«Черный список» Нацбанка. Часть 2
За время независимости Украины ликвидированы и пребывают в состоянии ликвидации около 40 банков. Конечно, и ошибки, и коммерческие риски, и происки конкурентов – неизбежный спутник банковской системы. Но любопытно, что гибель большинства украинских банков чаще всего сопровождалась громкими скандалами, связанными с «кидаловом» вкладчиков и выдачей огромных кредитов, которые не были возвращены. Организаторы этих громких банкротств продолжают здравствовать – среди нас. Дабы не повторились ошибки прошлого, Национальный банк Украины намерен на 10 лет лишить владельцев банков, доведших свои «детища» до банкротства или ликвидации, права учреждать новые банки либо приобретать акции банковских учреждений. Список «изгоев» продолжает публиковать «УК».
«Градобанк»
Отработанную на банке «Відродження» схему банкротства применили и в отношении «Градобанка». «Градобанк» был основан в октябре 1991 года, и в начале 90-х годов уже считался одним из ведущих банков Украины. Начало же его конца припадает на 1995-1996 годы. Тогда в «Градобанк» обратилось Одесское арендное предприятие «Антарктика» с просьбой о кредите в размере 5 миллионов долларов США под залог двух кораблей. Банк кредит отказался предоставить. В свою очередь «Антарктика» обратилась по этому поводу в суд… и выиграла.
Суд обязал «Градобанк» уплатить предприятию 353 032 000 000 рублей (около 3 миллионов долларов). Кроме того, банк обязали предоставить «Антарктике» кредит в сумме 5 миллионов долларов США.
В марте 1996 года со счетов «Градобанка» списали все остатки средств, что не позволило ему обслуживать дальше клиентов. И что, понятное дело, привело к их оттоку. А в 1996 году у «Градобанка» начались первые сбои в выплатах остарбайтерам денег, которые перечислило в Украину германское правительство.
В марте 1997 года в отношении председателя правления «Градобанка» Виктора Жердицкого было возбуждено уголовное дело по ст. 167 (халатность), а в июле того же года – по ст. 165 ч. 2 (злоупотребление служебным положением). Следствие подозревало, что деньги остарбайтеров пошли на покупку акций цементных заводов (ранее банк воевал с французской компанией «Lafarge» за Николаевский цементный завод). После избрания Жердицкого народным депутатом уголовное дело против руководителей «Градобанка» затормозилось. Но 11 октября 2000 года при попытке снять со счета в ганноверском банке 50 000 дойчмарок он был арестован – германской полицией. Генпрокуратура Украины тут же подала в парламент представление на снятие с Жердицкого депутатской неприкосновенности. В представлении фигурировала цифра 4 миллиона дойчмарок – такую сумму Жердицкий перевел на счета своих оффшорных фирм. Совладельцем одной из них – «Центуриона» – был экс-руководитель НАК «Нефтегаз Украины» Игорь Диденко .
Банк «Славянский»
Коммерческий акционерный банк «Славянский» (Запорожье) был создан в 1989 году. Об истории его банкротства написаны сотни статей. В том числе, и популярным в Украине Интернет-издании «Украина криминальная» . Но, несмотря на обилие информации о банке «Славянский», до сих пор нет однозначного ответа, что же послужило истинной причиной разгрома некогда одного из самых крупных украинских банков. То ли это была расправа власти против «кормильцев» политической оппозиции, то ли руководство «Славянского» действительно занималось противозаконной деятельностью, за что и поплатилось.
Ликвидации банка активно содействовал бывший глава налоговой милиции и дважды генеральный прокурор Украины Святослав Пискун. 2 февраля 2000 года Следственное управление налоговой милиции ГНАУ подготовило уголовное дело «по факту уклонения от уплаты налогов должностными лицами КАБ «Славянский». Налоговики обвиняли банкиров в причинении ущерба Министерству финансов АР Крым в сумме 120 миллионов карбованцев. Эти деньги банк «Славянский» якобы «прокрутил», увеличив сумму почти вчетверо, и отправил на счета оффшорных компаний.
ГНАУ приняло решение арестовать все акции КАБ, что являлось неправомерным, хотя бы с той позиции, что на момент ареста «Славянский» располагал ценными бумагами на сумму свыше 300 миллионов гривен. То есть, в пересчете, ущерб Минфину АРК составил всего 1 200 гривен! В то же время, вице-президент КАБ «Славянский» Борис Фельдман отправляется за решетку. Его обвинили в хищении имущества банка.
В то же время, ГНАУ отменяет арест на ценные бумаги банка. А С.Пискун подписывает распоряжение № 09-0018 (от 21 августа 2000года) к начальнику Главного управления налоговой милиции В.Д.Чалому, где приказывает «погасить векселя» «Славянского», а часть денег отправить в бюджет. Нацбанк оглашает о ликвидации банка «Славянский». Адвокаты Б. Фельдмана – о «заказном» характере дела.
С другой стороны, как неоднократно упоминалось в СМИ, «Славянский» не был кристально чистым перед законом. В частности, была информация об отмывании банком денег Макеевского металлургического комбината имени С.М. Кирова, связях «Славянского» с теневыми схемами ЕЭСУ Юлии Тимошенко и т.д.
Кроме того: КАБ «Славянский» всегда считался вполне благополучным лишь потому, что аудиты со стороны Национального банка Украины не находили в нем никаких нарушений. Да и компания KPMG, выполнившая коммерческий аудит, тоже настойчиво твердила, что все в банке «о’кей!». Кстати, представительство KPMG в Украине в то время возглавляла Катерина Чумаченко, а НБУ – Виктор Ющенко, который был в хороших отношениях с Б. Фельдманом.
«INKO»
«Инновационный коммерческий банк «ИНКОМБАНК» стал первым негосударственным банком Украины. А первым в Украинской ССР банкиром «новой формации» стал вчерашний комсомольский аппаратчик Петр Мирошников. Банк создавался на средства крупных государственных промышленных предприятий Украины – по указке товарищей из ЦК КПУ.
Первоначально основным учредителем «Инкомбанка» являлся киевский завод резиновых изделий «Вулкан». Миноритарными – Национальная Академия наук Украины и редакция флагмана украинской демократической прессы конца восьмидесятых – газета «Независимость». Уставной фонд банка составляли миллиарды карбованцев, что в пересчете на доллары было сопоставимо с объемом наличности в кассе средней руки обменного пункта в периферийном городке восточноевропейского государства. Но – удивительно! – клиенты банку, лихо кредитовавшему всех и вся, верили безоглядно. Возможно, с ними сыграла злую шутку репутация банка, как финансового «филиала» всемогущей КПСС, чья «гибель» всерьез никем не воспринималась. Не для того же коммунисты банк создавали, чтобы дать ему обанкротиться – таково расхожее мнение клиентов банка, бытовавшее еще в начале 90-х.
На момент развала Союза киевский «Инкомбанк» имел в безнадежных должниках десятки промпредприятий стратегического значения. Предприятия брали в банке кредиты «на проедание» – выплату зарплат, погашение задолженностей перед поставщиками и т.д. – и не возвращали. Законодательства же о банкротстве предприятий, за многими из которых стояли многочисленные трудовые коллективы, еще не существовало. То есть, востребовать задолженности банк не имел физической возможности, но упорно продолжал кредитовать промышленный сектор. В столь внешне неразумном постоянстве наблюдатели усматривали хитрость стратегии старших товарищей Петра Мирошникова, «поручивших» ему банк: накопить как можно больше должников, чье имущество пойдет с молотка во время грядущей приватизации. Тогда банку (и лицам, стоящим за ним), как крупному кредитору, достанутся наиболее ценные (ликвидные) хозяйственные объекты.
Кстати, кредитами в «Инко» занимался бывший президент банка «Аваль» Федор Шпиг . В 1991-ом он был ключевой фигурой центрального аппарата банка – начальником управления кредитных ресурсов. Проще говоря – санкционировал выдачу кредитов. Сразу после трудоустройства в банк и выдачи первого крупного кредита Шпиг купил себе «шестерку».
Среди значимых фигур «Инкомбанка» значился и Николай Рожко – бывший секретарь обкома Херсонской области. После провала путча в 1991 году Рожко получает должность начальника Херсонского управления НБУ. Через два года он переходит на должность руководителя филиала АБ «INKO». Когда банк обрушился, Н.Рожко снова оказался при деле. В 1997 году он становится одним из учредителей «Инкомбанк-Украина». Просуществовал этот банк недолго: вследствие финансового кризиса у него была отозвана лицензия. А спустя месяц кредиторы возбудили против бедняги судебное дело о банкротстве…
Что касается краха банка «INKO», то его история до сих пор не изучена досконально. Наиболее прозаическая версия заключается в том, что деньги… украли. Или просто были растрачены на дорогую мебель, квартиры, машины, безвозвратные кредиты друзьям и всем, кто давал хороший «откат». Известно, что «INKO» вместе с уже упоминавшимся «Градобанком» подозревался в непрозрачных контактах с «Bank of New York» и «отмывании» денег. Кроме того, как писал когда-то российский сайт FLB, значительный сегмент деятельности «INKO» контролировал известный киевский авторитет Владимир Кисель («Дед»). Поэтому банк, как «бандитская касса», и пал жертвой в справедливой борьбе против криминалитета.
Процедуру ликвидации банка «INKO» НБУ начал в феврале 2002 года, после пяти безуспешных лет попыток «оздоровления».
«Христианский банк»
Международный акционерный коммерческий банк «Христианский банк» (Киев) был зарегистрирован 1 апреля 1993 года. Несмотря на «святое» название, руководство банковского учреждения было далеко от соблюдения религиозных предписаний. И в частности, заповеди «Не укради!». Прикрываясь участием Церкви в деятельности банка, дельцы, поправ не только божественные, но и человеческие моральные нормы, фактически ограбили верующих вкладчиков, купившихся на христианское название. Жертвами банкиров стали преимущественно пенсионеры.
Руководителями банка в разное время были Юрий Баглай и Александр Лобунь. Последний, кстати, являлся учредителем ООО «Украинская коммерческая школа», среди основателей которой числился также нынешний Президент Украины Виктор Ющенко.
По имеющейся информации, руку к разорению «Христианского банка» приложил и предстоятель Украинской автокефальной православной церкви Мефодий (Кудряков). Этот «батюшка» известен своим авантюристским нравом, склонностью к скандалам и даже рукоприкладству. За услуги, оказанные ряду политиков на выборах, он получил в пользование Андреевскую церковь в Киеве. Там, помимо церковных богослужений, по благословению церковного авантюриста Кудрякова проводились (и проводятся по сей день) сборища «шевалье» Ордена Святого Станислава. Во время которых небезызвестный «приор» ордена и авантюрист Павел Вялов раздает украинским чиновникам «масонские» цацки и громкие титулы.
МАКБ «Христианский банк» был закрыт в 1998 году. А в сентябре 2002 года исключен из Государственного реестра банков.
(Продолжение следует)
Вячеслав Тищенко, специально для «УК»