Израиль: «русская» преступность-2009 – статистика и стереотипы
Ряд громких преступлений, совершенных в уходящем году репатриантами из бывшего СССР, негативно отразился на отношении к русскоязычным израильтянам в целом. Но статистика свидетельствует: среди выходцев из бывшего Союза число преступников ниже, чем в среднем по стране.
Убийство членов семьи Ушеренко Демьяном Карликом, убийство Леи Дранкиной Николаем Дорошевым, три убийства родителей репатриантами с психическими отклонениями, десятки пьяных драк со смертельными исходами, два случая утопления детей русскоязычными матерями-одиночками, произошедшие еще в прошлом году, но разбиравшиеся судами в 2009-м, бесконечное дело Романа Задорова… Этот список можно продолжать долго.
И все эти события, естественно, негативно отразились на имидже «русской алии», в частности потому, что ивритоязычные СМИ уделяли им повышенное внимание. Зачастую журналисты подчеркивали «русское происхождение» преступлений, цитируя, как это было при расследовании убийства семьи Ушеренко, всевозможных псевдо специалистов по мафиозным группировкам советского происхождения, якобы обосновавшимся в Израиле.
Это не могло не привести к тому, что общественное мнение, и так не всегда приветливое в отношении русскоязычных граждан, начало меняться в худшую сторону. Особенно подливали масла в огонь различные опросы, привязанные к тем или иным преступлениям, совершенным репатриантами.
Так, согласно результатам опроса института «Геокартография», проведенного по заказу 2-го канала ИТВ после раскрытия убийства семьи Ушеренко, 61% израильтян считают, что выходцы из бывшего СССР более склонны к насилию и жестокости, чем среднестатистические граждане страны. 70% респондентов отмечали, что репатрианты из бывшего Союза потребляют больше спиртных напитков, и как следствие замешаны в большем количестве инцидентов с применением насилия. Глава института «Геокартография» Ави Дгани, заявил, комментируя результаты опроса, что это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что отрицательные стереотипы по поводу «русских» прижились и «расцветают» в израильском обществе.
Однако стереотипы о предрасположенности русскоязычных граждан к нарушению закона, и о наличии в Израиле «русской мафии», не имеют под собой никакого обоснования. Более того, исследования, проведенные в последние годы, указывают как раз на обратные тенденции.
Так, согласно опубликованным в этом году данным главного ученого министерства внутренней безопасности, за 2007 год было возбуждено 143.000 уголовных дел, но только 21.000 из них (около 15%) были связаны с преступлениями, совершенными русскоязычными гражданами. При этом, «русские» составляли чуть более 16% от всего населения Израиля, а значит, совершали преступлений меньше, чем коренные израильтяне. Нарушали закон менее 2% выходцев из бывшего Союза. При этом «русские» совершали меньше тяжких преступлений, убийств и покушений на убийства, чем среднестатистический израильтянин. Больше всего репатрианты нарушали общественный порядок – по этому поводу было открыто 31% дел против «русских». Затем следуют хищения чужой собственности (24%), нанесения тяжелых увечий (20%), убийства и покушения на убийство (7%).
Еще исследование, проведенное в 2008 году профессорами Арье Ратнером и Гидоном Фишманом, показало: с начала «Большой алии» выходцы из бывшего Союза никогда не совершали больше преступлений, чем коренные израильтяне. Ратнер и Фишман определили, что теория 90-х годов о том, что резкий скачок количества убийств и изнасилований вызван приездом в Израиль репатриантов из бывшего СССР, абсолютно неверна, так как полиция неверно оценивала уровень преступности, не принимая в расчет резкий рост населения. Так, к 1996 году численность «русских» в Израиле составила 20% от общего населения, но процент репатриантов, совершавших тяжкие преступления, на то время был гораздо ниже.
Тем не менее, и в течение уходящего года миф о «русской мафии» не раз оживал на страницах ивритоязычных изданий, как в привязке к громким преступлениям, так и в политическом контексте. Например, в феврале, после выборов в Кнессет «всплыла» переведенная на иврит книга британского журналиста Миши Гленни, в которой повествуется о «внедрении» в израильский истеблишмент «русской организованной преступности». В октябре же, после убийства семьи Ушеренко, все издания на иврите посвятили материалы «методикам убийств», якобы применяемым различными «мафиозными группировками» из бывшего СССР.
19 октября газета «Гаарец» развеяла все эти домыслы, опубликовав отчет полиции, согласно которому в 2008 году в Израиле действовали 16 крупных мафиозных группировок, ни одна из которых не относилась к «русской мафии». Источники в полиции, которых цитировало это издание, утверждали, что «русская мафия» все-таки ведет свою деятельность в Израиле, но не присутствует тут «физически». Ее представители якобы стараются «абсорбироваться» в местных преступных группировках. Тем не менее, доказать это ни разведданными, ни арестами мафиози из бывшего Союза полиция не в состоянии.
Одна существенная проблема т.н. «русской преступности» все-таки существует – показатели криминальной активности репатриантской молодежи действительно выше среднестатистических, но и они идут на спад. В 2009 году были опубликованы результаты нескольких исследований на эту тему.
В феврале был представлен отчет израильской Ассоциации по защите прав ребенка, согласно которому в 2007 году 17.4% малолетних преступников являлись детьми выходцев из бывшего СССР (почти в два раза больше, чем их процент от общего числа несовершеннолетних израильтян). Но еще в 2004 году этот показатель составлял 23%. В марте эти данные подтвердили вышеупомянутые профессора Арье Ратнер и Гидон Фишман. Они проанализировали имеющуюся у полиции статистику преступлений, связанных с насилием, учитывая при этом ряд параметров – страна рождения, этническая принадлежность и возраст.
Очередной отчет, представленный Ассоциацией по защите прав ребенка президенту Шимону Пересу в декабре, касается показателей 2008 года. Согласно этому документу, процент малолетних преступников в среде репатриантов в два с лишним раза выше, чем среди остальных их еврейских сверстников. 15% уголовных дел, возбужденных полицией в 2008 году, были связаны с правонарушениями, совершенными детьми-репатриантами. 18.2% малолетних заключенных в израильских тюрьмах – репатрианты.
Александр Коган, Izrus
Tweet