Кто заказал главного «русского» Крыма?
Нераскрытые преступления у крымских правохранителей накопились – сотни. При этом около 200 человек уже не один год числятся пропавшими без вести. Нераскрытыми до сих пор остаются резонансные убийства Сафонцева, Головизина, Гольдича, Кузина и других. Среди них – громкое дело об убийстве председателя правления института «Крымагропроект», гендиректора АО «Динатос», председателя Конгресса русских общин Крыма Сергея Прокопьева в декабре 1997 года. Госслужащие под прицелом
Период с 1994 по 1998 год ознаменовался целой серией заказных убийств государственных служащих Крыма. Именно в это время были убиты председатель Фонда госимущества А. Головизин, первый вице-премьер Крыма А. Сафонцев, замминистр курортов и туризма Д. Гольдич, директор «Крымтеплокоммунэнерго» В. Кузин, председатель Партенитского поссовета О. Пасько, а также председатель Конгресса русских общин Крыма С. Прокопьев. Это был вызов государственной власти, брошенный криминальным миром, и своеобразное предупреждение всякому, кто посягнет на «черный» передел крымской недвижимости и имущества.
Многие из этих убийств долгое время числились нераскрытыми. Однако по мере усиления милицейской зачистки Крыма, которая началась в конце 1998 года, некоторые из «мокрух» пытались повесить на арестованных или даже убитых членов преступных группировок полуострова. Так, к примеру, в причастности к убийствам госслужащих подозревали и обвиняли жителя Партенита Валерия Санькова, по кличке Грузин. Его группировка входила в «сейлемовскую семью» и «держала» Южный берег Крыма. Пока Саньков находился в розыске, на банду Грузина чуть было не повесили все резонансные преступления, совершенные на полуострове, включая убийства вице-премьера Сафонцева и министра туризма Гольдича. Но в процессе следствия, длившегося более трех лет, это обвинение было частично снято: Грузин сознался только в убийстве Сергея Прокопьева. Однако до сих пор остается загадкой, кто являлся заказчиком преступления?
Явно не Валера Грузин…
Свою «погремуху» Валера Грузин получил не потому, что являлся лицом кавказской национальности, а попросту в силу экзотической внешности. С 1993 года его банда терроризировала не только поселок Партенит, но и все побережье. Работу киллеров в основном выполняли Владимир Погорелый, по прозвищу Гудок, и Валерий Пахарь, по кличке Киевский. Группировка Грузина занималась не только банальным рэкетом, но и разбойными нападениями, кражами личного и коллективного имущества, угонами автомобилей, вымогательством и заказными убийствами.
Как уже писала «1К», к концу 1994 г. всему «Сейлему» и лично Санькову портили кровь «греки». Их решено было «мочить». В начале зимы 1994 года Саньков поручил киллерам убрать некоего Газимагомедова — «греческого» бригадира. Убить этого человека вместе с его водителем «грузинам» удалось со второй попытки. В результате борьбы за сферы влияния (это официальная версия) был убит и директор спортивной школы карате «Спартак» Сивцов. Позже следователю Саньков рассказал, что мотивом убийства на самом деле стало то, что в Ялте, проезжая на своем автомобиле, он рядом с домом Сивцова неосторожно прижал его к стене, за что тот его избил. Сивцова расстреляли уже следующей ночью в подъезде его дома на ул. Чернова в Ялте.
«Прославился» Валера Грузин еще и тем, что был весьма любвеобилен и неравнодушен к противоположному полу. Поэтому на его счету было несколько жестоких избиений и изнасилований. Так, 23 февраля 1997 года Грузин изнасиловал и искалечил ялтинскую официантку. В августе 1995 г. Валера изнасиловал туристку, а потом убил ее парня за то, что тот попытался отомстить за подругу.
А в декабре 1997 года Саньков вдруг решает убрать председателя Конгресса русских общин Крыма Сергея Прокопьева. Но сделать это Грузину с первого раза не удалось. Его киллеры Пахарь и Чайкун долго выслеживали «конгрессмена» и изучали обстановку возле дома Прокопьева на ул. Новаторов. Первый раз в «конгрессмена» стреляли прямо на улице и даже ранили его, но Сергею Прокопьеву удалось уйти от убийц. Но 15 декабря 1997 года покушение удалось. Получив два пистолета, киллеры спустились вниз по улице и спрятались в темном углу рядом с домом Прокопьева, ожидая его приезда. Когда тот подъехал к дому и стал выходить из машины, они выскочили из укрытия и открыли стрельбу. Получив несколько пуль в грудь, Сергей Прокопьев скончался. Зато повезло его водителю Павленко. У стрелявшего в него Чайкуна заклинило пистолет. Пока он пытался справиться с оружием, водитель спрятался за колесом авто, притворившись убитым. Бросив оружие, киллеры подбежали к «Ниве», там переоделись, чтобы затем сжечь одежду. Потом они пересели в микроавтобус и отправились к Грузину. Домой в Партенит, чтобы замести следы, бандиты поехали по горной дороге. В пути Саньков выдал «премию» киллерам — по 2500 грн. каждому.
Интересно то, что в обвинительном заключении было сказано, что это убийство готовилось якобы «на почве корыстных личных неприязненных отношений, возникших в связи с долговыми обязательствами». Сам же Грузин потом заявил, что Прокопьев стал его шантажировать и заставлял работать на себя. Заявление выглядело смешно: как мог Прокопьев терроризировать неадекватного и агрессивного Валеру Грузина, который насиловал, избивал и убивал людей зачастую просто в порыве гнева? Правоохранителей устроила «долговая» версия, и на этом в деле убийства Сергея Прокопьева была поставлена точка.
Валерий Саньков (вместе со своим главным киллером Валерием Пахарем) был приговорен к пожизненному заключению за 40 эпизодов преступной деятельности банды, в том числе 5 умышленных убийств, 2 покушения на умышленное убийство и еще 32 преступления — грабежи, разбои, вымогательства.
Досидеть свой срок до конца Грузину не удалось, по официальной версии, он умер в заключении. Однако информированные источники сообщают, что Санькова попросту устранили. Кто и зачем, неизвестно.
Головизин и его бизнес-партнер
За семь месяцев до убийства Прокопьева был расстрелян председатель Фонда госимущества Алексей Головизин (в прошлом сильный и авторитетный хозяйственник, затем высокопоставленный чиновник, в свое время возглавлявший предвыборную кампанию Леонида Кучмы в Крыму). Утром 16 мая 1997 года его нашли на лестничной площадке дома еще живого, с несколькими ранениями в голову и грудь. По дороге в больницу Головизин скончался.
Поначалу правоохранители даже заявили, что исполнитель убийства известен и находится в России, однако обвинение так и не было никому предъявлено. По одной из версий, многим не нравилась принципиальная позиция Головизина в отстаивании государственных интересов в вопросах, связанных с приватизацией и собственностью (Головизин перед смертью неоднократно заявлял о намерении начать приватизацию санаторно-курортного комплекса). Другая версия: убийство Алексея Головизина, возглавлявшего предвыборный штаб Кучмы в Крыму, — демонстративный вызов, брошенный криминальным миром государственной власти.
Трудно поверить в то, что, как теперь сообщают информированные источники, бизнес-партнер Головизина Сергей Прокопьев был убит по банальной причине личных неприязненных отношений с партенитским бандитом Саньковым. Очевидно, что убийство председателя Конгресса русских общин Крыма и просто весьма обеспеченного человека С. Прокопьева было заказным. Кто сделал этот заказ? Вариантов ответов много. Мотивы для покушения были у всех, кто оказался причастен к деятельности Сергея Прокопьева.
Взаимовыгодные связи
Возможно, у Прокопьева и Головизина был один убийца. Как мы уже сказали, этих двух людей связывал общий бизнес, заключавшийся в том, что они являлись совладельцами ООО «Партнер». Также вместе Головизин и Прокопьев купили кооперативный проектно-изыскательский институт «Крымагропроект» посредством предприятия «Динатос», организованного Сергеем Прокопьевым. В «Динатос» входил Юрий М-ский (фамилии фигурантов не называем, так как все они довольно известные личности).
Юрий М-ский — бывший сотрудник СИЗО ГУ МВД Украины в Крыму (в прошлом член ОПГ «Сейлем»). После увольнения из СИЗО уехал в Москву, где работал охранником депутата Госдумы Р. (фамилию этого человека мы сознательно не называем, так как он сейчас один из самых известных российских политиков). Последний в свое время водил знакомство с известным севастопольским криминальным авторитетом Евгением Поданевым, который также являлся председателем Христианско-демократической партии Крыма, и его недругом «сейлемовцем» Сергеем Воронковым. Этим двум авторитетам Р. представил Юру М-ского. Через Р. М-ский познакомился с председателем Конгресса русских общин Крыма Сергеем Прокопьевым и начал с ним сотрудничать. Возможно, по его указке и был убит Прокопьев из-за разногласий в организации работы русского движения.
Компьютерное мошенничество
Юрий М-ский сотрудничал с Сергеем Прокопьевым не просто как представитель Конгресса русских общин в Крыму. Известно, что в 1996 году он даже якобы помогал последнему разобраться с «неприятностями», возникшими с Ленинским ликероводочным заводом.
История с этим ЛВЗ весьма запутанная. Один ушлый предприниматель Андрей Г-ров провернул достаточно удачную аферу с компьютерами: взял кредит в одном из «сейлемовских» банков на покупку компьютеров. Эту технику оставил в залог «башмаковскому» банку и опять же взял кредит. В итоге получилось, что аферист «кинул» две «семьи».
В скором времени все раскрылось, и компьютеры забрал «сейлемовский» банк на тех основаниях, что его якобы «кинули» первым, а «башмаковский» банк остался, что называется, с носом. Сергей Прокопьев тесно сотрудничал с этим банком, поэтому начал усиленно разыскивать афериста Г-рова. Нашел он его быстро, и тот не на шутку перепугался и быстро во всем сознался. Рассказал, как провернул аферу, и признался, что отстегнул приличную сумму директору «сейлемовского» банка Михаилу В-кову (1,5 млн. у.е.). В поисках утраченной наличности Прокопьев выяснил, что пропавшие деньги аферисты вложили в Ленинский ликероводочный завод (что интересно, здесь выпускали «употребляемый» спирт под видом лосьона для очищения рук и лица). После долгих разбирательств завод был арестован, но украденные деньги так и не вернулись. Весь гнев «конгрессмена» обрушился на директора «сейлемовского» банка Михаила В-кова, который, по предположению Сергея Прокопьева, и закрутил всю эту аферу. Если верить имеющейся у нас оперативной информации, Прокопьев не нашел ничего лучшего, как заказать его убийство партенитскому бандиту Валере Грузину. Но по той же информации, сам В-ков перекупил Грузина и, возможно, заказал Сергея Прокопьева. (К слову сказать, Андрей Г-ров и сам Михаил В-ков сейчас весьма крупные бизнесмены: общаются, дружат, сотрудничают…)
Есть и другая версия. Покушение на Сергея Прокопьева могло быть организовано «башмаками». Дело в том, что он в свое время поддерживал тесную связь с Олегом Дзюбой, которого называют заказчиком убийства Виктора Башмакова летом 1994 года, и тень подозрения в причастности к организации расстрела главного «башмака» могла упасть и на Прокопьева.
Сейчас остается лишь предполагать, кто мог заказать Сергея Прокопьева. Однако рано или поздно все тайное становится явным… Или еще более тайным.
Юлия Исрафилова, Крым, Первая Крымская
Tweet