Автомобильные «пирамиды» – на смену квартирным?
«Покупка в группах», по словам идеологов подобных продаж, — дешевый и быстрый способ приобрести автомобиль. Тем не менее, Госфинуслуг и специалисты предостерегают от возможности попасть в банальную «пирамиду», воспользовавшись услугами таких организаций… На первый взгляд, приобрести автомобиль можно либо за собственные деньги, либо взять кредит в банке. Но простого украинца оба эти пути пока мало привлекают. Выложить всю сумму за машину сразу получается далеко не всегда, а банковские ссуды нередко отпугивают высокими процентами. В последнее время все чаще рекламируется иной способ приобретения машины. Это так называемые «покупки в группах» — организациях, которые обещают своим участникам машину в течение очень короткого периода времени при минимальной плате за кредит. Вместе с тем в Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг и финансисты серьезно обеспокоены появлением таких учреждений. По их мнению, это простые «пирамиды», в которые со временем могут попасть доверчивые граждане. На примере одной из подобных групп «Дело» попробовало разобраться, обоснованы ли опасения специалистов. Как работает «Автоплан» Компания «АІСЕ Украина» предлагает систему «Автоплан». Она подразумевает, что вы станете владельцем автомобиля максимум за семь лет, внося 5%-ную ежегодную плату за «кредит» при 3%-ном первоначальном взносе.
Фирма собирает группу из 168 человек, с каждым из них заключает договор о «предоставлении услуг, направленных на покупку автомобиля». В соглашении прописывается цена машины и отмечается, что полную ее стоимость клиент должен выплатить за семь лет (84 месяца). Таким образом, ежемесячно вы должны будете вносить 1/84 цены автомобиля. Естественно, дополнительно оплачиваются услуги компании и осуществляются страховые взносы. В договоре это 0,35% и 0,065% стоимости автомобиля соответственно. По сравнению с банковскими ставками они выглядят ничтожными. Однако сразу после подписания договора возникает первая неожиданность — первоначальный взнос в размере 3% стоимости автомобиля не входит в ежемесячные платежи.
Как говорится в Правилах осуществления деятельности «Автоплана» (далее — просто Правила), такой аванс покрывает расходы, которые понесла фирма в связи с вступлением участника в систему покупки в группах. Таким образом, первый взнос в «Автоплан» составляет чуть больше 4,5% стоимости машины (аванс плюс первый ежемесячный взнос с учетом платы за услуги компании и страхового взноса с учетом НДС). Средств, собранных от уплаты ежемесячного взноса всеми участниками группы, хватает на покупку двух машин среднего класса. Одна них достается тому, кто сделал больше взносов (1/84 — минимальный ежемесячный платеж, который при желании можно увеличить). Второе авто разыгрывается в лотерею (при помощи лототрона) или выставляется на аукцион, то есть его владельцем становится тот, кто согласится сделать большее количество взносов, если получит автомобиль. Затем участники группы, включая тех, кто автомобиль уже получил, продолжают делать платежи.
Так продолжается до тех пор, пока все взносы не будут оплачены и все машины разыграны. Может показаться, что все участники системы отличаются только тем, что кто-то из них получит желанное средство передвижения через месяц, а кто-то — через семь лет. На самом деле все они в итоге столкнутся с одними и теми же неприятностями. Нюансы договора Вторая неприятность, с которой вы обязательно столкнетесь, вступив в группу, — периодический рост цены на автомобиль. Несмотря на то, что стоимость машины фиксируется в приложении №1 к договору, в Правилах (приложение № 2) четко прописано, что цена машины «ежемесячно устанавливается производителем или импортером и является базовой величиной для определения размера чистого взноса, административных платежей, страхового взноса и других платежей, предусмотренных этими правилами».
Проще говоря, стоимость может расти каждый месяц, соответственно, будут увеличиваться плата за услуги компании и страховые платежи.
Если вы, будучи уже в группе, вдруг поймете, что это не так выгодно, как казалось поначалу, то выйти из нее уже не сможете. Точнее, сможете, и, более того, вам даже вернут внесенные деньги, но лишь после того, как группа будет закрыта (то есть когда все ее участники получат автомобили). А когда это произойдет и произойдет ли вообще (при таком-то росте цен!), сказать сложно. Средства, внесенные в качестве административных и страховых платежей, а также первоначальный взнос, естественно, не возвращаются. И еще один важный момент. Если вы почему-то не внесете три последовательных или «выборочных» (в Правилах так и записано) платежа, группа расторгнет с вами соглашение в одностороннем порядке.
При этом она обещает вернуть уплаченные взносы после закрытия, но с учетом 20% штрафа. Все это оговорено в Правилах, которые при подписании договора, как правило, никто внимательно не изучает.
Самые известные организации, предоставляющие услуги покупок в группах
Наименование | Вид деятельности | Количество отделений по Украине |
Украинская группа «Капитал» | Покупка недвижимости, автомобилей, сельхозтехники, стройматериалов, бытовой техники и других товаров в группах | 67 |
AICE Украина | Покупка автомобилей в группах (система «Автоплан») | 52 |
«Автоклуб» | Покупка автомобилей в группах | 7 |
«Житловый альянс» | Покупка недвижимости в группах | Нет данных |
«Жилищная перспектива» | Покупка недвижимости в группах | Нет данных |
Ирина Светикова, «ДЕЛО»
Tweet