Недетские «игры»: молодая поросль хочет видеть кровь
Если в далекие 80е основным занятием подростков из неблагополучных семей были кражи, мошенничество и хулиганство, то сегодня среди малолетних преступников немало убийц и насильников. Кто виновен в ужасающей жестокости современной молодежи, и какова вероятность того, что следующей жертвой «расшалившихся» детей станем не мы сами? Недетские «игры»
34летняя запорожанка Ирина возвращалась с работы домой в 2230. От остановки «Ул. Зестафонская» ей предстояло пройти всего метров двести, впереди уже виднелся родной подъезд. «Не страшно так поздно по улицам бродить?» – подошли три парня лет шестнадцати. Ирина, мудро решив не связываться с подозрительными личностями, ускорила шаг. «Айайай… Что так невежливо? – поинтересовались подростки. – А давайте научим девушку правильно отвечать на вопросы…»
Первый удар Ира получила в солнечное сплетение. Согнувшись пополам от боли, она попыталась крикнуть, но из горла вырвался лишь хрип. Подростки затащили ее в ближайшую подворотню и начали избивать. Жертва уже даже не пыталась сопротивляться и лишь прикрывала руками лицо… «В тот момент, – вспоминает Ира, – я сквозь боль радовалась, что моя восьмилетняя дочурка сейчас у бабушки, и мы не возвращались домой вместе». Ее мучения закончились минут через десять – нападавшие решили перекурить и заодно решить, что дальше делать с жертвой.
«Не знаю, что на них повлияло, – говорит Ира, – может, доносившиеся откудато голоса, но меня решили больше не трогать». Напоследок забрали мобильник, сказали – на память. В милицию Ирина решила не обращаться, не хотела заново переживать тот кошмар, ведь пришлось бы до мельчайших подробностей вспоминать избиение, проходить медэкспертизу… С тех пор она боится ходить вечером одна и копит на машину.
Другой случай, куда более ужасающий, произошел буквально на днях в одном из сел Ореховского района. Пятеро подростков 15-16 лет отдыхали в местном баре, когда им вдруг захотелось приключений. Не долго думая, парни вышли на улицу и напали на первую встречную женщину, жительницу этого же населенного пункта. Сломив сопротивление потерпевшей, они изнасиловали ее впятером.
Статистика радует
Преступлениями, совершенными лицами, не достигшими 18летнего возраста, в запорожском областном УМВД занимается отдел криминальной милиции по делам несовершеннолетних. О статистике детских правонарушений за последние годы, их мотивах и системе наказания рассказал зам. начальника отдела Геннадий Горшков.
– Геннадий Викторович, что говорят цифры? Уровень детской преступности в области растет?
– Практически по всем преступлениям в этом году наблюдается снижение показателей. Судите сами, за первое полугодие этого года несовершеннолетними совершено 480 правонарушений, а за этот же период 2007 года – 566.
– Как вы можете это объяснить?
– Да много может быть причин, в том числе – ежегодное снижение рождаемости в стране.
– Какие самые распространенные детские «шалости»?
– Грабежи (в основном забирают мобильные телефоны – 82 случая в этом году) и квартирные кражи (37). Убийства и насилие, слава богу, находятся на последнем месте – в этом году мы зарегистрировали одно убийство и два случая изнасилования.
– Как вы считаете, какими мотивами руководствуются дети, решаясь на преступление?
– Каждому подрастающему ребенку нужны деньги: поухаживать за девушкой, посидеть в кафе с друзьями. Та же статистика говорит, что четверть всех правонарушений за шесть месяцев текущего года совершены неработающими лицами. Второй фактор – родители недостаточно внимательны к ребенку. Если мама и папа целыми днями пропадают на работе – подростку не хватает их любви, понимания. Поэтому пойти на правонарушение он может с одной единственной целью – обратить на себя внимание близких. Еще один момент, который я также считаю определяющим в детской преступности,– это неорганизованный досуг несовершеннолетних. В Украине с каждым годом все меньше остается различных секций и кружков, поэтому детям элементарно нечем себя занять.
– Какова на сегодняшний день система наказания малолетних преступников?
– Если подросток пошел на правонарушение в первый раз и положительно характеризуется в обществе, то он чаще всего получает условный срок. При более тяжких преступлениях несовершеннолетнего ожидает колония.
– Не слишком ли лояльно государство относится к детскому беззаконию?
– Это двоякий вопрос. Дети есть дети. И если взрослому преступнику порой нужно ужесточать меру наказания, ребенку, я считаю, необходимо предоставить шанс исправиться. По нашим данным, более 60% подростков после испытательного срока начинают наконец думать головой и становятся на путь исправления. А это, согласитесь, не маленький показатель.
– Ведутся ли вашим отделением какиелибо профилактические работы по предотвращению детской преступности?
– Да, конечно, в этом вопросе мы постоянно взаимодействуем с запорожскими школами и интернатами. Сотрудники КМДМ читают детям лекции по правовой тематике, пропагандируют здоровый образ жизни и постоянно контролируют обстановку.
– Можно ли сказать, что воспитанники запорожских приютов и интернатов чаще семейных детей идут на преступления?
– Нет, это не так. Воспитанники интернатов чаще всего беспокоят нас лишь своими постоянными побегами, их поиском также занимается наша служба. А какихто различий между интернатскими и семейными детьми я не вижу.
Наталья ШАХОВА, ИТ