Рейнджеры трех стихий
В распоряжении Объединенного командования специальных операций США – люди, техника и… животные. Свою историю силы специального назначения (Special Forces) Соединенных Штатов ведут со времен Войны за независимость (1775–1783). Считается, что как особый род войск они были созданы в 1779 году майором колониальной милиции Робертом Роджером. Он сформировал отряды, бойцов которых стали называть «рейнджерами». Английское слово ranger означает «бродяга», «охотник» или «лесничий». Именно эти люди и противопоставили «правильной» тактике британской армии выработанные в ходе стычек с индейцами навыки боевых действий, способы вооруженной борьбы, оказавшиеся не по зубам регулярным частям противника.
ДО И ПОСЛЕ КЕННЕДИ
Рейнджеры участвовали почти во всех войнах и вооруженных конфликтах, в которые были вовлечены Соединенные Штаты в ХIХ веке. А также, естественно, и в двух мировых войнах в ХХ столетии. Однако как отдельный род войск американские силы специального назначения появились только в 1952 году в составе противопартизанского формирования ООН в Корее. Дальнейшее их развитие связано с концепцией президента США Джона Кеннеди, считавшего, что крупномасштабные войны со странами советского блока маловероятны, поэтому упор при строительстве вооруженных сил должен делаться на умение вести партизанскую и контрпартизанскую борьбу в разных регионах мира.
При Кеннеди количество и численность различных частей и подразделений спецназа в ВС США значительно выросли. Они приняли активное участие во вьетнамской войне, в операции «Буря в пустыне» в 1991 году, в военных кампаниях в Афганистане (2001) и в Ираке (2003). Там же американские спецназовцы сражаются и по сей день.
С 1997 года в США функционирует Объединенное командование специальных операций (ОКСО). В сентябре 2003 года его возглавил четырехзвездный генерал Брайан Браун. Штаб-квартира ОКСО находится на авиабазе Мак-Дил (штат Флорида). Генерал Браун по своему служебному статусу приравнен ко всем остальным членам Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США. Кстати, он является единственным в вооруженных силах Америки военачальником, который наделен правом самостоятельно готовить бюджет вверенных ему формирований. За всех остальных это делает Министерство финансов. Правда, и расходы ОКСО в среднем составляют не более 1,5% трат Пентагона.
Объединенному командованию спецопераций подчинены части армейского спецназа, подразделения так называемых «зеленых беретов», спецназ военно-воздушных сил, морские диверсионные, противоминные и транспортные спецотряды, а также особая группа «Дельта». Во всех этих формированиях насчитывается около 50 тыс. солдат и офицеров (резерв – 17,5 тыс. человек).
СВЕРХСЕКРЕТНОЕ, КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ
Но прежде всего надо упомянуть о последнем по времени создания (1977 год) и одном из самых закрытых спецподразделений США – «Дельта». Оно предназначено для выполнения наиболее сложных контртеррористических задач. В первую очередь – это освобождение заложников, захват главарей террористических группировок и видных персон из государственного и военного руководства стран – противников Вашингтона, блокирование и перехват угонщиков всех видов транспортных средств – наземных, воздушных и морских.
Бойцы «Дельты» владеют несколькими иностранными языками. При проведении операций могут пользоваться гражданской одеждой и выдавать себя за местных жителей.
Они были задействованы во многих антитеррористических акциях в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, осуществлявшихся спецслужбами США за последние десятилетия. Во время войн с Ираком в 1991 и 2003 годах дельтовцы успешно корректировали огонь сил союзников – оставляли на важных иракских объектах радиомаяки, на которые наводились ракеты и бомбы. Известно также, что «Дельта» первой высадилась в Афганистане в 2001 году. Ее бойцы выполнили главную роль в уничтожении сыновей Саддама Хусейна и в пленении его самого.
ЗЕЛЕНЫЕ БЕРЕТЫ
Из всех структур сил специального назначения США, пожалуй, наибольшей известностью во всем мире пользуются зеленые береты.
Интересна история происхождения этого названия. Зеленый берет не был предусмотрен в униформе спецназа. Его бойцы, находясь в Европе, купили партию этих головных уборов у некоего мюнхенского портного и стали носить их в знак причастности к элите американской армии, каковой они себя считали. Однако комендант Форт Брэгг генерал Поль Адамс издал приказ, запрещающий спецназовцам нарушать установленную форму одежды. И все равно, когда через некоторое время в Форт Брэгг приехал президент США Джон Кеннеди, на параде некоторые военнослужащие маршировали в беретах зеленого цвета, что возмутило высокопоставленных генералов, входивших в свиту главы государства. Но того настолько впечатлили новые силы специального назначения, что он издал указ, утверждающий зеленый берет в качестве их официального головного убора.
Основным подразделением зеленых беретов является ударно-диверсионная группа. Она насчитывает около 2 тыс. человек и состоит из штаба, трех батальонов, штабной роты и роты обеспечения. В свою очередь, батальон имеет штаб, штабную роту и три роты спецназа. В роте шесть команд (в каждой по 12 бойцов), которые являются основной тактической единицей. Все члены команды проходят длительную подготовку, включающую умение в совершенстве владеть приемами защиты и нападения, огнестрельным и холодным оружием, обращаться с различными образцами тяжелого вооружения и военной техники (и американского, и иностранного производства); совершать прыжки с парашютом и длительные пешие марши; освоение тактики специальных операций. Кроме этого, зеленые береты обязаны знать несколько языков, характерных для зоны их применения. Команда может действовать как самостоятельно, так и в составе какого-либо формирования, на большом удалении от основных группировок вооруженных сил США, скрытно проникая в тыл противника.
Основная задача подразделений зеленых беретов – способствовать успеху действий американских ВС на одном из ТВД или отдельном операционном направлении. Они подчиняются одному из командований вооруженных сил – Европейскому, Атлантическому, Тихоокеанскому, Южному и Центральному, а потому базируются в Форт Льюис (штат Вашингтон) и на острове Окинава (Япония), в Форт Брэгг (штат Северная Каролина) и в Форт Кэмпбелл (штат Кентукки ), в Панаме и в Форт Карсон (штат Колорадо), а также в Штутгарте (Германия).
Общая численность семи групп зеленых беретов (две группы в Национальной гвардии) на 1 января 2007 года – около 14 тыс. военнослужащих. Не менее половины из них находятся за пределами США, главным образом – в Афганистане и Ираке.
ЧЕРНЫЕ БЕРЕТЫ
Помимо зеленых беретов и других формирований спецназ Пентагона включает 75-й полк рейнджеров, 150-й специальный авиаполк, подразделения психологических операций, боевого, тылового обеспечения и связи.
Личный состав 75-го полка (около 5 тыс. солдат и офицеров) носит черные береты. Часть предназначена для выполнения операций в глубине обороны противника, вывода из строя различного рода объектов и сооружений. В состав полка входят семь батальонов: три боевых и четыре учебных. 1-й батальон дислоцируется на авиабазе Хантер (штат Джорджия), 2-й – в Форт Льюис (штат Вашингтон), 3-й – в Форт Беннинг (штат Джорджия). Учебные батальоны расположены в Форт Брэгг.
Строевые батальоны рейнджеров входят в состав сил быстрого реагирования и постоянно пребывают в трехмесячном цикле боевой готовности. Рейнджеры участвуют в воздушно-десантных и аэромобильных операциях, осуществляют длительные разведывательные или диверсионные действия в тылу противника, удары из засад, контрпартизанские действия.
По крайней мере один раз в год объявляется внезапная боевая тревога и погрузка всего личного состава в самолеты с подготовкой к десантированию. Все батальоны участвуют в учениях, проводимых в джунглях, горах и пустыне. Дважды в год организуются учения в городских условиях. В течение каждых трех лет два раза проводятся учения в северных широтах и дважды – морские десантные операции. Считается, что глубина и длительность операций рейнджеров ограничены лишь средствами доставки их к месту выполнения задачи, а также возможностью снабжения.
С самого начала боевых действий против Афганистана и Ирака в них принимают активное участие подразделения рейнджеров. Как правило, командование использует их по оперативному предназначению как специалистов контртеррористических действий. Кроме того, рейнджеры привлекаются для обучения регулярных армейских подразделений приемам антипартизанской борьбы, а также готовят спецназ правительственных войск Ирана и Афганистана.
В основном подразделения спецназа транспортируются многоцелевыми вертолетами и транспортными самолетами различной вместимости 150-го специального авиаполка. Он осуществляет доставку бойцов к месту проведения операций и способен выполнять функции по их огневой поддержке и эвакуации.
ОСОБАЯ ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ
В распоряжении Командования спецопераций ВВС находятся три авиакрыла (авиадивизии) – более 180 самолетов и вертолетов самого разного предназначения, две оперативные и одна тактическая группы рейнджеров: более 3 тыс. бойцов, а также:
– отряд авиадиспетчеров (для наведения и обеспечения посадки самолетов на захваченный аэродром противника),
– служба спасателей (для поиска и эвакуации летчиков, сбитых над территорией противника),
– метеорологическое подразделение (для передачи данных о погоде на территории, предназначенной для проведения операций).
По сути, это командование располагает целой воздушной армией, способной доставить подразделения спецназа в самый короткий срок в любой регион планеты. Кстати, и девиз воздушных рейнджеров звучит так: «В любое время – в любое место».
Штаб Командования спецопераций ВВС находится на авиабазе Хелберт-Филд во Флориде. Большинство подчиненных ему частей дислоцируются в том же штате. В связи с боевыми действиями в Ираке и Афганистане за пределами США находятся три спецотряда ВВС, усиленные шестью эскадрильями для их транспортировки и огневой поддержки.
Спецназ американских ВВС обладает большими возможностями для проведения боевых операций – от точного поражения любых целей до тайного проникновения на выбранные объекты противника. Его бойцы способны также контролировать с воздуха местные теле-, радио- и компьютерные сети. Служба спасения оснащена самыми передовыми средствами поиска и эвакуации экипажей самолетов и вертолетов с неприятельской территории.
«ТЮЛЕНИ» И «МОРСКИЕ КОТИКИ»
Так по традиции именуют бойцов спецназа американских ВМС. Основные его формирования общей численностью 10 тыс. человек дислоцируются в акваториях Тихого и Атлантического океанов, соответственно на острове Коронадо близ города Сан-Диего (штат Калифорния) и на базе Литлл-Крик (штат Вирджиния). Каждое формирование состоит из боевой группы и отряда кораблей, предназначенного для доставки спецназовцев и их боевого обеспечения в район военных действий. Отдельные отряды находятся на острове Пуэрто-Рико, в Великобритании и на Гавайях.
Организационно боевые группы спецназа ВМС подразделяются на отряды. Они предназначены для действий в военно-морских базах, портах и прибрежных районах территории противника, уничтожения инфраструктуры связи и управления, кораблей и различных объектов, ракетных позиций и береговых оборонительных сооружений, а также – для ведения разведки. Водолазы-минеры, кроме того, должны разрушать подводные и береговые заграждения, естественные препятствия в районе десантной операции. В их задачи входит также прокладывание проходов в минных полях в воде и на берегу на участках высадки десантируемых подразделений.
«Тюлень» считается боеготовным, если он может проплыть 10 км по поверхности в ластах с грузом 50 кг, до 1 км в акваланге по компасу ночью и днем, а также преодолеть 40 км на подводных средствах передвижения и совершить пеший форсированный марш-бросок на 28–30 км с грузом 24 кг. Ежеквартально он должен прыгать с парашютом. Кроме того, боевые пловцы владеют всеми видами стрелкового оружия, приемами рукопашного боя, навыками альпинизма, умеют водить любую технику, подготовлены к длительному пребыванию без сна и пищи.
Морские спецназовцы могут достигать района действий и по суше, и по воздуху, в том числе – прыгая с парашютом на воду. Но основным способом их доставки в район действий служат глубоководные аппараты, быстроходные катера и субмарины, на которых имеются камеры для размещения мини-подлодок. В настоящее время для проведения спецопераций переоборудованы 7 АПЛ типа «Лос-Анджелес». А новейшие подлодки класса «Вирджиния» спроектированы с учетом их использования в качестве носителей субмарин-«малюток».
Наконец, в арсенал спецназа ВМС входят морские животные: 75 дельфинов разных пород и 25 морских львов-сивучей. Их применение для решения целого ряда боевых задач, по мнению военных экспертов США, эффективнее и целесообразнее, нежели действия «тюленей», а также работа большинства механических и электронных аппаратов сходного назначения. С 1980-х годов морские животные охраняют акватории военно-морских баз подводных атомных ракетоносцев.
Сегодня на специальную программу содержания отрядов морских животных в военном бюджете США предусмотрено около 100 млн. долл.
КРИТЕРИИ – ЖЕСТКИЕ, ЗАРПЛАТА – ВЫСОКАЯ
Действия зеленых беретов, рейнджеров и «тюленей» требуют не только большой физической силы и ловкости, но и очень высокой морально-психологической устойчивости. Предполагается заведомо, что боец американского спецназа готов не только успешно выполнить любой приказ, но и никогда не задумается над его справедливостью и целесообразностью. Поэтому система отбора и предварительного тестирования построена таким образом, чтобы своевременно отсеять тех кандидатов, которые хоть сколько-нибудь не удовлетворяют весьма жестким критериям пригодности.
Кандидат в спецназ США должен быть не моложе 20 и не старше 30 лет; прослужить минимум три года в том виде вооруженных сил, в подразделения специального назначения которого он поступает; иметь сержантское звание; обладать здоровьем, позволяющим выдерживать экстремальные нагрузки. Он обязан чувствовать себя вполне уверенно в воде, темноте, любом замкнутом пространстве. Эмоциональная уравновешенность, способность сохранять невозмутимость и выдержку в неожиданных, сложных и опасных для жизни ситуациях обязаны сочетаться в нем с высокими уровнями агрессивности, ловкости, сообразительности и мгновенной реакцией.
Естественно, такие высокие требования и служба в условиях постоянного риска должны соответствующим образом вознаграждаться. Месячный оклад, денежные надбавки и льготы спецназовцев существенно выше, чем в войсковых подразделениях всех видов вооруженных сил. К примеру, штатное денежное содержание сержанта спецназа в полтора раза выше, чем у армейского. Оно увеличивается еще в полтора раза за счет надбавок за знание иностранных языков, парашютные прыжки, спуски под воду, службу за рубежом, в сложных экологических условиях, индивидуальное боевое мастерство. Наконец, есть «плата за страх» – действия, связанные с угрозой для жизни и здоровья.
На фото американский боевой пловец-спецназовец.
Фото из книги «Коммандос»
Марк Штейнберг, независимый военный эксперт,НВО