Самые кровавые ОПГ СНГ: рязанские «слоны»
Рязанская группировка получила 214 лет и 3 месяца лишения свободы. по оперативной информации, количество людей, так или иначе связанных с деятельностью ОПГ, в разные времена насчитывало от 500 до 1000 человек. Сюда входили коммерсанты, чиновники, политики, работники милиции, суда и прокуратуры. И сами бандиты. Клетка для группировки
Клетку для “слонов” делали по специальному заказу. Установили её, правда, не в зоопарке. Кроме названия, вообще ничего зоологического в этом деле больше нет. А специальная клетка понадобилась для зала суда. На скамью подсудимых нужно было усадить 22 участников преступной группировки, несколько лет державших в кулаке всю Рязань и окрестности.
Широкая получилась скамья. И клетка удалась – железная, крепкая, как раз по масштабам арестованных. Ввиду габаритов, установили её в баскетбольном зале, оборудованном под зал заседаний. Так начался судебный процесс над одной из крупнейших в истории криминальной России группировкой “слонов”.
Следствие, которое вела Рязанская областная прокуратура, длилось около двух лет. Уголовное дело насчитывает 99 томов, отражающих 168 эпизодов их преступной деятельности. Чтобы дальше не затягивать следствие, некоторые эпизоды решено было выделить в отдельные уголовные дела. Они будут рассматриваться позднее.
Конечно, это только верхушка айсберга. То, что удалось доказать. Да и арестовали далеко не всех. Сам Слон, Вячеслав Ермолов, и ещё десятка полтора верхних братков до сих пор находятся в федеральном розыске. Разведка в группировке была поставлена на таком уровне, что незадолго до арестов вся верхушка благополучно скрылась. По неофициальным данным, большая часть её уже покинула территорию нашей страны. Впрочем, время покажет. “Слоны” где-нибудь да натопчут. А всего, по оперативной информации, количество людей, так или иначе связанных с деятельностью ОПГ, в разные времена насчитывало от 500 до 1000 человек. Сюда входили коммерсанты, чиновники, политики, работники милиции, суда и прокуратуры. Денег на нужных людей бандиты не жалели.
По мерам безопасности, применяемым рязанской милицией, этот судебный процесс тоже можно смело назвать одним из самых-самых. Ещё на стадии подготовки на следственную бригаду прокуратуры готовился целый ряд покушений. На протяжении следствия и они, и члены их семей находились под усиленной охраной. Дело доходило до того, что штатный милицейский конвой отказывался возить “слоников” на допросы. В качестве конвоиров использовали СОБР. Про клетку в зале суда я уже говорил, охраняло её живое кольцо милиционеров, каждые пятнадцать минут – смена караула, на скамейках для свидетелей – омоновцы в полной экипировке, коридоры тоже были блокированы автоматчиками. Сами сотрудники правоохранительных органов называли “слонов” беспредельщиками. От них можно было ждать всего, вплоть до вооруженного нападения.
Только чтение статей УК, по которым привлекались обвиняемые, заняло у судьи Стародубова около четверти часа. Букет был полным: бандитизм, вымогательство, заказные убийства, применение оружия, грабеж, кражи и так далее, вплоть до злостного хулиганства на десерт.
Итак, “слоны” за решёткой…
Криминальный передел
А началось всё ещё в начале 90-х годов, когда “Слон” – Ермолов организовал пару десятков крутых парней для скорейшего отъёма денег у того, кто их имел. По стандартной схеме бойцы Ермолова обложили данью ларёчников, челноков и мелкие магазинчики. Кстати, назывались они тогда ещё не “слонами”, а “презентовскими”, от названия ресторана “Презент”, где новоявленная группировка устроила свою первую штаб-квартиру. В те смутные времена, когда борьба за выживание велась ещё при помощи кулаков и дубинок, подобные группы росли как поганки после дождя и так же быстро исчезали в небытие. Сам Ермолов до перехода на бандитский промысел работал шофёром в такси и не выделялся ничем, кроме роста и физической силы. За которые и получил свою африканскую кличку.
Ермолов был одним из первых, кто понял, что от уличного бокса и битья стёкол в кооперативах пора переходить к более доходчивому языку огнестрельного оружия. Своих бойцов он начал вооружать не на шутку. Пока все рязанские авторитеты, авторитетики и просто уважаемые ещё пытались договориться о разделах сфер влияния за рюмкой крепкого, он приступил к широкомасштабным военизированным операциям. Первой показательной акцией стал расстрел посетителей бара клуба “Рязсельмаш”, куда в разгар веселья местного криминального бомонда ворвались пять “слоников” с автоматами. В результате – 8 убитых и 9 раненых.
Так пришла в Рязань всероссийская криминальная революция, во время которой “мерседес”, к удивлению производителей, был объявлен одной из самых опасных машин. На русских дорогах.
Уже на следующий день по всему городу начали стрелять, резать и взрывать. В ход пошли все подручные средства, от охотничьего оружия до гранатомётов и пластида. Трупы считали десятками.
“Слоны” победили. Все конкурирующие группировки были разгромлены и оттеснены на окраины. Именно тогда празднующие победу братки дарили друг другу групповые портреты с проникновенными надписями: “От всех бандитов самой крутой бригады г. Рязани”. Фотографии потом фигурировали на следствии. Но это потом, а тогда они больше никого не боялись и чувствовали себя настоящими хозяевами города. Наступило время отложить в сторону автоматы и садиться за компьютеры считать прибыль…
Солдаты удачи
Сколько зарабатывает рядовой российский бандит? Не столичный, зажравшийся в хлебном городе-герое Москве, а масштабом помельче, какой-нибудь владимирский, рязанский или тамбовский? Рядовые “слоны” (всё-таки солидная группировка) получали зарплату долларов 700-800. Плюс к этому подать мелких торговцев – у рязанцев такими считались суммы до 500 рублей – солдаты оставляют себе. С учётом риска профессии, где если не убьют, то посадят, в принципе не так уж много. Особенно если разделить заработанное с учётом последующих 10-15 лет за забором с вышками.
Конечно, как и в любой приличной работе, есть перспектива. Есть шансы стать звеньевым, а потом, глядишь, и в бригадиры выбиться. Это уже проценты от прибыли, хорошие деньги, можно покупать квартиры, “мерседесы” и строить трёхэтажную дачу. Главное, успеть в ней пожить, а то будет совсем обидно.
Если говорить о социальном составе “бойцов”, то люди в группировку собирались самые разные. Для примера привожу далеко не полный перечень бывших профессий “слонов”: футболист, плотник, главный инженер, тренер дзюдо, ученик токаря, фрезеровщик, охранник, слесарь, маляр-штукатур и т. д. Были и алкоголики, и наркоманы. Таким, конечно, продвинуться по службе тяжело, но в качестве рядовых исполнителей вполне годятся.
Структура группировки была построена жёстко, как, впрочем, и в других подобных формированиях. Внизу стояли бойцы, которые подчинялись своему звеньевому. За нарушение дисциплины наказывали вплоть до смертного приговора. Несколько звеньев составляли бригаду. Бригадир уже обладал известной самостоятельностью, курировал отведённую ему территорию и сам мог принимать большинство решений, в том числе и финансовых. Отчитывались бригадиры перед самим “Слоном” и его доверенными лицами. Для примера, в записной книжке одного из лидеров группировки по кличке “Сова” оперативники нашли следующую запись:
“Система:
1. Коммерческие структуры.
2. Разведка.
3. Контрразведка.
4. Спецназ.
5. Аналитический центр.
6. Служба боевого и хозяйственного обеспечения.
7. Бригада исполнителей (разговор с конкурентами и сбор средств)”.
Во время последующих обысков оперативники нашли у бандитов копии секретных документов УБОПа. Словом, система была отлажена. На принципах демократического централизма, как это называлось в бывшем уставе КПСС.
Конечно, случались и сбои. Так всегда случается, шестёрки лезут в валеты, а те так и норовят передёрнуть и стать козырными тузами. Так, в 1995 г. из колонии в Клекотках в очередной раз освободился некий Сергей Филаретов по кличке “Феликс”, вор в своих кругах авторитетный. Одно время был даже смотрящим в зоне. Его безупречное уголовное прошлое позволило ему быстро выдвинуться среди “слонов” и занять положение бригадира. На этой новой и интересной работе “Феликс” старых воровских законов не забывал, регулярно отстегивал в общак положенное, “грел” зоны и вообще характеризовался со всех криминальных сторон положительно. Вскоре “заколюченная” общественность готовилась короновать его первым в Рязани “вором в законе”.
Ермолову такая ситуация явно выходила боком. Вор в законе никому, кроме сходняка, подчиняться не может, назревал передел. Бывший таксист разрешил ситуацию просто. “Феликса” ударили ножом, тело погрузили в бочку с бензином и подожгли. Нет человека – нет проблемы.
Беспредельщики, одно слово…
Молочные реки
Криминальные революции отличаются от социальных тем, что участники твёрдо знают, за что боролись и проливали кровушку. Конечно, за всю эту бухгалтерию.
Когда пороховой дым в Рязани развеялся, трупы складировали в морг, а покорёженные “джипы” и “мерседесы” – в металлолом, наступило приятное и тихое время дивидендов. “Слонам” больше не сопротивлялись. Им платили магазины, фирмы, заводы, колхозы и даже местные СМИ. Кому из нас не приходилось слышать от старушек в очереди глубокомысленные высказывания в том духе, что лучше бы бандиты в стране управляли? Мол, всё порядка было бы больше, да и простых людей те не обижают. То, что представляет собой бандитское управление, я хочу показать на примере одного из рязанских предприятий.
Когда к генеральному директору АО “Молоко” пришёл на приём улыбчивый молодой человек и предложил наладить ситуацию с поставками из колхозов, она за это предложение ухватилась. Молодой человек был тут же оформлен снабженцем, и действительно, вскоре на предприятие потекло молоко из Рыбновского и Захаровского районов. Конечно, директор подозревала, что молодой человек не волшебник, а, скорее, бандит, но ситуация-то действительно улучшилась. А потом ей объяснили напрямую, что примерные поставщики-колхозы находятся под крышей “слонов”. И деньги за поставки должны быть перечислены им через посредническую фирму “Бизнес-партнёр”. А с колхозами они, мол, сами разберутся. И разбирались: наиболее непокорных председателей вызывали на стрелки, за любую попытку сдать продукцию помимо “крыши” на хозяйства накладывались денежные штрафы. Вскоре председатели приезжали только расписываться в ведомостях, все деньги уходили посреднику. Только в августе 1995 г. “слоны” надоили с АО “Молоко” около 15 тысяч долларов.
Дальше – больше. Само АО тоже обложили неформальным налогом, потом, в 1996 г., провели приватизацию. Акции рабочих скупали прямо в директорском кабинете, часть государственного пакета, держателем которого были поставщики сырья, тоже попала в их руки. Методы убеждения были у них нехитрые, но действенные. Таким образом, хозяином АО “Молоко” стала фирма “Пульс”, тут же завинтившая по отношению к работникам предприятия все финансовые гайки. Дело доходило до забастовок.
Это только один из многих примеров. Схема бандитской приватизации везде примерно одинаковая. Сначала предлагается “крыша”. Стабилизация поставок, более выгодные условия реализации продукции и прочие блага, о которых хозяйственники могут только мечтать. Первое время всё так и происходит. Заключаются более выгодные договоры, отлаживается снабжение, выбиваются застарелые долги, да и конкуренты стушёваются. Потом среди работников предприятия проводится акционирование. Акции быстро скупаются крепкими мальчиками с золотыми цепями, и “крыша” становится хозяином. Дальнейшее развитие предприятия уже никого не волнует, главное, за минимально короткий срок выжать из него максимальное количество денег.
Свидетелей уничтожить…
Красиво жили, с размахом. Так, один из “слонов” коллекционировал квартиры в центре Рязани, их у него было четыре. Перед арестом собирался приобрести пятую. Второй завёл личный автопарк из шести машин. Был даже “ягуар”. Я уж не говорю про всякие Багамы и Гавайи, отдых там считался законом после каждого крупного дела.
Конечно, одними хозяйственными заботами их деятельность не ограничивалась. Особой статьёй дохода группировки было совершение заказных убийств. Только в ходе следствия была доказана причастность “слонов” к 18 заказным убийствам в Рязанской области и за её пределами. Самые знаменитые гастроли устроили они в Тольятти, когда “разборки вокруг автозавода достигли своей взрывоопасной стадии. По вызову дружественных группировок там они исполнили целую серию заказов, получая за каждое убийство по десять тысяч долларов. Свои, рязанские, коммерсанты ценились дешевле – 2-4 тысячи долларов.
Итак, сколько зарабатывает рядовая российская группировка? В ходе следствия была названа общая сумма порядка одного миллиарда рублей. Опять-таки исходя из доказанных обвинений. С учётом подводной части айсберга её смело можно увеличить в несколько раз.
Довести дело “слонов” до суда грозился ещё бывший министр МВД Куликов. Дело шло со скрипом. Особенно плохо было со свидетелями. “Слонов” продолжали бояться. Например, 49 эпизодов вымогательства денег у различных коммерческих структур удалось доказать в основном при помощи документов, вовремя изъятых оперативниками.
На следствии братки вели себя крайне нахально, всем угрожая и ни в чём не сознаваясь. Одного, впрочем, следователям удалось основательно разговорить. Некто Беликов дал показания на остальных. За что получил одиночную камеру и наказание ниже низшего предела – четыре года лишения свободы. Следователи потом рассказывали, что без его признаний многие эпизоды дела остались бы невыясненными.
Приговор для остальных оказался куда более солидным. В общей сложности “слоны” заработали 214 лет и 3 месяца лишения свободы. Ходят слухи, что в этих самых местах лишения уже с нетерпением ждут Слона и его подручных. Убийство авторитета “Феликса” уголовная общественность не забыла.
На этом вроде можно было бы поставить точку, провозгласить хеппи-энд и сделать оптимистический вывод, что с организованной преступностью бороться всё-таки можно. Хотя и трудно. Тем более что постепенно такие личности, как Слон, образно говоря, превращаются в “мамонтов”. Лихие бандитские бригады нужны были в период раздела собственности. А вот чтобы ею владеть в своё удовольствие, нужны уже сильные институты государственной власти: милиция, суд, прокуратура и т. д. Не зря многие из тех, с кем Слон начинал, своевременно спрыгнули кто в бизнес, кто в политику. Им бывший таксист тоже теперь не нужен.
Правда, недавно в Рязани наметился ещё один судебный процесс, уже над работниками следственного изолятора. Те устроили очень прибыльный бизнес из пребывания “слонов” во вверенном им учреждении. За деньги в камеры пускали кого угодно. А посетителей там перебывало немало. Так что само слово “заключение” стало понятием весьма условным. “Слоны” даже в изоляторе продолжали кипучую деятельность. Сейчас 22 бандитам вынесли приговор. А сколько их ещё осталось на свободе…
Николай Бахрошин, compromat.ru