Гибридная война против Украины – ничего ещё не закончилось
Единственно, что следует понимать, – в обозримом будущем гибридная война будет продолжаться. Обе стороны в тупике и обвинения в бессмысленности боевых действий станут только нарастать, как и бегство от реальности или попытки просто не замечать происходящего на фронте. Мало кто воспринимает ситуацию серьёзно, и очень зря. Ничего ещё не кончилось.
Пасхальные куличи, метровые колбасы, корзинки яиц и литры хорошего алкоголя на фоне целой недели выходных окончательно расслабили народ. Ну, а почему бы стране, живущей от кредита до кредита, потерявшей два областных центра и Крым хорошенько не отдохнуть, не вспомнить войну 70-летней давности или не устроить сиесту посреди весны? Тем более что ни дефолта, ни скачков от мороза без газа, ни нападения мистера Путина опять не случилось. Мир, труд, май.
Вскапывается дача, шкворчит на мангале шашлык и тёплый ветер щекочет ноздри запахами цветов. Разлом между двумя частями Украины – воюющей и мирной – оформился окончательно. Именно этой весной. Прошлой обывателя пугал прорыв к Дебальцево, свежи были истории о коридоре в Крым и слухи о неизвестных самолётах на Востоке. Сейчас окончательно стало ясно, что походов на Киев в обозримом будущем не будет, вольницу в зоне АТО прикручивают, а сам конфликт выродился в несколько горячих точек в населённых пунктах, которые можно сосчитать на пальцах одной руки.
Но я не о том, что в тылу пенные вечеринки сменяют мастер-классы по росписи яиц, пока под Марьинкой во время ротации крепко прилетает по батальону «Феникс», а домой везут десантника, убитого снайпером. Это было бы слишком банально – Богу божье, а кесарю кесарево.
Каждый год на службе гибнут десятки полицейских, пожарных, спасателей, парамедиков. Никто особо даже не пытается кричать: «Герои не умирают». Нет никаких иллюзий по поводу солдат: кому-то не повезёт, кто-то выступит в роли жертвы, кто-то будет не готов или крепко наступит на пробку. Такова солдатская судьба – гражданские умирают от панкреатита после неудачных праздников, а мы попадаем на памятные дощечки в школах и в сводки потерь.
Но тут не о лирике, а о влиянии процессов на общество. Сколько официально признали погибших военных за два года? Да, даже не военных – всех павших. До десяти тысяч. С чем можно сравнить цифру? В среднем за сутки не менее 11 человек умирает на дорогах – в год мы теряем до 5 тысяч украинцев от происшествий и аварий. Сильно ли эта цифра влияет на жизнь среднего гражданина? Риторический вопрос.
Все принимающие хоть какое-то участие в этой войне – от солдат и оперативников СБУ до работников заводов и волонтёров – не более 2% от населения, цифры на уровне статистической погрешности и заболеваемости гриппом.
Да, у кого-то погиб родственник, кого-то призвали в очередную волну, у кого-то мобилизованные в семье, есть полтора миллиона переселенцев, но в целом среднего человека конфликт касается чуть менее чем никак – разве что налоговым сбором, который редко больше среднего чека в пиццерии и бесконечными мантрами по телевизору.
Посреди города не роют бомбоубежище, не воет сирена, не хлещут по небу огненные кнуты в поисках БПЛА, не отправляются мобилизованные школьные автобусы с десятками тысяч людей с лопатами на Восток. Народ не посылают на курсы офицеров и медсестёр за 4 месяца, не вручают добровольно-принудительно облигации и не сгоняют собирать на национализированном заводе «Дозоры» за усиленный паёк.
Свидетели военного положения, преступной власти продолжают вещать с виртуальных трибун, крупнейших СМИ и открывать всем глаза на ток-шоу. За два года конфликта мы не ввели даже банальной цензуры, что уж там разговоры о хунте или о режиме внутренней оккупации. Граждане не чувствуют угрозы для себя и своих семей, в информационном поле царит бред о взятии Ростова и фантазии о том, как на днях распадётся РФ. Мало кто способен посмотреть в глаза реальности.
Попробуйте заговорить со средним человеком за войну – в поезде, в кафе, в общественном месте. Проведите такой эксперимент. И окажется, что гибридная война насколько гибридная, что перестала быть источником опасности. Разговор поддержит едва ли каждый десятый, причём реальные для Украины критические угрозы назовут единицы. Большинство просто переведёт тему на то, как олигархи зарабатывают на крови или всё дорожает, а жить надо.
Сюда же с лёгкостью нужно добавить и реформы: необходимо поднять зарплаты, уменьшить коммунальные платежи, посадить всех плохих и победить коррупцию. Понимания, что и реформы, и продолжающаяся война требуют определённых телодвижений от всего населения, нет, и не планирует появляться спустя два года пути.
Конфликт на Востоке – это нечто далёкое, откуда привозят борта с ранеными и на что собирают деньги волонтёры. Где-то там стеной стоят Герои, которые не умирают, и реформаторы-грузины вместе с технократами хотят сделать всем хорошо. Всё – пора посадить помидорчики и отправиться на майские на рыбалку.
Отторжение и попытка зарыть голову в песок – это и вечные недоборы во время мобилизации до 50%; и наборы едва ли по роте за год в самые элитные части НГУ, с зарплатой вдвое выше средней по рынку; и падение интереса к конфликту в быту, объёма волонтёрской помощи и просто банального желания слышать о войне – вполне чёткие ясные маркеры для тех, кто понимает.
Слишком мало людей могут и хотят увидеть, во что превратились курортные Широкино или вполне комфортная до начала мясорубки Станица, и попробовать провести параллели, как война может повлиять на их жизнь. А ведь на Востоке всё ещё далеко не закончилось – это видно и по динамике ситуации на фронте, и по усилению экономической блокады, и по зашедшим в тупик переговорам, и по звоночкам в поле пропаганды или по попыткам формирования «оперативного командования», а по факту третьего корпуса в «Л/ДНР».
Кремль считает Украину своим предпольем, сферой влияния, временно отпавшей частью Империи. Для них мы – «ДНР», у которой получилось. Можно становиться в позу или тратить миллионы долларов на создание информационного проекта «Украина – не Россия», но это всё не в рамках противодействия логике агрессора. Ибо у нас тут есть вполне очевидные вещи, которые бесполезно отрицать.
Финансовая система Украины достаточно чувствительно зависит от дочерних российских банков: «Сбербанка», «ВТБ», «ВЭБ», «Проминвестбанка», один из них признан системным, другой – в топе. ГТС Украины – стратегическая инфраструктура для РФ, при том, что Запад откровенно выкручивает нашим северным соседям руки в плане создания альтернативного маршрута поставки углеводородов в ЕС. Крупнейшие компании связи в Украине с капиталом родом из России, включая лидеров рынка Vodafone и «Киевстар». В разное время под контролем россиян были «Запорожсталь», заметные на рынке страховые игроки, «Карпатнефтехим», 8 облэнерго и два-три десятка крупных компаний. Даже после начала конфликта и наступления эры санкций процент российского капитала и влияния игроков из РФ на украинский рынок, как минимум, внушает.
Обрыв научно-промышленных цепочек и выход из орбиты притяжения северного соседа – дело нескольких тяжёлых лет, и, несмотря на мантры про фашизм и хунту, у Кремля продолжают оставаться здесь свои интересы, которые он будет отстаивать.
Украина всегда была самой активной частью их Империи. Заселение Дальнего Востока, постройка Петербурга, выход к Чёрному морю, освоение Севера, вышки в Тюмени и Сургуте, заводы Сибири, подъём целины в Казахстане – вклад в эти имперские вехи трудовых и интеллектуальных ресурсов Украины трудно переоценить.
Все величайшие в истории войны, включая Вторую мировую, проходили на нашей территории, часто с украинцами по обе стороны шанцев и окопов, мы несли гигантские людские потери и оказывали значительное влияние на ход почти любого конфликта в стране. Крым присоединяли к РИ, в том числе, и солдаты Киевского и Черниговского полков при поддержке казаков Войска Низового. Украинцы нюхали иприт в окопах от моря до моря и умирали за счастье корейцев в Порт-Артуре, освобождали Болгарию и несли свет коммунизма в Йемен и Вьетнам.
Без чернозёмов и сельского хозяйства Украины, без огромного в мерках Восточной Европы рынка и без предприятий ВПК, без людских ресурсов и лидеров Россия навсегда потеряет возможность вырваться из обоймы региональных игроков. Именно поэтому в Украину продолжают заходить российские миллиарды на пропаганду. Именно поэтому тут поддерживают карманные партии и именно поэтому продолжают работать башни баллистической защиты в виде телеканалов РФ, раскрывающих Правду™.
Что бы там не говорили о книге Ложкина, но Украина до сих пор находится в культурном поле РФ – от тысяч игр и книг до фильмов про секретный спецназ и непотопляемого оливье на Новый год. Что это означает для украинцев? Как минимум, то, что мы нужны Империи, что они вещают на нашей волне, причём их бюджеты на пропаганду будут явно потолще – умному этой информации хватит.
Недавно мы общались с девушкой-журналистом, и она напрямую спросила у меня: вот РФ создаёт две дивизии на границе Украины якобы против НАТО, это ведь они с нами будут бодаться? Я по привычке попытался отмахнуться, что это в основе своей распил денег, но ведь факты – упрямая вещь. Россия готовится к большой войне.
Военный бюджет РФ по тратам колеблется между 3-4 местом в мире, уступая только Китаю и США. До 4% ВВП – это не шутка. Помимо арктической группировки и достаточно масштабного перевооружения, РФ формирует новые части дивизионного уровня в Богучаре и Новочеркасске, танковую армию под Москвой и авиационный полк в Мариновке, не говоря уже о стабильном росте численности и количества подразделений в Крыму – группировка постоянной готовности на границе Украины с каждым годом нарастает.
За 2015 год ВС РФ получили 96 самолётов (это не намного меньше всего нашего парка), 400 единиц артиллерийского и танкового вооружения, более 290 ЗРК, на вооружении россиян с момента начала реформы принято не менее 1700 БПЛА, десятки вертолётов, включая тяжёлые ударные машины, медленно продолжает нарастать численность ОТРК и крылатых ракет. По факту оба корпуса «ЛДНР»– это войска постоянной готовности на балансе РФ. Укомплектованность до 60% состава местными жителями не превращает их ни в какие мифические ВСН, это банальный инструмент давления в гибридной войне. Офицеры, инструктора, тыл и ротация этих формирований полностью заточены под штат и логистику из России.
Никогда не задумывались, как 42-миллионная Украина содержит с ротацией и восстановлением боеспособности частей чуть больше 60 тысяч бойцов в красной зоне, пока 7% территории мобилизовали 40 тысяч штыков? В общем, во всём – от сдачи кораблей для ЧФ РФ и до десятков «Стрел-10» на параде в Донецке и Луганске (при том, что трофеи с подтверждением фото можно оценить в один комплекс) – видна тенденция на силовой курс и милитаризацию. Плевать в Кремле хотели на все переговоры и красные линии.
Кроме чисто военных решений, современная российская верхушка в сфере пропаганды прокачала уже все возможные скиллы – ей под силу формирование общественного мнения целых территорий. Можно называть это сознательным зомбированием населения, можно информационной войной, но суть останется та же.
Это так кажется, что тысячи книг про «Сломанные трезубцы», фильмы, в которых «хохлы отвечают за Севастополь», и волны дезинформации из СМИ от топ-блогеров до телеканала «Звезда» не вызывают ничего, кроме брезгливого отвращения от потоков клюквы. В реале – это работает.
Кто мог представить, что опять может сработать карта сепаратизма, например, после ПМР? 25 лет эту территорию не признаёт никто, даже Россия. Поколение человеческой жизни. Треть населения вымерла и уехала. Полное отсутствие перспектив, дипломы, которыми можно подтереться, проблемы с работой и выездом за рубеж. Тотальное отсутствие предпосылок к конфликту: религиозных, этнических, экономических. Он раздут на ровном месте рассказами о запретах русского языка, румынах, которые распиливают пленных на пилораме, сказках об этнических чистках и присоединении к Румынии и ЕС. Ничего не напоминает?
Казачки с тяжёлым оружием, неизвестные самолёты, гранаты, которые грузинские фашисты бросают детям в подвалы Цхинвали, бойцы невидимого фронта из ГРУ, которые, оказывается, всё это время выполняли важную миссию в Абхазии. Повсюду нищета, непропорционально раздутые силовые структуры (ВС ПМР превышают ВС Молдовы, абхазы тратят треть бюджета на силовиков), серая зона и стиральная машина для чёрного нала и контрабаса, а плюсом – военная диктатура. Кто-то ещё может повестись на эту тухлую схему?
Да вот же – «граждане» благословенных «ДНР» и «ЛНР», где взрывают на улицах не последних полевых командиров и снимают министров через подвал. Путин пришёл и ввёл, вот вам постного масла вместо части зарплаты, жители Дебальцево. Кушайте, не обляпайтесь.
Каждый раз, когда говорят о выборе Крыма или «народов Донбасса», я лишь грустно улыбаюсь. Выбор – это вещь вполне формируемая. Казалось бы, никто не должен был бы хотеть превратить свой край в Конго, где половина населения сбежала, а другая управляется электриками и оккупационной военной администрацией, но вот они – проводят парады. Не менее 2 млрд долларов на пропаганду в 2016 году делают своё дело. Оборона, СМИ и внутренняя безопасность – это 3 кита, которых не будут резать, даже если россияне всем скопом снова с тачками переселятся на огороды за аэропортом, как в благословенные 90-е.
Подводя итоги – ничего ещё не закончилось. Я бы мог написать много умных слов о массовой территориальной обороне или самоорганизации, которые нам нужны перед лицом агрессора и в свете статьи, но пытаться это объяснять – это как мочиться против ветра. Половина страны думает, как заработать на пару долларов больше и поставить магнит на счётчик, другая половина – вне политики, за мир и шашлык. 3-4% активных за два года устали до чёртиков и истерик.
Тут не помогут статьи и обзоры – это прерогатива государственной пропаганды и мощных волонтёрских СМИ. Я же не пишу готовых рецептов и не даю советов, я просто высвечиваю проблему крохотным прожектором. Мир стал чертовски опасным местом, понятие войны и мира окончательно размазалось. Россия бомбит лагеря беженцев в Сирии, прикрываясь правом вето в Совете Безопасности, их ВКС там поражают объекты гражданской инфраструктуры, элеваторы и очистные сооружения, вызывая приток беженцев в Европу.
Фронт под Донецком держат осетины из «пятнашки» и абхазы, фронт под Алеппо – хазарейцы, иранцы, афганцы, ливанцы; аэропорт штурмуют чеченцы; в Сирии, и в Грузии, и Украине действуют ЧВК и гибридные отряды под российским командованием. Отложенные территориальные споры, как, например, та же Абхазия не дают никаких гарантий мира в будущем – именно с территории новообразования российские войска нанесли удар во фланг группировке Грузии в «Войне 8.8.8», захватив Поти и Сенаки и отбив Кодори.
Что мы видим? Несмотря на санкции и давление западного мира, Россия продолжает создавать рукотворную зону турбулентности по границам бывших республик, использует самые грязные методы пропаганды, чтобы превращать бывший курортный край в вечную милитаризованную зону или тонкую полоску вдоль реки в анклав, содержащий 4 бригады, когда вся остальная Молдова в состоянии выставить 3.
Мы видим, как Донецк и Луганск обклеиваются объявлениями с призывами разорвать экономику Украины и отжать пенсии. При этом мы видим, как по донецким и луганским улицам на парад едут танковые колонны числом с парк не самой маленькой европейской страны, а в крупных украинских городах почти каждый месяц задерживают диверсантов и бандитское подполье, финансируемое из-за поребрика. Мы видим, как создаётся единая система из спецслужб, армии и дипломатического «зонтика», которой всё равно куда поставлять людей и технику – кораблями через проливы для взятия Пальмиры или железной дорогой в Иловайск для вялотекущей войны.
Все известные помойки пропаганды продолжают работать, телеканалы создают привычный фон об «украинских партнёрах», пока на фронте наших солдат подрывают фугасами и долбят ствольной артиллерией, ловя на ротациях.
Это похоже на долгий путь к миру и работающие санкции?
Да, задачи они себе стали нарезать гораздо скромнее, потому что заставила жизнь, но курс у элиты РФ остался тот же, незыблемый со времён Московии. Откусывать кусок и переваривать его, продолжая давление на соперников пропагандой и экономикой, одновременно отвлекая население от внутренних проблем и нагнетая истерию о врагах.
Эта статья не о том, что всё плохо: и в сегменте обороны, и в поле реформ, и в плане переформатирования отношения к агрессору за два года Украиной сделано многое. Самое главное – мы вырываемся из-за нового железного занавеса, которым Мордор сознательно отгораживается от мира.
Больше никакого балета, дидов, академика Кадырова, уток под трактором, бессмертного полка и гордости за события 70-летней давности при средней жизни мужчины в наших краях 60 с копейками лет. Любые экономические и людские потери от разрыва с северным соседом несравнимы с таковыми в случае сохранения союза с Империей – история доказывала это неоднократно.
Единственно, что следует понимать, – в обозримом будущем гибридная война будет продолжаться. Обе стороны в тупике и обвинения в бессмысленности боевых действий станут только нарастать, как и бегство от реальности или попытки просто не замечать происходящего на фронте. Мало кто воспринимает ситуацию серьёзно, и очень зря.
Ничего ещё не кончилось.
Я знаю парней из УНСО, которые воевали добровольцами в Абхазии и Осетии на стороне грузин. Прошло почти 25 лет, и они снова на фронте против того же противника. Поколение человеческой жизни прожито в череде бесконечного кровопролития, более двух десятков горячих конфликтов по периметру РФ и беспрерывных газовых, шпротных, винных, конфетных «войн» с соседями. Берегите дыхание – марафон на Востоке в самом разгаре. Мы сможем финишировать в нём, только если будем в состоянии раз за разом повторять чудо 14 года – когда страна с разваленной армией и дырой в экономике вышвырнула гибридную армию РФ из десятка крупных городов, заставив втягиваться под санкции в войну на истощение.
Вряд ли мы сможем превратиться в осаждённую крепость, как в Израиле, или в вооружённых до зубов параноиков, как в Иране. Рост экономики под таким давлением – непростая задача. Но прятаться под кровать и самому верить в сказки, что это не наша война, – тоже не выход. Продолжаем бежать и смотреть в глаза своим страхам. При всей тяжести противостояния и серьёзности противника я верю в то, что Украина станет драгоценным эфесом в клинке из стран союзников от Балтийского моря до Грузии – богатых, сильных и независимых. Нужно только пробежать эту проклятую дистанцию.
Берегите дыхание – активным 2% населения очень хочется увидеть, как выглядит финишная лента.
Автор: Кирилл Данильченко «Ронин», petrimazepa.com
Tweet