С ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ

«Не досталось им и по пуле. В ремеслухе живи да тужи», – так пел в свое время Владимир Высоцкий о поколении мальчишек, выросших после Великой Отечественной. И играть они, в основном, любили в войну. Иногда казалось, будто мальчишкам чего-то не хватало, они ждали каких-то коренных перемен, которые могли сделать мирную, устоявшуюся жизнь менее пресной. И пацаны дождались – в конце семидесятых, когда было принято решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан, война грубо и решительно шагнула с экранов кинотеатров в нашу жизнь. С тех пор кровь на просторах бывшего СССР литься не перестает. В России появилась новая социальная группа – ветераны «горячих точек». Явление это еще не совсем осмыслено, требует подробного изучения. Более того, иногда с такими людьми происходят неприятные, порой даже жуткие истории.ШАГАНЭ

Вышло так, что Сергей Мамалыгин* с детства был единственным мужчиной в семье, надеждой и опорой для мамы и бабушки. Его дед-тезка, в доме которого и жили Мамалыгины, пропал без вести в конце апреля 1945 года, буквально накануне Дня Победы. Отец Сережки оставил семью, когда парнишке исполнилось одиннадцать лет. После развода мама Лидия Сергеевна долго и тяжело болела, став в результате инвалидом. Бабушка также не могла похвастаться завидным здоровьем. Сережка никогда не ездил в пионерские лагеря, зато уже с 14 лет постоянно подрабатывал, чтобы помочь своим родным женщинам.

Окончив школу, Сергей мог бы на законном основании отказаться от службы в армии, поскольку на его иждивении находилась мать-инвалид, но именно она попросила сына исполнить свой гражданский долг.

После увольнения в запас он вернулся в родной город, устроился работать водителем пригородного автобуса. Однажды на конечной остановке на подножку его “ПАЗа” легко ступила стройная девушка. Стоило Сергею бросить на нее взгляд, как он понял: такую девушку упускать нельзя. И он поспешил познакомиться с ней. Правда, за девушкой, которую звали Валентина, Сергею пришлось ухаживать целых два года. Они довольно часто ходили в кинотеатр, особенно на премьеры фильмов, и всякий раз после сеанса Серега покупал Вале цветы. А та иногда, не утерпев, просила кавалера проехаться с ней на троллейбусе. Дескать, чтобы все видели, какая она, Валя, счастливая.

Сергей любил читать своей Валюшке стихи. Чаще всего Есенина. Подметив у Вали необычный разрез глаз, он в шутку стал называть ее Шаганэ.

Почему они долго не решались на свадьбу? Наверное, понимали, насколько это серьезно. Ведь Сережка вырос без отца, а Валя однажды уже обожглась…

В спецназ Сергей пошел служить совершенно неожиданно для Валентины. Это случилось в 1994-м, когда местный отряд специального назначения “Сапсан” только образовывался.

Первая командировка в Чечню у Сергея была в декабре 1995 года. Длилась она недолго, и сразу после его возвращения они с Валентиной расписались. Хотели сделать это скромно, но не получилось. Возле ЗАГСа их ждал знакомый спецназовский автобус – боевые друзья Сергея все, как один, приехали поздравить молодоженов.

В следующем году в молодой семье появился наследник, которого назвали Ромкой. В общем, в семье царило счастье. А рождение ребенка настолько ее укрепило, что, казалось, уже ничто не в силах разрушить семейную идиллию.

МЕДАЛЬОН

Когда в декабре 1999 года отряду предстояла очередная командировка в мятежную Чечню, Валя была категорически против поездки мужа, будто предчувствовала: в этот раз должно произойти нечто страшное, что может поставить под угрозу всю их семью. Однако уговорить Сергея ей не удалось. На прощание Валентина повесила ему на шею освященный в Лавре медальон с изображением преподобного Сергия Радонежского. Она надеялась, что такой почитаемый на Руси святой убережет его мужа.

В январе отряду Сергея предстояла ответственная операция, и бойцов перебросили из Гарагорского района в столицу Чечни. В тот памятный день – 28 января Сергей вместе с начальником своего отряда и еще одним бойцом десантно-штурмового отделения патрулировали одну из улиц на окраине города. Им предстояло обеспечить безопасный коридор для прохода беженцев, покидавших Грозный. Сергей прочел название улицы – “Автобусная”, и сразу вспомнил, как Валюшка впервые зашла к нему в автобус. “Надо же”, – подивился такому совпадению Сергей, и тут что-то со страшной силой ударило его в грудь, чуть повыше сердца…

Он был единственным в патруле, кто надел бронежилет, но пуля снайпера пробила это защитное средство. Врачи в Ханкале сделали, казалось, невозможное…В госпитале Сергей познакомился с неким Вадимом Козловских, мотострелком-контрактником, также находившимся там на излечении.

Как-то Вадим сказал, что скоро отправляется в отпуск и по пути, не исключено, сможет заехать к Сереге на родину. Тот, доверившись новому знакомому, даже показал ему фотографию жены и сына. “Красивая у тебя супруга, – как тогда показалось Сергею, искренне сказал Вадим. – Какая-то изюминка в ней есть…”

Вскоре Козловских действительно убыл из госпиталя. А Серега вдруг с удивлением обнаружил: куда-то запропастился заветный Валин медальон. Донельзя огорченный пропажей, он не раз обшарил всю палату, но медальон как в омут канул. Жаль, не догадался тогда Серега сообщить о ранении жене, не захотел расстраивать свою Шаганэ…

ПЛОХОЙ ВЕСТНИК

А события между тем развивались так. Согласно материалам следствия, Вадим Козловских действительно прибыл, как и обещал в дом, где жила семья раненого спецназовца. Вот только намерения его оказались преступными. Когда Валентина открыла дверь, он сразу оглушил ее известием о гибели мужа, мол, “он геройски умер у меня на руках”…

Но Валя сразу не поверила “сослуживцу”. Тогда Козловских показал ей тот самый медальон с преподобным Сергием. “Просил передать вам”, – сказал гость, и слеза предательски блеснула на его небритой щеке.

Хлынули слезы и у Валентины. Козловских принялся утешать ее, налил целый стакан невесть откуда взявшейся водки и предложил выпить – дескать, легче станет.

Женщина, залпом выпив содержимое, почувствовала сначала легкое головокружение. Затем окружающие предметы стали расплываться, их как будто заволакивало туманом. Валентина не понимала, что с ней происходит. И только утром осознала, что случилось.

Говоря протокольным языком, Козловских изнасиловал Валентину и заодно ограбил, унеся с собой ее золотые украшения, видеомагнитофон “Панасоник” и кухонный комбайн “Мулинекс”. Прихватил даже набор серебряных ложек и вилок…

В тот же день вечером из Ханкалы позвонил Сергей. Позже Валентина признается, что сильно сомневалась, стоит ли вообще говорить мужу о случившемся. Но, будучи человеком правдивым, рассказала. И потом неоднократно об этом жалела…

РАСПЛАТА

Сергей на новость отреагировал как бы заторможенно. Долго молчал в телефонную трубку, а потом кратко сказал: “Разберемся”. И слово это имело, как выяснится позже, свой особый зловещий смысл.

В общем, чтобы не шокировать читателя “красочными” подробностями, скажем так: младший лейтенант спецназа Сергей Мамалыгин решил поквитаться с обидчиком его семьи. Как говорят силовики, предприняв определенные оперативно-розыскные мероприятия, он нашел насильника и грабителя Козловских. А далее его поступки полностью подпадали под действие статьи Уголовного Кодекса 111 “Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью”, пункта б): “с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего”. В протоколе осмотра тела потерпевшего присутствует фраза “множественные рваные раны заднего прохода…”. Как выяснилось в процессе следствия, указанные повреждения были нанесены обломком черенка лопаты. В результате потерпевший Козловских скончался на месте происшествия.

Прятаться от милиции Сергей не стал. Сообщил о своем преступлении в тот же день. В настоящее время он отбывает семилетний срок в одной из исправительных колоний строгого режима на Урале.

Кстати, скоро в Государственной Думе должно пройти обсуждение проекта очередной амнистии по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. По словам директора Федеральной службы исполнения наказаний Юрия Калинина, специалисты его ведомства внесли предложение, чтобы под этот акт милосердия со стороны государства попали фронтовики, непосредственные участники боевых действий, труженики тыла, блокадники, участники боевых действий в “горячих точках”. Но, естественно, будет учитываться “тяжесть” совершенных ими преступлений.

То есть у Сергея есть реальный шанс выйти на свободу раньше положенного срока.

МЕТКИ ВОЙНЫ

Этот случай – лишь одно звено в длинной цепи преступлений, совершенных ветеранами “горячих точек”. Все мы, наверное, помним громкое дело полковника Буданова. А в настоящее время в Ростове-на-Дону проходит другой не менее громкий судебный процесс: так называемое “Дело капитана Ульмана”.

В исправительных колониях Мурманской области содержится далеко не один участник боевых действий на Северном Кавказе. У каждого из них своя история. Но роднит всех то, что в душах их оставила черные метки война…

Уверен, ветераны “горячих точек” нуждаются в особом подходе со стороны государства. Видимо, требуется особая программа по их социальной реабилитации, которой пока нет. А число участников боевых действий в нашей стране продолжает расти…

Ну, а пока… Пока, думается, надо быть как можно более предупредительными в общении с подобными людьми. Во всяком случае, если вы окажетесь в одной компании с ветеранами боевых действий на Северном Кавказе, постарайтесь не вступать с ними в спор. Поверьте, это будет благоразумно.

Иван ГРУЗДЕВ

* Фамилии вымышлены, совпадения случайны

“Территория закона”

You may also like...