Покупаем автомобиль в Интернете. «Плюсы» и риски

Рано или поздно любой компьютерщик, повзрослев, может вступить в фазу, когда жаргонизмы «тачка» и «машина» перестают означать для него только определение системного блока. В этом случае круг его интересов существенно расширяется, он обретает новых друзей, иногда слишком необычных, на вкус его прежних товарищей, и приступает к выбору собственного транспортного средства. Ну а поскольку он владеет всей информацией, которую может предоставить Интернет, то выбор автомобиля зачастую становится процессом достаточно технологичным. Воспользоваться этим постарались, в первую очередь, мошенники. 

До распространения Интернета местом покупки автомобиля чаще всего становился городской авторынок. Сейчас же перед нами открываются возможности по дистанционной покупке машины – через объявления в другом городе, а то и на автомобильном аукционе за пределами нашего государства.

Покупка на авторынке имеет свои плюсы – здесь ты уже видишь автомобиль, а не его фотографии. Платишь деньги, и сразу уезжаешь на обновке. Идеальный, но редкий вариант – натолкнуться на владельца машины, непосредственно её и продающего. К сожалению, продажа авто – серьёзный бизнес. А значит, скорее всего, вам всё же попадется профессиональный продавец. Но продавцы здесь рискуют – они ведь сначала покупают машину, отдавая свои деньги, а не деньги клиента, а потом авто ещё нужно продать.

При этом «наварить», естественно, хочется побольше. Вот и покупаются машины как можно дешевле. Иногда, даже за границей – побывавшие в тяжелых авариях, с большими пробегами, «утопленники». Затем, уже в России, пробег «скручивается» в меньшую сторону, последствия аварий наскоро устраняются, а аукционный лист (о том, что это такое, написано ниже) или подделывается, или «теряется».

Прочитав в Интернете множество подобных печальных историй, вы приходите к здравой мысли, что в случае, если вы не обладаете достаточными познаниями в устройстве автомобиля, лучше бы приобрести его сразу за границей, минуя отечественных посредников-кулибиных.

Ежедневно в Японии, на специализированных аукционах, продаются десятки тысяч подержанных автомобилей. Система автоналогов, прохождения технического контроля и обслуживания организована так, что автомобиль, со дня выпуска которого прошло больше трёх лет, во многих случаях уже выгоднее продать, чем содержать. Автомобильные свалки переполнены, в стране нехватка земли даже под жилье, и если бы не удавалось сбывать подержанные авто за границу, то японцам, наверное, пришлось бы сваливать их в океан, строя острова. Впрочем, они так с мусором и поступают.

Была организована система автомобильных аукционов. На данный момент – самая передовая в мире. Благодаря ей подержанные японские машинки, даже несмотря на правый руль, актуальный далеко не везде, – желанное приобретение во многих странах, в том числе и в России. Хозяин пригоняет авто на специальную площадку для продажи через аукцион, машина фотографируется, эксперт от аукциона оценивает её состояние, выставляя баллы от 5 (идеал) до 0 за кузов, и от А (идеал) до Е за салон. Отдельно указывается «пробег» – больная тема для всех отечественных авторынков.

Причём в Японии за «сматывание» одометра предусмотрена уголовная ответственность. Впрочем, это всё равно не останавливает некоторых несознательных личностей (в основном из бывших наших соотечественников и примкнувших к ним корейско-гонконгских мафиози). Однако подобные случаи хоть и зафиксированы, но крайне редки. В результате каждый автомобиль получает «аукционный лист» – официальный документ, где, помимо упомянутых оценок, отражены цвет, пробег, комплектация, мельчайшие недочеты, вплоть до царапин на бампере и трещин на стеклах.

Естественно, если машина побывала в аварии или «тонула» во время очередного, нередкого в Японии цунами, всё это также найдет отражение в аукционном листе. Приобрести машину с аукционным листом – совсем не то, что купить «кота в мешке» на обычном российском авторынке.

Система американских автомобильных аукционов похожа на японскую, но не столь совершенна. Достаточно сказать, что для многих из них присутствие эксперта не является обязательным. В этом случае нам приходится доверять фотографиям и описанию автомобиля, составленному самим продавцом.

Часто продавцы приглашают «независимых» экспертов для оценки состояния их авто. Всё бы хорошо, но расположенная в Кливленде штат Огайо контора с названием «The Big&Best Of The World Niggers Experts» лично мне едва ли кажется внушающей доверие, несмотря на яркий интернет-сайт с анимированными золотыми звездочками и значками доллара и звуковым сопровождением в стиле рэп. И даже если эти люди клянутся мамой, что двадцатилетний Ford выглядит как новый и без проблем проездит ещё столько же, я, пожалуй, лучше уступлю право пользования данной автонедвижимостью им самим.

Зато в Америке есть база CarFax, позволяющая при указании VIN (Vehicle Identification Number) – идентификационного номера машины – проследить всю историю автомобиля. Даже заезд в сервис-центр для замены масла и фильтра найдёт отражение в базе данных на авто, которую и можно посмотреть, зная VIN. Теоретически. Потому, что если за работу возьмутся талантливые, но не слишком раскрученные специалисты, не имеющие в своей мастерской компьютеров, а также лицензии на ремонт и обслуживание автомобилей, они вряд ли станут вносить в базу данных трогательную историю о том, как на коленях выправляли бампер и капот, меняли лобовое стекло, и замывали следы крови в салоне. Тем не менее, всегда лучше проверить историю автомобиля по CarFax. Процедура платная, но недорогая, и вполне доступна для вас дистанционно через Интернет.

С европейскими автомобильными аукционами так и вообще полный бардак. Эксперт там может быть, а может и нет. А крупнейшие из аукционов и вовсе организованы автодилерами. Какая уж тут объективность. Впрочем, сами по себе европейцы намного более порядочны, нежели американцы. Мне лично приходилось учить коренных французов и примкнувших к ним арабов тому, как можно заменить прокладку герметиком, а залив специальную присадку, благополучно миновать техосмотр по показателям CO и CH. Так что на их законопослушность в сочетании с природным скудоумием вполне можно положиться.

Итак, если вы выбрали для себя вариант с покупкой автомобиля через интернет-аукцион, то перед вами стоит ещё одна проблема. Практически, вам, как покупателю, доступен только eBay. А выбор на нём ограничен, да и предложения, поверьте, не самые выгодные. Что касается других аукционов, там вы, зарегистрировавшись, получите лишь возможность просматривать красочные картинки, пригодные для установки в качестве обоев на «Рабочий стол». Но не купить автомобиль. Для этого нужно иметь специальную аккредитацию.

В России практически в каждом городе имеются фирмы, которые оказывают гражданам посреднические услуги в приобретении автомобилей напрямую с американских, европейских и японских аукционов, получая за эту услугу свои комиссионные и ничем не рискуя. Вы можете как сами выбрать автомобиль, так и воспользоваться услугами специалистов такой компании. Но есть в этой схеме и минус – деньги ты отдаешь сейчас, а автомобиль увидишь, в лучшем случае, через пару месяцев. Если фирма честная. А можешь купить всего лишь эксклюзивные обои на «Рабочий стол».

Самыми известными и, при этом, до сих пор кое-где успешно функционирующими мошенническими фирмами такого плана являются Carget и Kobe Commerce. Они имеют разветвлённую по России сеть филиалов, и успешно завлекают множество клиентов, обещая цены, во многих случаях существенно меньшие, чем у конкурентов. Правоохранителям бороться с ними чрезвычайно трудно. Во-первых, построенные по типу «пирамид», они иногда успевают выполнить обязательства перед клиентами. А во-вторых, если внимательно почитать договор, то может оказаться, что фирма выполняет «посреднические» услуги между клиентом, и другой, заграничной компанией, которая и осуществляет покупку автомобиля.

То есть и отвечает такая фирма перед клиентом только в размере своих небольших комиссионных процентов от сделки. А может оказаться, что симпатичные ребята и вообще оказывают всего лишь «информационные» услуги, и совсем ни за что не отвечают. Бывают и промежуточные случаи, когда вы все-таки получаете автомобиль, но не совсем тот, что заказывали. На аукционе будет куплен автомобиль точно такой же марки и цвета, но намного дешевле – с большим пробегом или аварийный. А по пути к клиенту всё приведут в соответствие. То есть мы возвращаемся к уже описанной выше ситуации с авторынком.

Чтобы обезопасить себя от мошенников, стоит активнее пользоваться всеми достижениями Интернета, доступными нам в той же мере, что и нашим недругам. Вы можете предварительно собрать отзывы людей о той компании, помощью которой намерены заручиться в покупке автомобиля. Вы можете сами выбрать авто, посмотреть, какова была его финальная стоимость на аукционе, за которую он был приобретен, подсчитать таможенную пошлину и стоимость доставки в ваш город. И если итоговая сумма окажется больше той, по которой вы заочно приобрели автомобиль – значит, ждите подвоха. Лучшей же является та компания, в которой конечная цена на ваш автомобиль является абсолютно прозрачной и слагается из перечисленных выше компонентов.

Однако, благодаря заботам нашего правительства, с января этого года покупка автомобиля за границей не является больше такой выгодной затеей, как раньше. Поэтому всё большую популярность приобретает автотуризм: из города Москва в регионы на свежекупленных автомобилях. И здесь вас, опять же видевших будущее авто только на картинках интернет-сайта, подстерегают другие опасности.

Если какой-либо автомобиль вам приглянулся, то перед тем, как бежать собирать сумку с вещами в дорогу, попросите продавца прислать вам на e-mail дополнительные фотографии. Искусство хорошего фотографа, выбравшего правильный ракурс, в сочетании с возможностями «Фотошопа», иногда могут превратить ржавую развалину в сверкающий свежим лаком болид. А по прибытии на место, в чужом городе, в цейтноте, вы можете оказаться в условиях, когда придётся покупать то, что есть, а не то, что хочется. Также можно попросить продавца побольше рассказать об авто. На этом этапе обычно отсекаются перекупщики.

Если вы уже стоите перед объектом предполагаемой покупки, то обязательно попросите посмотреть ПТС (Паспорт Транспортного Средства). Если теперешний хозяин является владельцем авто менее месяца, а то и вообще им не является (неплохо бы взглянуть на паспорт), то перед вами перекупщик, как раз и специализирующийся на людях из регионов. Его задача – дёшево купить проблемный или аварийный автомобиль, немного его «подшаманить», и быстро сбыть вам со словами «Прощааааай!». Он абсолютно уверен, что больше вы с ним не увидитесь. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Маскируйтесь и ни в коем случае не признавайтесь, что приехали за авто из другого города.

Кризис, а точнее безумное законодательство нашей страны, настроенное на защиту интересов банкиров, но никак не граждан, породило проблему «кредитных» автомобилей. Владелец может продать вам автомобиль, а через месяц авто у вас отберёт банк, являющийся на самом деле его законным владельцем. По идее, пока кредит за автомобиль не выплачен, его ПТС находится в банке, а, следовательно, и автомобиль не может быть продан. Теоретически. А практически никто не мешает фактическому владельцу авто получить в ГАИ копию «потерянного» ПТС. Поэтому внимательно смотрите, кем выдан ПТС. Для иномарок он обычно выдается таможней. Обратите внимание на дату выдачи ПТС, характеристики автомобиля, наличие/отсутствие предыдущих владельцев. Если хотя бы что-то покажется подозрительным, а продавец не сможет внятно ответить на поставленные вопросы – откажитесь от покупки.

Может показаться, что намного более безопасна покупка подержанного автомобиля в автосалоне. Это не совсем так. Ибо фирменный автосалон существенно отличается от не совсем фирменного, расположенного немного за МКАДом. В том числе и ценой на автомобиль. Поэтому, прежде чем предпочесть второй, ознакомьтесь с отзывами о его работе других счастливых (или не совсем счастливых) автовладельцев. Может оказаться, что те выгодные предложения, на которые вы настроились, являются «завлекаловкой», рассчитанной на привлечение как можно большего количества клиентов. А по прибытии на место окажется, что интересное авто только что продано, но есть другие, чуть менее интересные, и чуть более дорогие.

Ну и последнее. После всего описанного выше вам может показаться, что проще всего купить автомобиль именно на базаре или по частным газетным объявлениям в родном городе. И это будет самым верным решением. Только сначала нужно украсть совсем немного времени у WoW и посвятить его регистрации на парочке автомобильных форумов с последующим регулярным изучением появляющихся там тем. Должен вас удивить. Некоторые ещё помнят, что собрать 286-й компьютер было не в пример труднее, чем современный. Ибо там можно было перепутать шлейфы, не говоря уж о том, что, имея сильные пальцы, можно было и платы вставить не той стороной.

В современных компьютерах ошибиться практически невозможно. И это несмотря на то, что технологически они намного более наворочены, чем старые. То же самое и с автомобилями. Беда в обслуживающем персонале, который становится всё менее квалифицированным, вынуждая производителей параллельно с внедрением новых технологий упрощать работу с авто. А потому уже через неделю вдумчивого сидения на любом автофоруме, вы никогда не перепутаете ДПДЗ с ДМРВ под капотом интересующего вас авто. А там, глядишь, и местный гаражный авторитет Дядя Вася станет уважительно прислушиваться к вашим советам. И это будет означать, что вы готовы к покупке автомобиля своей мечты, и он вас не разочарует.

Don Pedalis, КОМПЬЮТЕРРА

Читайте также: