Донецкий вестерн: государству закрыли рот и связали руки
Руководство ОАО «Донецкоблэнерго», прочувствовав опасность сложившейся ситуации, решило спрятаться от проблем, не допустив налоговиков к проверке своей бухгалтерии. Документации, в которой кроются доказательства преступных действий высоких должностных лиц как из «Энергоатома», так и «Донецкоблэнерго». Что и отражено в публикуемых «УК» документах. Методы и приемы разворовывания имущества крупных государственного предприятий в Отечестве постоянно совершенствуются. Начиная от попыток создания дочерних предприятий и заканчивая искусственным усложнением процедуры смещения председателя правления.
Напомним, что согласно уставу ОАО «Донецкоблэнерго», некогда безальтернативного энергопоставщика Донецкой области, председатель правления этого предприятия может быть смещен лишь на заседании Наблюдательного совета акционерного общества. На котором присутствуют все семь предусмотренных уставом членов Наблюдательного совета.
«УК» попытались привлечь внимание общественности и компетентных органов к этой искусственно созданной проблеме: в частности, написав запросы в ряд правоохранительных органов с требованием выяснить мотивы, которыми руководствовались акционеры, создавая данный механизм смещения председателя правления. Конечно же, мы предполагали, что результаты этих обращений будет отрицательными, и отчасти оказались правы. Таковы уж славные «традиции» отечественных правоохранительных ведомств: « ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу».
Как следует из ответа, пришедшего в наш адрес из Управления МВД Украины в Донецкой области – никаких признаков вмешательства криминальных структур в осуществление государственного контроля над «Донецкобленерго» не установлено.
Но факты, изложенные в письме, поразительны. Вчитаемся в шестой абзац письма, который подтверждает наличие, согласно уставу, в составе наблюдательного совета «Донецкоблэнерго» семи лиц. Далее перечислен сам состав Наблюдательного совета: три представителя от Минтопэнерго, и по одному – от Донецкого облгосадминистрации, Донецкого облсовета и Национальной акционерной компании «Энергетическая компания Украины».
Итого количественный состав Наблюдательного совета «Донецкоблэнерго» – 6 (шесть) человек. При том, что должно быть 7 (семь).
Мы далеки от мысли, что сотрудники УБЕП Донецкой области, рассматривавшие наше заявление и подготовившие ответ, не умеют считать до семи. Вероятнее всего, милиционеры, не желая заниматься решением проблемы, просто закрыли глаза на отсутствие одного избранного члена Наблюдательного совета ОАО «Донецкоблэнерго».
Вопрос не только в том, что парная численность Наблюдательного совета при равном (три на три) разделении голосов не дает возможности принять даже рядовое решение о хозяйственно-финансовой деятельности. Вопрос значительно глубже: при такой ситуации даже поднимать вопрос о смещении председателя правления ОАО «Донецкоблэнерго» Григория Евсеевича Куденка не представляется возможным. Так как поднимать вопрос о смещении председателя правления возможно исключительно (!) при наличии кворума Наблюдательного совета в количестве 7 (семи) человек, которого нет.
Абсурд: «бессмертное» и «неприкасаемое» пребывание председателя правления государственного «Донецкоблэнерго» в должности обеспечивает несуществующий член правления!
Поистине, нет человека – нет проблемы. Вопреки здравой логике, семеро ждут одного; более того, этот один, несуществующий призрак, цепко держит всех остальных.
Похоже, такое положение дел с «неприкасаемым» руководством предприятия устраивает определенный круг лиц, о составе которых можно лишь догадываться. Но устраивает ли такая ситуация государство, которому принадлежит – ни много ни мало – 65,06% акций этого предприятия?
Остается надеется, что на этот вопрос все же будет дан исчерпывающий и жесткий ответ. А пока руководящая верхушка «Донецкоблэнерго», пользуясь ненаказуемостью, извлекает немалую прибыль из искусственно созданного положения.
Предлагаем вниманию читателей письмо Горловской объединенной государственной налоговой инспекции Донецкой области:
До каких же высот простирается осознание собственной безнаказанности дельцов из ОАО «Донецкоблэнерго», если даже налоговая администрация вынуждена обратиться к редакции «УК» с просьбой воздействовать на предприятие (последний абзац письма) в прекращении противозаконных действий руководства этого предприятия!
ОАО «Донецкоблэнерго» отказалось допустить налоговых инспекторов к проверке хозяйственной деятельности предприятия. Другому бы налогоплательщику такое вольнодумство вряд бы сошло с рук, но только не «Донецкоблэнерго»!
Вместе с тем, рассматриваемый вопрос, как справедливо акцентируется в воззвании налогового органа, действительно резонансный и принципиальный. Дело в следующем.
Как уже сообщала «УК», судьей Хозяйственного суда города Киева Николаем Пасько по заявлению ОАО «Донецкоблэнерго» возбуждено дело о банкротстве ГП НАЭК «Энергоатом». Дело, длящееся более двух лет без единого заседания по сути. На протяжении всего этого времени ГП НАЭК «Энергоатом» прикрывается так называемым «мораторием», который дает формальное право не платить кредиторам, требования которых возникли до момента возбуждения этого дела о банкротстве.
Одним из основных кредиторов ГП НАЭК «Энергоатом» является само государство Украина в лице налоговой инспекции, требующей уплату десятков миллионов гривен налогов и платежей, начисленных в бюджет. И нет кредиторам ответа…
Однако «УК» располагает сведениями, бесспорно доказывающими: на протяжении всего срока действия так называемого «моратория» «Энергоатом» совершал платежи в пользу ОАО «Донецкоблэнерго» по долгам, которые возникли до введения моратория. Что запрещено законом. Проплата осуществлялась через безгранично преданные ГП НАЭК «Энергоатом» АППБ «Аваль» и ОАО «УКРЭКСИМБАНК».
«УК» заинтересовалась данной ситуацией и попыталась заинтересовать компетентные органы, от которых вправе ожидать правовой оценки скандальной ситуации.
Ведь, согласитесь, нелогично: если дело касается погашения налоговых платежей, то «Энергоатом» громогласно вопит о незаконности взыскания налогового долга, ссылаясь на «мораторий» и тяжелое финансовое состояние. А также на защиту от взыскания, щедро предоставляемую должнику судьей Пасько. Но «мораторий» забывается, если возникает (и реализуется) непреодолимое желание проплатить «уважаемому» кредитору – «Донецкоблэнерго». С которым имеются пикантные договоренности сомнительного характера.
Интересно и то, что верные «Энергоатому» «УКРЭКСИМБАНК» и «Государственный сберегательный банк Украины» при поступлении постановлений государственного исполнителя о наложении ареста на счета ГП НАЭК «Энергоатом» пускались в рассуждении о противозаконности постановлений – ввиду наличия «моратория». Однако, принимая и обрабатывая платежные поручения, категорически не желали видеть, что во время действия «моратория» должник перечисляет деньги на погашение «старых» долгов.
Либо одно, либо другое. Но в правовом поле совершение дискриминационных и диаметрально противоположных ранее задекларированной позиции действий в отношении одного из кредиторов, а тем более государства, не может считаться законным. Подобные шутки с государством до добра никого и никогда не доводили.
Согласно устоявшейся судебной практике Высшего хозяйственного суда Украины, в случае получения кредитором от должника денег во время действия моратория, таковые деньги автоматически попадают в категорию средств, полученных преступным путем. С последующим изъятием полученного в доход бюджета по иску налогового органа (Рекомендации Президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 04.06.2004 № 04-5/1193).
Если твердо следовать букве Закона, то с «Донецкоблэнерго» следовало бы взыскать все полученное от «Энергоатома» в доход бюджета. А также рассмотреть вопрос об уголовном преследовании должностных лиц, совершивших, по сути, «обряд» «отмывания» денег, полученных незаконным путем.
Однако руководство ОАО «Донецкоблэнерго», прочувствовав опасность ситуации, решило спрятаться от проблем, не допустив налоговый орган к проверке своей бухгалтерии. Документации, в которой кроются доказательства преступных действий высоких должностных лиц как из «Энергоатома», так и «Донецкоблэнерго».
Остается надеяться, что «кидающие» государство руководители «Энергоатомаа» и «Донецкоблэнерго» все же не останутся без внимания компетентных органов. И вопрос о подконтрольности руководства «Донецкоблэнерго» государству таки будет решен. В пользу Государства.
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»