Воры не в масть
В прошедшую среду в Сумах сотрудники местного УБОПа задержали Сергея Лысенко. В криминальных кругах более известного как вор в законе по кличке Лёра Сумской или Серый. В пресс-службе МВД данный факт комментировать отказались. По неофициальной информации, Лёра задержан на трое суток в порядке 115 статьи УПК. И пусть очередной интерес оперативников к Сумскому не закончится очередной посадкой (уже седьмой по счету), ему не двусмысленно дадут понять — в Украине он «персона нон-грата». 52-летний Сергей Лысенко — уроженец Сум. Там же он был коронован в августе 1993 года. Замечен в организации «крышеваний» различных коммерческий структур, в том числе игорного бизнеса, а также в причастности к незаконному обороту оружия и изготовлению фальсифицированной водки. Был осужден шесть раз, последний — в 1998 году, к семи годам лишения свободы за вымогательство. Имеет широкие связи среди бандитов Одесской, Запорожской и Харьковской областей. Пытался объединить разрозненные украинские группировки в единую иерархию с жесткой дисциплиной.
Задержание Сумского является знаковым: еще полтора года назад некоторые наблюдатели прогнозировали, что именно этот земляк нового гаранта Конституции займет место не менее известного в уголовной среде Антимоса, «прославившегося» активным участием в президентской кампании на стороне Донбасса. Вместе со своим молодым киевским ставленником Васей Ушатым. К слову, нынешней весной за грабежи в Киевской области вместе с тремя подельниками был задержан двоюродный брат известного абхазца Антимоса. Сам же «смотрящий» по Украине ныне, поговаривают, находится «в экзиле». Правда, за границей он живет не только на средства от «пощипывания» барсеточников, «домушников» и автомобильных грабителей, но и, как прежде, за счет средств известнейшего бизнесмена-«динамовца».
Не секрет, что традиционно правоохранительные органы опосредованно контактировали с представителями «воровского» движения, дабы тщательней контролировать оперативную обстановку. Некоторые «криминальные элементы» были вовлечены в политические процессы. Именно с подачи воровского сходняка 200-тысячную армию заключенных и одновременно избирателей в 2004 году наряду с администрацией активно обрабатывали и так называемые блатные. Не составляют тайны и массовые вступления в ряды одной региональной партии лиц с сомнительным прошлым и настоящим: партийный билет зачастую использовался ими как индульгенция от милиции.
Также известно и об активном участии криминалитета в предвыборных технологиях. К слову, среди организаторов кровавого побоища возле Центризбиркома 23 октября, наряду с политиками, высокопоставленными правоохранителями, значится и некий азербайджанец Игорь Алиев 1966 г. р., активист «татаринской» группировки. А ведь таким образом была нарушена главная воровская заповедь — запрет на сотрудничество с властями. К тому же, подобное сотрудничество привело к оглушительному поражению.
Новая власть и новые руководители правоохранительной системы эти уроки, по-видимому, учли, а посему рушат десятилетние традиции, отказываясь от услуг «воровского движения».
Впервые публично о проблеме «законников» в марте прошлого года заговорил на то время замминистра внутренних дел Геннадий Москаль. В интервью одному из телеканалов генерал признал: в Украине есть 21 человек, называющий себя вором в законе. 60 процентов — это выходцы из республик Закавказья. «Может быть, у себя на родине они чего-то и стоят, но для нас — это просто театральный спектакль. Объясню почему: ни один из них не живет по понятиям и не чтит воровские традиции, зародившиеся в 30-х годах, в ГУЛАГе и прочих сталинских лагерях. Не нашли мы и тех, кто их короновал на воров в законе и кто их уполномочил. Думаю, за три месяца мы разберемся с каждым из них — кто же он есть на самом деле», — заявил представитель МВД. Впрочем, дальнейшие заявления Геннадия Геннадиевича скорее смахивали на пиар. В частности, он обещал всех воров пригласить «на чай» и предложить написать покаянные письма.
Нынешнее руководство криминального блока милиции МВД в своих высказываниях на «воровскую тему» лаконично. Мол, кто они такие, чтобы о них дискутировать в СМИ. Понятие «вор в законе» не прописано ни в одном из кодексов. Да и ворье измельчало: собрались три уркагана и за бутылку водки короновали четвертого…
Ну а главным методом борьбы с «пиковыми» отечественные сыщики избрали принудительную высылку из страны. В прошлом году из Украины улетела первая «ласточка» — Сулхан Тварчелидзе, уроженец Кутаиси, на просторах СНГ более известный как вор в законе Сухо. Этот лидер грузино-абхазской ОПГ в Киеве появился в 1999 году, перед тем успев отметиться в Москве и Одессе. По данным уголовного розыска, Сухо, как и большинство «пиковых», руководил группировками, занимавшимися квартирными кражами и кражами из автотранспорта. Причем делали это на высоком уровне и практически не оставляли следов. Да и сам Сухо, кичась воровским мастерством, изредка давал уроки ученикам. При этом ни разу не попадался «на горячем».
«Ахиллесовой пятой» грузинского «законника» стало нелегальное проживание на территории Украины, что и послужило поводом для депортации. В Тбилиси Сулхана Фридоновича местные правоохранители «радушно встретили» прямо у трапа самолета. А затем — изолятор №7 минюста Грузии, куда, как пауков в банку, помещают исключительно воров в законе. Кстати, в Уголовном кодексе Грузии есть такая статья: «Членство воровского мира. Воровство в законе». Ее санкции предусматривают до 10 лет лишения свободы. Таким образом, после прихода к власти Михаила Саакашвили перед авторитетами преступного мира грузинское правосудие поставило нелегкий выбор: «корона» и конфискация имущества либо «развенчанная» роскошь бытия на свободе? Многие воры эмигрировали, в том числе и в Украину. Однако их постепенно возвращают на родину: вслед за Сухо украинская милиция уже депортировала в Грузию Автандила Хецуриани по прозвищу Боксер, Бидзинь Бакуридзе — он же Рома Батумский, Поликарпа Джанилидзе — Пата. И, наконец, Тариела Поцхверию, он же Тарас или Таро. История последнего настолько показательна, что на ней стоит остановиться отдельно.
В конце марта в ГУБОП МВД Украины из Специального оперативного департамента МВД Грузии поступил запрос о правовой помощи относительно задержания и выдачи гражданина этой страны Тариела Поцхверии. По данным грузинских коллег, ранее трижды судимый Таро приблизительно в 1986—1987 годах был коронован на вора в законе покойными Елгуджей Кублашвили и Автандилом Чихладзе. С этого времени он постоянно участвовал в «сходках» на территории Имеретии и иных регионах Грузии. О его весе в криминальном мире свидетельствует тот факт, что Поцхверия является держателем так называемого общака, из которого выделяются средства для помощи находящимся под следствием и в тюрьмах. Свою казну Таро подпитывал из игорного бизнеса, стекольных цехов и даже государственных организаций. На эти средства он отстроил себе в Кутаиси фешенебельный дом. Непосредственно в Кутаиси он контролировал бизнес цветных металлов, супермаркеты, АЗС, линии маршруток, фармацевтические учреждения и т.д.
В Украине Тарас сначала обосновался в Одессе, где пытался выступать так называемым третейским судьей криминального мира (за что получал очень приличные деньги). Однако ситуацию на Родине он также пытался держать под контролем, регулярно общаясь с коллегами по мобильному телефону. Именно по номеру 380672357003 Поцхверия организовал массовые бунты заключенных в грузинских колониях и СИЗО 27 марта. В ходе их подавления бунта погибли семеро человек, а еще 22 получили ранения.
29 марта Поцхверии заочно предъявили обвинение по статье 223, часть 2 (участие в деятельности незаконного вооруженного формирования) и статье 378, часть 3 (покушение на администрацию учреждения по исполнению наказания либо формирование с этой целью преступной группировки и участие в ней) Уголовного кодекса Грузии. В тот же день суд избрал ему в качестве меры пресечения арест и объявил Поцхверию в международный розыск.
Буквально через десять дней Таро задержали в Крыму в результате совместной операции ГУБОПа МВД, крымской милиции и СБУ. Грузинские коллеги тут же поспешили поблагодарить украинцев за оперативность и замерли в предвкушении столь же быстрой экстрадиции. Правда, Таро депортировали не сразу, а в дни проведения в Украине саммита лидеров ГУАМ, сделав таким образом своеобразный подарок грузинам. Депортацию провели по решению Станично-Луганского райсуда, который признал, что паспорт гражданина Украины на имя Тариэла Асатиани (фамилия жены), полученный Таро всего за две недели до задержания, был выдан с грубейшими нарушениями украинского законодательства. Подробности выясняет Департамент внутренней безопасности МВД. А вот почему в течение 40 дней украинская Генпрокуратура не передала в прокуратуру АРК запрос о правовой помощи из Грузии, рассказал в Днепропетровске МВД Украины Юрий Луценко. По его словам, после того как Таро узнал, что его таки выдворят из страны, он «упал на украинскую землю и попросил передать министру внутренних дел, что это дело обошлось ему в 200 тысяч долларов, и он был уверен, что останется на территории такой прекрасной страны». Присутствующие на торжественных проводах Поцхверии на самолет в Тбилиси журналисты могут подтвердить, что Таро готов был признать себя Юрием Гагариным, нежели вором в законе. Уж сильно не улыбалась ему перспектива грузинского «Белого лебедя».
Тем временем буквально на прошлой неделе в Киеве — очередное громкое задержание грузинского вора. На этот раз в сети работникам ГУБОПа вместе с двумя сообщниками попался уроженец Кутаиси Джикия Бесик по кличке Бесо. По данным Интерпола, с 1998 года Джикия ищут грузинские правоохранительные органы по обвинению в хищении бюджетных средств. За мошенничество и хищения Бесо объявлен в федеральный розыск и в России. Много вопросов к нему накопилось и у отечественных стражей правопорядка. И не только из-за поддельного паспорта…
Чем закончатся украинские скитания Бесо — зависит не только от милиции, но и от принципиальной позиции прокуратуры и суда. Именно скоординированность всей судебно-правоохранительной системы позволит усилить дальнейший прессинг воровского сообщества. Впрочем, без кардинальных реформ не обойтись. Эксперты считают: вопрос о создании в Украине полноценной миграционной службы давно созрел. Как вариант — в составе Министерства внутренних дел, для более тесного взаимодействия с оперативными службами, в первую очередь УБОПом и уголовным розыском. Также не обойтись и без нового закона о борьбе с организованной преступностью. Своеобразного украинского варианта антиворовского закона Грузии или американского закона о борьбе с мафией. Если отечественные «крестные отцы» будут сидеть там, где и положено — в тюрьме, возможно, и на улицах станет меньше жулья.
Елена Бережанская, «Зеркало недели»