Колючая проволока: история человечества – совершенствование заборов!
Кто же именно первым придумал колючую проволоку, до сих пор не известно. По одной версии, это сделали французы, по другой – какой-то американский мальчик. Однако первый патент на «колючку» взял кузнец Майкл Келли (Michael Kelly) – в 1868 году представивший свое изобретение. Вся история человечества – совершенствование заборов! Неприступное дреколье
Герои старинных приключенческих романов, пересекавшие неизведанные просторы Африки, не боялись встретиться лицом к лицу со свирепым львом или целым племенем туземцев — но только днем. Ночью путешественники и искатели сокровищ опасались стать жертвой внезапного нападения, поэтому окружали свои лагеря ветками колючего кустарника. Способ защиты нехитрый, но весьма эффективный и, наверное, такой же древний, как и само человечество. За щетиной острых веток и колючек животные прятались ещё в доисторические времена, но только человек додумался не жить в зарослях терновника, а окружать его ветками свою стоянку или закрывать ими вход в пещеру.
Условно барьеры, применяющиеся человеком в наши дни, можно разделить на три категории. Во-первых, живая изгородь — шиповник, терновник, розовые кусты и другие подобные растения, высаженные достаточно плотно. Через такая изгородь по эффективности не уступает колючей проволоке, а смотрится гораздо менее свирепо.
Во-вторых, это рукотворные преграды — рвы, насыпи, груды камней, а также барьеры из срезанных веток, кустов или целых деревьев. Последние на Руси назывались засеки и были известны ещё в X веке.
Детище американской сельскохозяйственной мысли — простая колючая проволока — давно получила широкое признания далеко за пределами родины. Там (например, в Китае) ее теперь производят в самых разных модификациях и применяют для самых разных надобностей. Фото (SXC license): Chris Chidsey
Засека, которую строили в лесах, представляла собой срубленные на высоте около метра и сваленные кроной в сторону вероятного нападения противника деревья. Чтобы затруднить разбор засеки, деревья валили крест-накрест, часто в два-три ряда. За первой такой линией засеки часто делали вторую и даже третью. Задачей засеки было остановить продвижение врага — в старину, как правило, это были конные отряды кочевников, но и пешим воинам было непросто пробраться через этот рукотворный бурелом. Чтобы проделать проход, требовался целый день, а иногда и больше.
В XV веке засеки начали объединять в колоссальные «засечные черты», тянувшиеся на десятки и сотни километров вдоль границ Руси. Они тянулись от крепости к крепости, а там, где кончался лес, возводили земляные валы с частоколами и вкопанными в склоны (кроной вперед) деревьями. Длина «Большой Засечной черты», тянувшейся от Козельска до Рязани, в XVI веке составляла около 600 км, а общая протяженность русских «засечных черт» достигала 4 000 км.
Небольшие засеки в качестве тактических укреплений строились при подготовке к Бородинскому сражению, а во время обороны Москвы в 1941 году всего за несколько недель было создано 1500 км лесных завалов, преградивших германской армии путь к столице.
Наступление степных кочевников на селившихся в лесу славян с древних времен сдерживалось при помощи таких засек. Деталь гравюры Вильяма Гондиуса. Начало XVII века. Репродукция с сайта Зубова Поляна
К третьей группе относятся всевозможные искусственные заграждения, самым древним из которых является частокол. Его название говорит само за себя — это вкопанные рядом жерди или бревна, обычно с заостренной верхушкой. Частокол мог представлять собой просто забор из бревен, иногда переплетенных ветками или связанный канатами, а иногда заостренные колья втыкали в землю «россыпью», наклонив по направлению к противнику — на склоне оборонительного вала или просто на поле брани.
Современные частоколы — это заборы из металлических заостренных прутьев, обычно кованные декоративные, но, тем не менее, весьма опасные для тех, кто решиться через них перелезть. Ещё более неприступными являются заборы с рядами высоких стальных лезвий, часто загнутых наружу — без лестницы они практически непреодолимы.
Следующим шагом было создание рогаток — соединенных между собою кольев, заостренных с обоих концов. Чтобы получить представление о простейшей конструкции рогатки, достаточно вспомнить противотанковые «ежи» времен Великой Отечественной. Это и есть рогатка, только сваренная из кусков рельс. Помимо «ежей», есть рогатка классическая, состоящая из двух и более пар скрещенных кольев, соединенных между собою длинной горизонтальной перекладиной.
Так же как и вкопанные колья, рогатки являлись эффективным средством для остановки вражеской кавалерии, несущейся на пехотные порядки. Но у них было ещё два преимущества. Прежде всего, рогатки можно было переставлять и переносить в собранном виде. Поэтому можно было быстро изменить их местоположение — если это требовалось, а ещё их использовали в качестве заграждений проходов. Подъехали свои — рогатку отодвинули, своих пропустили.
Кроме того, рогатку не нужно было вкапывать — так что её легко устанавливали даже на каменистой почве или мощеных улицах. Ну и самое главное, рогатки были препятствием не только для кавалерии, но и для пехоты противника. Эффективность рогаток особенно проявилась в XV–XIX веках, когда пехота ходила в атаку строгим строем — и он тормозился и разбивался у рогаток. Порою наступающим приходилось брать с собою отряд саперов, вооруженных топорами — рубить заграждения. Но пока супостат кряхтел, возясь с рогатками, оборонявшиеся обстреливали его, нанося урон.
На фотографии, сделанной во время Гражданской войны в США в Атланте, можно увидеть довольно замысловатое сочетание самых разных заградительных приспособлений. Тут и рогатки, и частоколы, и засеки. Фото: George N. Barnard из собрания государственного архива США
Сегодня далекие и вполне безобидные потомки рогаток используются почти в мирных целях — это всевозможные барьеры и переносные ограждения, используемые для ограждения или разделения территорий на парковках, на входах стадионов и концертных залов, проходных. А ещё переносные барьеры выставляются во время массовых уличных акций — чтобы толпа не ринулась туда, куда не следует.
Однако появление на полях сражений пулеметов, а затем и бронетехники, не отправило в отставку и «боевые» рогатки. Деревянные или металлические, они по-прежнему остаются труднопреодолимой преградой для противника, особенно с тех пор, как их опутали колючей проволокой.
Мир за «колючкой»
Вопреки слухам, изобретатели колючей проволоки не собирались использовать её против людей. Собственно говоря, её появление стало следствием нехватки пиломатериалов в прериях Великих равнин.
После Гражданской войны в США на западные земли направились бесчисленные переселенцы. В короткий срок появились тысячи и тысячи ферм, многие из которых специализировались на скотоводстве. В итоге возник большой спрос на материалы для сооружения загонов и заборов на границах участков. Но дерево в прериях было дефицитом, а железной руды, напротив, оказалось в избытке. Американский инженерный гений начал изощряться в конструкциях из металлической проволоки.
Заборы выходили дешевле и проще. Однако коровы не понимали, что столбы с проволокой являются забором, пытались пройти сквозь них — и запутывались. Тогда появилась идея вплетать в проволочный забор колючие ветки — в них в прерии недостатка не было. Но дело это было весьма кропотливое. Поэтому была выпущена проволока с готовыми металлическими шипами.
Изначально задача таких заграждений сводилась к удержанию домашнего скота внутри загона. Фото: Bain News Service из архива Библиотеки Конгресса США
Кто же именно первым придумал колючую проволоку, до сих пор не известно. По одной версии, это сделали французы, по другой — какой-то американский мальчик. Однако первый патент на «колючку» взял кузнец Майкл Келли (Michael Kelly) — в 1868 году представивший свое изобретение. К 1874 году было зарегистрировано шесть патентов на колючую проволоку, к 1900-му — несколько сотен! Казалось бы, что может проще?! Но каждый патент — это оригинальный вид шипов и способ их крепления к проволоке.
Фигурные звездочки, «ласточки», проволочные шипы, лезвия — фантазия изобретателей была неуемной. Для того чтобы животные не поранились, создавались щипы «щадящие», которые кололись, но не рвали кожу. Некоторые виды шипов требовали фиксации, и тогда вместо одной несущей проволоки использовали две скрученные. Все это изготавливалось вручную, с помощью подручных инструментов. Так, школьный учитель из Иллинойса Джозеф Глидден скручивал проволоку при помощи кофемолки. Но уже в 1870-х годах её начали производить американские фабрики. К концу XIX века общая длинна заборов из колючей проволоки только в США достигала 80 000 км!
Однако изобретением тут же заинтересовались военные и те, кто собрался загнать за колючую проволоку «говорящий скот». Уже в 1881 году «колючкой» стали обносить резервации индейцев — прозвавших её «канатом дьявола», ею опутывали заборы тюрем. Самое же массовое применение колючей проволоке нашли англичане во время англо-бурской войны. Тысячи километров её опутали Южную Африку, защищая от партизан железные дороги, расчленяя страну на отдельные районы. Англичане сжигали фермы буров, а из самих сгоняли в огражденные колючей проволокой первые в истории концентрационные лагеря для гражданских лиц. С того момента «колючка» стала символом тирании, порабощения и неволи.
Американские военные израсходовали более 10 км колючей проволоки для установки заграждения по периметру Международного аэропорта в Багдаде. Фото: Tech. Sgt. Brian Davidson/U.S. Air Force
Ещё более эффективной колючая проволока зарекомендовала себя в качестве полевых заграждений. Шипы на ней уже не были «щадящими»: они впивались зазубринами и рвали плоть, или резали её маленькими лезвиями. Перед рядами колючей проволоки оказалась бессильной даже новая тактика немецкой армии, с которой они вступили в Первую мировую войну: стремительный бросок бегущих солдат к позициям противника — та самая классическая атака XX века. Бегали немцы недолго: атакующие цепи останавливались, и их косили из пулемета. Проволочные заграждения в 8–10 рядов устанавливались быстро и тянулись на километры, а чтобы ещё больше ускорить и облегчить этот процесс, военные изобрели «спираль Бруно» — особо уложенную в бухты колючую проволоку, которую затем растягивали в считанные минуты. А там, где, казалось бы, было свободное пространство, сооружали хитроумные сети-растяжки из колючей проволоки — через которые было непросто пробежать, не зацепившись и не упав.
Война превращалась в затяжную, позиционную. Чтобы сделать проход в многорядном проволочном заграждении требовалось выпустить сто пятьдесят снарядов полевой «трехдюймовки» или посылать специальную группу саперов. Окровавленный, повисший на колючей проволоке труп стал символом войн прошлого века.
Выход нашли в создании специальных машин для прохода сквозь ряды проволочных заграждений. Сначала на эту роль пробовался бронеавтомобиль — но он застревал в воронках и траншеях. И тогда на поле боя выехал его величество танк. Впрочем, на появление грозных машин был дан адекватный ответ в виде модернизации уже существующих систем заграждения: на фронтах следующих войн появились частоколы железобетонных надолбов и ощетинившиеся стальные «ежи».
В настоящее время классическая колючая проволока практически уже не производится — её вытеснила специальная металлическая лента, на которой методом штамповки вырезаются шипы или острые лезвия (у нас её называют «Егоза»). Она было придумана немцами в годы Первой мировой — и причиной тоже стала экономия, поскольку такая лента дешевле в производстве, а кое-в чем и эффективней колючей проволоки. Ну, а самые современные варианты — металлическая лента, армированная для прочности проволокой из углеродистой стали. Сплетенные из нее секции сетчатого «колючего забора» (изделие «Акация»), со спиралью «Егозы» верху и внизу, являются одним из самых непреодолимых препятствий подобного класса.
На протяжении ХХ века за колючей проволокой против своей воли побывали миллионы людей, в том числе — невинных. Фото (Creative Commons license): Christopher Walker
Не влезай — убьет!
Впрочем, у проволочных заграждений есть один общий недостаток — при наличии инструмента и времени их всегда можно разрезать. А бывало, что атакующие солдаты или бежавшие заключенные лезли через «колючку», невзирая на получаемые раны.
И вот однажды кому-то в голову пришла идея пропустить через проволочное заграждение электрический ток. Имя изобретателя осталось неизвестным, но первое боевое использование электрического заграждения произошло во время обороны Порт-Артура. 26 ноября 1904 года во время ночного штурма японцы наткнулись на странного вида забор из столбов с натянутой медной проволокой. Попытка преодолеть его оказалась плачевной — сто пятьдесят японских солдат были убиты током, остальных, в панике замешкавшихся, скосили пули.
Впрочем, такой вид электрических заграждений на войне использовался нечасто. Изоляторы демаскировали их, лишая эффекта внезапности, а замкнуть электрические линии, и тем вывести из строя, было довольно просто. Поэтому их затем применяли только для ограждения тыловых объектов: складов, военных предприятий и, конечно же, тюрем и концлагерей. Фотографии несчастных узников Освенцима, стоящих за электрическим забором, наверняка помнят все.
Такой робот-пулеметчик служит естественным дополнением к любому заграждению: он видит и днем и ночью, «умеет» отличать человека от иных передвигающихся объектов и стреляет без промаха. Иллюстрация: SamsungTechwin
В ходе Первой мировой были выработаны другие методы электрической войны. Провода выбрасывали с помощью минометов или гранатометов, или же прокладывали под землей перед линией заграждений — а затем внезапно включали рубильник. Сырая земля и мокрая одежда ползущего противника были хорошими проводниками электричества.
Нечто подобное использовалось при обороне Ленинграда в 1941 году. На одном из участков фронта с помощь метрических штырей-электродов и подведенных к ним кабелей был создано заграждение протяженностью около километра. Когда нацисты пошли в атаку, был подано напряжение (от высоковольтной линии) и целый батальон противника остался навсегда лежать на земле. Несколько дней группа электриков обороняла этот участок, пока противник не догадался перепахать его артиллерией.
На сегодня электрические заграждения используются лишь для отпугивания нарушителей (по ним пропускается не смертельный ток), а вот в Новой Зеландии электрические изгороди для скота весьма популярны у фермеров. Но держать изгородь под постоянным напряжением неэкономично, поэтому нынче используется иной способ: ток включается автоматически, когда датчики движения реагируют на приближение к забору крупного объекта.
К слову, современные системы слежения позволяют подвешивать на заборы и приводить в нужный момент в действие все что угодно: распылители слезоточивого газа или электропроводного аэрозоля, светошумовую гранату или даже пулемет.
Сергей Кутовой, Вокруг света