«Гетман Сагайдачный» станет жертвой сомалийских пиратов?
Инициатива замсекретаря СНБОУ Степана Гавриша о привлечении украинского фрегата «Гетман Сагайдачный» для сопровождения судов с военными грузами может закончиться плачевно. Даже если на экспедицию отыщутся деньги в госбюджете, специалисты сомневаются в технической способности корабля эффективно выполнить поставленные задачи. А некоторые опрошенные эксперты шутят, что все может обернуться захватом пиратами самого фрегата.
По данным исследования британского Королевского института международных отношений, в последние годы пиратство превратилось в отличный бизнес, поскольку размер выкупов увеличился на несколько порядков. Раньше пираты ограничивались несколькими тысячами и даже сотнями долларов.
Теперь они получают за каждый захваченный корабль миллионы. По статистике Международного Бюро по Судоходству и Мореплаванию, в 2008 г. в мире были захвачены пиратами 49 судов (18 – в 2007 г.), еще 46 кораблей были обстреляны. В целом, флибустьеры применяли огнестрельное оружие 139 раз (72 годом ранее). 889 членов экипажей были взяты в заложники, 32 ранены, 11 убиты, 29 пропали без вести. В общей сложности, в 2008 г. было зафиксировано 293 попытки нападения пиратов (в 2007 г. – 263).
Стрельба из пушки по воробьям
После того, как в июне прошлого года Совет безопасности ООН принял резолюцию, допускающую применение государствами силы против пиратов в территориальных водах Сомали и прилегающей к ним акватории, ряд стран направили в район Африканского Рога свои ВМС для противодействия пиратам. В частности, силы НАТО изначально отправили 3 корабля: итальянский эсминец «Дюран де ла Пан» и два фрегата — греческий «Фемистокл» и британский «Кумберлэнд».
Затем эскадра из семи кораблей под флагами шести стран НАТО вошла в воды Восточной Африки. Позже к ним подключился фрегат ВМС Германии «Карлсруэ». Также на данный момент патрулирование этой акватории осуществляет российский сторожевой корабль «Неустрашимый», индийский военный корабль «Табар», ВМС Ирана, Китая. Периодически к спасательным операциям подключаются вертолеты международных вооруженных сил. Напомним, что и Япония предлагает помощь по патрулированию этих вод.
По мнению Королевского института международных отношений, организация регулярной охраны около Сомали нерентабельна, поскольку пока дешевле платить выкуп пиратам. Существенно выросла стоимость содержания вооруженных сил и их оборудования. По оценкам Грэхэма Била, сотрудника департамента по работе с материально-технической базой из аудиторской компании Ernst&Young, на содержание одной технической единицы за весь срок ее эксплуатации может уйти сумма, в четыре раза большая, чем цена машины при покупке.
В то же время, газета The Gardian придерживается другой точки зрения – ситуация с нападениями пиратов на суда в Аденском заливе может вообще заблокировать торговый путь через Суэцкий канал (Именно по этой причине Китай направил свои корабли в район Африканского Рога). По мнению издания, необходимо увеличить международное присутствие в заливе, а также создать международную береговую охрану взамен государственной охраны Сомали, где власть постоянно меняется и политическая ситуация очень нестабильна.
Сторонники радикальных взглядов призывают в целях наведения порядка устроить капитальную «зачистку» Пунтленда (территории на севере Сомали, объявившей о независимости, – центре пиратства) и Сомали в целом. Однако, осуществление международной крупномасштабной сухопутной операции маловероятно. Хотя бы по причине мирового финансового кризиса. Скорее всего, речь может идти о том, чтобы поддержать переходное правительство страны и взять под международный протекторат крупные сомалийские порты. Еще одна возможность – перехват и проверка всех судов, отходящих от берега Сомали.
Кто в лес, кто по дрова
Среди основных «минусов» применения ВМС в борьбе с пиратами называется отсутствие хорошей разведки (т.е. военные только реагируют на события, а не предотвращают их) и плохая координация действий стран. «Надо создать координационный центр, которым управляли бы военные – американские, французские или европейские – который бы отвечал за все военные силы, находящиеся в этом регионе. Торговые суда могли бы связываться с этим центром во время прохождения опасного района», – говорит Гордон Ван Хук, старший директор по инновациям и развитию транспортной компании Maersk Line.
На данный момент капитаны торговых судов не знают к кому обращаться за помощью. Европейская флотилия управляется из штаба в Норвуде в Великобритании. В районе Африканского Рога действует «Объединенная Тактическая Группа 150», которая проводит антитеррористические операции – она подчиняются командованию Пятого Флота США, находящемуся в Бахрейне. Торговым судам, которые проходят этот район, в случае нужды рекомендуют связываться с командным пунктом британских ВМФ в Дубае.
«ЕС создал «Центр Безопасности Мореходства – Африканский Рог» (Maritime Security Center – Horn of Africa), который опять-таки базируется в Норвуде. У них замечательный интернет-сайт, на котором вывешены последние фотографии подозрительных судов; алгоритмы действий пиратов; перечень защитных мер, которые должны предпринимать владельцы торговых судов, и пр. Однако это только часть решения проблемы. В этом регионе требуется иметь больше боевых кораблей и единый локальный координационный центр», – подчеркивает Г.Ван Хук.
Нечто подобное вроде «единых координационных центров» на уровне стран уже действует в других традиционно пиратских регионах. Например, в Юго-Восточной Азии существуют двусторонние и трехсторонние антипиратские соглашения между государствами, однако проводимые ими операции относительно малы по сравнению с тем, что ныне происходит вблизи Африканского Рога.
Перевозчики также предпринимают превентивные меры. Например, в этот регион не отправляются суда, имеющие скорость менее 18-ти узлов, чья высота от бортика до ватерлинии составляет менее 10 м. Когда пираты видят быстрый корабль с высоким бортом, они отказываются от нападения. Поэтому они не смогли захватить ни один корабль, который шел со скоростью, превышающей 15 узлов.
Пока без политики
Стоит также сказать, что в мире проблема пиратства еще не признается стратегической угрозой. Это связано с тем, что ущерб от него, по сравнению с объемами международной морской торговли, это капля в море. Т.е., с экономической точки зрения, маловероятно, что борьба с ним превысит имеющиеся масштабы.
В то же время, аналитики полагают, что после определенных событий пиратством займутся вплотную. Например, если какой-то акт морского разбоя приведет к очень крупной экологической катастрофе, например, к большому выбросу нефти. Или если появятся достоверные доказательства того, что пираты ныне сотрудничают с террористами, или террористы используют пиратскую тактику для достижения своих целей.
Это однозначно сделает пиратство не просто экономической угрозой. Дело в том, что во многих государствах – в частности, в Великобритании и США – действуют законы, запрещающие выплаты выкупов террористам. Ныне деньги на выкуп выделяют частные компании. В таком случае это станет политическим вопросом. А пока что будут предлагаться краткосрочные, а не долгосрочные методы борьбы с пиратством.
***
Украинские чиновники в лучших традициях также решили внести свою лепту в борьбу с морским пиратством. По словам первого замсекретаря СНБОУ Степана Гавриша, Межведомственная комиссия по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля готовит предложения по обеспечению безопасности военных грузов, транспортируемых морским путем. Предполагается, что охрана должна быть гарантированной и не должна зависеть от того, кто судовладелец, какой флаг на судне, перевозящем оружие.
При этом, диапазон «таких предложений может быть очень широким»: от наличия частной вооруженной охраны, т.е. профессионально подготовленных специалистов, до привлечения фрегата «Гетман Сагайдачный», который может быть частью соответствующей полицейской ударной группы. Кроме того, С.Гавриш сообщил о создании неких условий, «при которых пираты не смогут принимать участие в пиратских «наездах».
Сейчас Украина похожа на жирафов из анекдотов. Когда на повестке дня международного сообщества стоит разработка принципиально новых механизмов реагирования на пиратство, наши чиновники начинают пережевывать «старое», выдавая это за «конгениальные» идеи. Тем более что в СНБОУ, скорее всего, либо не владеют информацией о плачевном техническом состоянии фрегата, либо намеренно вводят общество в заблуждение (не говоря уже об отсутствии денег в оборонном бюджете страны).
Кроме того, стоит заметить, что «Гетман Сагайдачный» – скорее классический пограничный корабль, чем «конвоир». Некоторые эксперты, услышав о заявлении С.Гавриша, пошутили, что все это может закончиться захватом пиратами самого «Гетмана Сагайдачного». Наконец, в моральном плане странно, что чиновники больше пекутся о военных грузах, чем о членах экипажа торговых судов.
Андрей Писаревский, UGMK
Tweet