали делом почти нормальным. Только за полгода пираты захватили 74 корабля в этих водах. Экономика восточных провинций Сомали, где уже два десятилетия идёт гражданская война, уже почти полностью зависит от перепродажи награбленных товаров. Власти просто оправдываются перед мировым сообществом тем, что автомат у них в стране достать легче, чем еду. И поэтому на захваты кораблей в этих водах практически не обращают внимания.

И в этот раз правительство Кении, которому предназначался груз, не было сильно обеспокоено захватом, рассчитывая как всегда договориться с пиратами. На борту украинского сухогруза перевозились 33 танка Т-72, гранатометы, стрелковое оружие и другие комплектующие военного оборудования для правительства Кении.



Украинский сухогруз Faina. фото: ЕРА



Пираты у борта украинского сухогруза Faina. фото: ЕРА

Украинская сторона больше тревожилась за экипаж – товар принадлежал Найроби уже с момента отгрузки. Но вмешались США, опасающееся, что танки и остальное вооружение попадет к террористам или повстанцам соседнего Судана. Нужно только представить 33 модернизированных танка в руках одного из враждующих племён малых стран Экваториальной Африки. Это может способствовать новой революции и смене режима, это может переломить ход гражданской войны или привести к власти нового диктатора. Наконец, оружие может просто попасть в руки экстремистов и перекочевать на фронта глобальной войны фундаментального ислама против Америки. Потому корабли 5-го флота ВМС США, которые до этого патрулировали побережье Африки, изменили свои маршруты и на полной скорости пошли по следу захваченного судна. У груза есть два пути: дальше в Кению или на морское дно.

Корабль под заказ

Самые опасные с точки зрения нападения пиратов регионы: берега Африки, Юго-Восточной Азии и Карибское море. Чаще всего нападения происходят в районе восточной Африки (57 в прошлом году).

В конце прошлого века самым опасным регионом была Юго-Восточная Азия, но правительства прибрежных стран создали специальную эскадру для патрулирования района. За несколько лет основной пиратский промысел начал перекочёвывать в Африку, политическая нестабильной которой не позволяет бороться с морскими разбойниками. Так, согласно докладу International Maritime Bureau, в 2008 году всего 40 кораблей разного типа подверглись нападению в этом регионе по сравнению со 114 у берегов Африки.



Одномачтовое судно, подозреваемое в захвате частного катера у побережья Малайзии. фото: ЕРА

Существует несколько вариантов пиратства. Можно захватить небольшой рыболовецкий корабль, забрать товары и корабельную кассу. Это не требует больших затрат или даже вооружения, но и прибыль будет невелика. С командой траулеров в основном не церемонятся. Такой немудреный бизнес активно процветает на рейдах бывшей столицы Танзании Дар-эс-Салама, называемого одной из пиратских столиц мира. Там ежегодно нападают на 5- 10 кораблей.

Можно захватить сухогруз или танкер, чтобы потом продать его содержимое. Большинство пиратских банд именно этим и промышляют. Так в период в 2005 по 2008 год чаще всего захватывали или пытались напасть на контейнеровозы (39), танкера (41), и корабли со смешанным типом погрузки (40).

Можно взять заложников и потребовать за них выкуп. Этот вариант более дорогой и опасный, тут надо ориентироваться на небольшие прогулочные яхты. За греческих, малайских или украинских матросов много не дадут. А вот европейцы заплатят солидные деньги за своих соотечественников, особенно если последние занимают положение в обществе. Но это уже головокружительный успех для пирата – на эти деньги можно стать главой революционной армии или племенным вождём. Но такие захваты происходят не часто – пиратам не выгодно волновать мировую общественность. С 2005 года пираты угнали всего 6 яхт и круизных кораблей.

Есть еще один высокооплачиваемый путь. К примеру, на пирата выходят заказчики из стран Ближнего Востока, которым нужно повысить цену на нефть. Они знают, когда и какой супертанкер повезёт туда горючее, они знают каким курсом он пойдёт. Его захват заказывается, время оговаривается заблаговременно. Танкер задерживается, на рынках нагнетается напряженность, и цена на нефть растёт. Потом уже новые собственники приводят нефть в порт и быстро распродают её по высокой цене. Пока настоящий собственник разберётся в ситуации и обратится в суд по морскому праву, всё уже будет сделано. С Faina ситуация похожая, но тут вмешалась политика. США пришли в ужас, поняв, что может случиться, если на чёрном рынке Африки неожиданно появится партия танков.

Мировая пресса считает, что тут возможен был заказ корабля. Заказчиками такого захвата могли стать и террористы и диктаторские режимы Африки, наконец, ими могли быть просто повстанцы Западного Судана, которые хотели обменять танки на гуманитарную помощь ООН. Американские СМИ сразу увидели след Аль-Каиды, хотя эксперты считают, что террориста не особо нужны танки, только если для нападения на посольства США, но это уже фантастика.

Законы есть – порядка нет

Несмотря на то, что только в прошлом году всего в мире было захвачено пиратами 263 корабля, а ежегодный ущерб ООН оценивает в $25 млрд., борьба с морским разбоем остается чисто номинальной. Есть конвенция ООН по морскому праву от 1982 года, есть Международная морская организация (IMO), существует Международный морской трибунал при ООН, но создан только один центр по борьбе с пиратством в Куала-Лумпуре (Малайзия).



Военный корабль США Winston S. Churchill (DDG 81) преследует по подозрению в пиратстве одномачтовое судно с лодкой на буксире у побережья Малайзии. фото: ЕРА

После серии захватов кораблей сомалийскими пиратами, в частности, 28 мая морские разбойники похитили немецкий сухогруз Lehmann Timber, на борту которого находились четверо украинцев, и атаковали мальтийское судно Arean, Совет Безопасности ООН принял резолюцию о борьбе с морскими пиратами: в ближайшие шесть месяцев все страны мира с согласия правительства Сомали имеют право применять любые средства для подавления пиратства в водах этой страны. Для этого достаточно согласия переходного правительства этой страны, направленного Генеральному секретарю ООН. Но этим так никто и не занялся, иначе не произошло бы спустя несколько месяцев нападение на Faina.

Некоторые политики предлагают проводить суда через этот район конвойным способом. Но при этом они не представляют, как формировать такие конвои и какие потери понесут частные компании за простой судов на Суэце. Стратегия действия пиратов сильно изменилась.

Теперь пираты хорошо вооружены, оснащены спутниковой связью и приборами навигации. Разбойники стали разборчивыми в выборе своих целей. В 2008 году пиратские действия переместились в Аденский залив. Там добычу изловить проще, ведь у неё нет такого простора для маневров, как в Индийском океане.

Реальным средством для обеспечения безопасности судоходства будет создать международную эскадру, которая будет гоняться за пиратами. Это и основание на побережье опорных пунктов, как во времена корсаров Карибского моря, возможно, самое действенное средство. Но ни одна страна не будет этим заниматься, деньги на это должны выделить частные компании, суда которых чаще всего подвергаются нападениям. Но компаниям дешевле платить выкупы или попытаться вооружить команду. Жизни матросов обойдутся дешевле. США пытаются заткнуть эти дыры своим флотом, но он не приспособлен для такой войны и потому пока остаётся территорией пиратов.

Хата с краю

Украина созерцает этот конфликт со стороны. Киев ничего и не может сделать. Украинский военный флот, если и перенесёт плаванье в район Индийского океана, то уж точно не будет способен на активные действия. Однако на захваченной Faina большинство команды составляют граждане Украины. Уже не раз у пиратов в плену оказывались украинцы. В апреле этого года сомалийские пираты захватили круизную яхту Le Ponant, на борту которой были 20 украинцев. В 2005 году пираты похитили теплоход Panagia, перевозивший уголь из Южной Африки в Турцию. На борту находились 22 украинца. Пираты освободили заложников через месяц, получив выкуп от владельцев судна в размере $700 тыс.

Украинские моряки нанимаются работать на устаревшие корабли, принадлежащие латиноамериканским компаниям, и ходят под флагами карликовых государств, типа Белиза. Дешевле нанять разве что малайцев, которые гораздо менее профессиональны, чем украинские моряки. И пока ситуация не меняется, Украина вынуждена следить за событиями со стороны.

Справка

Статистика захвата пиратами кораблей*

* Информация ICC International Maritime Bureau

Типы судов, которые чаще всего захватывались у берегов Сомали*

Павел Сивоконь, ПиК

You may also like...