Холод, голод и запой: на что готовы пойти россияне, чтобы поправить здоровье не ходя к врачу
Почти у половины россиян государственная медицина вызывает лишь недоверие и страх, а на поход к частному врачу не хватает денег. Единственной альтернативой в такой ситуации может остаться возврат к традиционным, «дедовским» методам лечения. Боль. Страх. Голод. Переохлаждение. На что готовы пойти россияне ради того, чтобы поправить здоровье, не обращаясь к врачу
Моржевание
Что придется вытерпеть
Плавание в ледяной воде. Купание в проруби — довольно популярный у россиян способ укрепить иммунитет и избавиться от простудных заболеваний. Медики подтверждают, что занятие зимним плаванием закаляет организм, а многие моржи на этом не останавливаются и уверяют, что оно помогло им вылечиться от хронического заболевания (например, от астмы, бронхита или даже рака на ранней стадии). Некоторые из них, правда, с грустью признают, что стоило им прекратить моржевать, как хвори вернулись.
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД
Известным пропагандистом закаливания ледяной водой на постсоветском пространстве был Порфирий Иванов, «бог моржей», бывший шахтер с образованием из четырех классов начальной школы, создавший собственную уникальную систему достижения здоровья и бессмертия. Иванов принципиально никогда не обращался к врачам, зимой и летом ходил в одних трусах, обливался ледяной колодезной водой дважды в сутки. Вдохновившись его учением, некоторые особенно впечатлительные родители начинают обливать холодной водой своих детей, чего врачи делать категорически не советуют. Подавляющее большинство российских моржей не столь радикальны и советуют начинать закаливание постепенно, с обтирания холодной водой, а потом уже переходить к обливанию и купанию.
Чем это закончится
Распространенное последствие регулярного переохлаждения — простатит и импотенция у мужчин или заболевания детородных органов у женщин. Резкое переохлаждение вызывает серьезную нагрузку на сердце. Людям, страдающим от сердечно-сосудистых, бронхо-легочных заболеваний и болезней щитовидной железы, зимнее плавание абсолютно противопоказано, как бы сами «моржи» ни были уверены в обратном. Ни в коем случае нельзя заниматься моржеванием и людям, страдающим от болезней, вызывающих внезапные приступы.
Лечение собачьей шерстью
Что придется вытерпеть
Ношение колючей одежды. «Среда обитания собак в процессе жизни позволяет им накапливать в шерсти биологически активные вещества, которые при ношении корсета или пояса способны проникать в организм человека, нейтрализуя отрицательные заряды внутри него», — эта маловразумительная фраза повторяется как под копирку на нескольких десятках сайтов, торгующих «собачьей одеждой», и некоторые россияне действительно в это верят. Считается, что пояс из собачьей шерсти помогает вылечиться от болезней почек и позвоночника, а также остеохондроза и радикулита. Собачья шапка излечивает мигрени, носки смягчают боль в ногах, шарф спасает от ангины, а варежки полезны при болях в суставах.
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД
«Собаки не испытывают дискомфорта, когда их подстригают», — предупреждают будущих клиентов в одном из магазинов изделий из собачьей шерсти, а вот о самих покупателях этого не скажешь. Для лучшего целительного эффекта надевать одежду нужно на голое тело, если колется — придется терпеть. Чем толще и грубее пряжа, тем больший «запас энергии» она в себе несет.
Чем это закончится
Собачья шерсть безопасна для всех, кроме аллергиков. Главное — не воспринимать этот метод лечения как панацею и помнить, что, например, мигрень может быть симптомом опухоли мозга, от которой человека не спасет ни одна шапка на свете.
Пчелоужаливание
Что придется вытерпеть
Пчелиные укусы. Лечение пчелоужаливанием — выбор настоящих мазохистов. Ради того, чтобы избавиться, например, от хронического простатита, люди готовы терпеть пчелиные укусы в крайнюю плоть. Апитерапевт (апитерапия — одна из разновидностей альтернативной медицины, в которой используются живые пчелы и продукты пчеловодства) сажает насекомое человеку на самое больное место или поблизости от пораженного органа, либо в так называемую «биологически активную точку».
Сторонники такого метода лечения, как и апологеты акупунктуры, убеждены в существовании на человеческом теле крохотных участков, стимулируя которые, можно излечивать разные заболевания — от тромбофлебита до рассеянного склероза. Начав с одного пчелиного укуса, апитерапевт постепенно увеличивает количество пчел до десяти, курс лечения рассчитан на два месяца. Место каждого укуса может распухнуть и болеть по несколько дней.
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД
«Место укуса болело минут 40, горело огнем, через пару часов образовался немаленький такой инфильтрат, с зудом, краснотой, местным поднятием температуры», — так описывает свои ощущения от неудачного посещения апитерапевта Светлана Кучер, создатель блога «Альтернатива медицине: здоровье и красота без лекарств». — Я мужественно переждала дня три, пока реакция не скатилась на нет, и опять пришла пчелоужаливаться. Посмотрев на след от укуса, мой пчеловод покачал головой и сказал, что сегодня он тоже поставит только одну пчелку и подержит жало в теле с минуту. Этой минуты мне хватило для того, чтобы мою ногу разнесло почти в два раза в диаметре, и уже к вечеру появилась и общая температурная реакция».
Чем это закончится
В небольших дозах пчелиный яд, как правило, не опасен для здоровья человека, но у 2% людей он вызывает аллергическую реакцию, которая может привести к анафилактическому шоку и смерти. Ни одна из апитерапевтических методик не имеет подтверждения с точки зрения доказательной медицины.
Кодирование
Что придется вытерпеть
Настоящий ужас. Самый распространенный способ кодирования от алкоголизма — внутривенная инъекция вещества, от которого пациента начинает трясти или бросает в сильнейший жар. Приведя больного в чувство, нарколог убеждает его, что ввел ему препарат, который будет сохраняться в организме на протяжении года.
Выпей он хотя бы каплю спиртного за это время, кошмарные ощущения повторятся, и он даже может умереть, если «Скорая» не подоспеет вовремя. На самом деле веществ, которые могли бы выводиться из организма при внутривенном введении дольше нескольких дней, практически не существуют в природе, но пациент об этом до поры до времени не подозревает. Есть и другие способы кодирования: гипноз, облучение лазером. Все они основаны на эффекте плацебо. Некоторые наркологи в России и постсоветских странах считают, что человека можно вылечить от алкогольной, наркотической или никотиновой зависимости за один сеанс, внушив ему сильнейший страх смерти.
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД
Изобретатель кодирования, советский нарколог Александр Довженко, брызгал пациентам на язык хлорэтилом, вызывая рвоту, и говорил звучным голосом профессионального гипнотизера: «Я даю вам установку…» Сущность метода заключалась в создании отрицательного условного рефлекса на алкоголь. Казалось бы, обмануть так человека можно лишь единожды, но на форумах, посвященных лечению алкоголизма, хватает несчастных, которые кодировались по несколько раз. Проклиная шарлатанов, которым они вынуждены отдавать за «лечение» немалые деньги, эти люди сохраняют веру в то, что однажды встретят настоящего врача. Того самого, который напугает их так сильно, что рука больше никогда не потянется к бутылке.
Чем это закончится
Запой — распространенное последствие неудачного кодирования. Выждав пару недель, человек, продолжающий страдать зависимостью, решается на глоток алкоголя, понимает, что с ним ничего не произошло, и с новыми силами возвращается к пьянству. Последствия «загула» для самого больного и его близких могут быть абсолютно непредсказуемыми. Научного подтверждения эффективности кодирования не существует.
Лечебное голодание
Что придется вытерпеть
Отказ от пищи. Существуют классическое, сухое (когда больной отказывается и от пищи, и от воды) и уриновое голодание. Писатель и телеведущий Геннадий Малахов называет последнее «венцом всех голоданий». Он рекомендует проводить его так: полностью воздерживаться от пищи три дня или неделю, но выпивать выделяемую мочу. Если втирать мочу в тело во время массажа и ставить клизмы с упаренной уриной, лечебный эффект такой практики окажется еще мощнее. Отказавшись от пищи, можно излечить практически любую болезнь, кроме разве что СПИДа, объясняют на сайте «Голодание для начинающих». Но не беда: окрепший после голодовки организм победит СПИД самостоятельно. Продолжительность классического голодания может составлять до 30-40 и более суток.
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД
Вера в целебную силу голодания основана на псевдонаучной теории о существовании шлаков — вредных веществ, которые якобы накапливаются в организме и портят здоровье, поэтому их необходимо выводить. При голодании по методике Алексея Суворина шлаки должны преобразоваться в белый гной и выйти у человека изо рта. У других голодающих шлаки выходят вместе с камнями из желчного пузыря. По мнению российского физиолога Ринада Минвалеева, вся грязь, которая выходит из «очистившегося» организма у сторонников отказа от питания, образуется у них в результате голодного шока.
Чем это закончится
Для больных сахарным диабетом, хроническим гепатитом, циррозом и некоторыми другими заболеваниями «лечебное» голодание скорее всего окажется смертельным. У голодающих падает иммунитет и развивается анемия. Вернувшись к обычному режиму питанию, они быстро набирают лишний вес: оправившийся от голодовки организм начнет набирать лишние калории буквально «из воздуха».
Биорезонансная терапия
Что придется вытерпеть
Манипуляции с биополем. Сторонники этого метода верят, что электромагнитные волны — панацея. Дело в том, что каждый орган человека генерирует электромагнитное излучение, и в случае патологии его уровень отклоняется от нормального. Для того, чтобы выздороветь, достаточно воздействовать на орган электромагнитными колебаниями нужной амплитуды при помощи аппарата БРТ-терапии, пока он не войдет с ним в резонанс.
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД
«»Лечился» я два года, приходя раз в месяц в этот кабинет, — негодует Михаил Локтев на сайте миссионерского проекта «К Истине». — Мне пояснили, что этого вполне достаточно, да и загрузка у врача была большой, от клиентов отбоя не было. «Лечение» происходило на оборудовании «Имедис» с использованием «электромагнитных волн», которые по версии high-tech-врачей «стимулировали внутренние силы больных органов и уничтожали вредоносных паразитов», если они есть. Потом мне порекомендовали купить аппарат для дополнительного домашнего лечения, чтобы ускорить эффект. И я стал «лечиться» дома. От «лечения» моя гипертония не ушла, а вот давление… поднималось после каждого (!) лечения на приборах. На это врач говорил, что «устраняет мои внутренние заболевания слоями», а некоторые болезни я просто не ощущаю, но они есть (как и «паразиты» в организме)».
Чем это закончится
Вред электромагнитного излучения не менее преувеличен, чем его польза. Аппараты БРТ-терапии дорогие и абсолютно бесполезные игрушки: 35 тысяч рублей за аппарат «Биомедис» на платформе Android и почти 17 тысяч за прибор для цветового и светового воздействия «Светоч», похожий на обычные солнечные очки. Эти приборы больше всего напоминают электрометр: видоизмененный гальванометр, который сайентологи используют в шарлатанских целях, чтобы «зарегистрировать» массу и энергию тяжелых образов в сознании человека, и продают более чем за семь тысяч евро при себестоимости аппарата в 100.
47% россиян не станут обращаться к врачу, заболев не слишком серьезной болезнью. К таким выводам пришли специалисты из Центра социологических исследований РАНХиГС в ходе опроса по методике Евробарометр для мониторинга социальных, экономических и политических ценностей, установок и практик населения РФ в 2014 году. Визиту к специалисту они предпочтут самолечение, звонок другу или поиск лекарства в Интернете.
Вероятная причина этого — специфика доверительных отношений в российском обществе. Значительная часть россиян склонна по умолчанию относиться с недоверием к официальным институтам и их обезличенным представителям (одним из которых является незнакомый врач в районной поликлинике) и с высоким доверием воспринимать слова своих знакомых. Столкнувшись с более тяжелым заболеванием, опрошенные предпочли бы лечение в частной клинике, но позволить его себе могут немногие. Видимо, поэтому таким фатализмом были проникнуты ответы россиян на вопрос социологов «Что вы будете делать, если заболеете?»: «Никуда не буду обращаться, потому что у нас ничего нет, обратиться не к кому», «Я к врачам обращаться не стану», «Страшно пользоваться этими услугами», «Буду молиться» и даже «Остается только повеситься».
Доктор филологических наук Константин Богданов, автор книги «Врачи, пациенты, читатели. Патографические тексты русской культуры XVIII—XIX веков», считает, что процесс утраты доверия к официальной медицине в России идет уже давно, и отсчет здесь нужно вести с первых перестроечных лет:
«Эти годы стали началом индустрии, в которой появление все новых чудотворных целителей сопровождалось расширением рынка парамедицинских услуг. Массовый психоз, связанный с надеждами на целителей-чудотворцев (вспомним хотя бы Кашпировского и Чумака) и различными практиками экстрасенсорного врачевания, подпитывался распространением в России новых религиозных движений, проповедники которых также в массе своей апеллировали не к традиционной, а к «народной» или альтернативной медицине — от уринотерпаии и голодания до манипуляций магического характера.
Интерес к практикам альтернативного врачевания привычно наблюдается в атмосфере надежд на нерациональное изменение ситуации к лучшему, которые характерны для времен идеологических и экономических кризисов. Дело тут не в архаизации сознания, а в изменении характера социального доверия, которое в этих случаях определяется, с одной стороны, настоятельностью лечения, признанием собственной болезни, а с другой, убежденностью в том, что традиционная научная медицина с этой болезнью справиться не может. В свое время социолог Толкотт Парсонс писал, что больной становится больным не тогда, когда у него что-то болит, а когда он готов стать пациентом, подвергнуться медикализации, принять на себя «роль больного». И эти роли сегодня распределяются сложнее, чем когда-то: кто-то идет в клинику, а кто-то к экстрасенсу.
Нужно учитывать, что история медицины в России — это история разных медицин. Вплоть до реформ 1870-х годов, основания земств и организации земской медицины русские крестьяне лечились дедовскими способами — заговорами, молитвами, отварами да примочками. В городах медицина утверждается благодаря усилиям правительства, продолжавшего в этом отношении начинания Петра. Но и здесь восприятие медицины не обходилось без драматизма, а иногда и трагедий — достаточно вспомнить холерные бунты, имевшие место в отечественной истории начиная с 1831 года и вплоть до 1910-х годов. Их жертвами стали многие врачи, боровшиеся с болезнью, но вызывавшие подозрения и страх у населения как отравители и «враги народа». В русском фольклоре в целом преобладают такие сюжеты, в которых врач выступает не помощником, а вредителем и чужаком. «Кто лечит — тот и увечит», — читаем в словаре Даля.
Не только в фольклоре, но и в литературной традиции врачи часто выступают в шутовском и нелепом свете. В России это отношение усугублялось тем, что складывание самой медицинской профессии связывалось в общественном сознании с иностранцами и памятью о «заграничных» нововведениях Петра Первого. В театральных интермедиях XVIII века почти всегда подчеркивалось нерусское происхождение врачей. Схожим образом обстояло дело и в пьесах народного театра XVIII-XIX веков: врач странно выглядит, плохо понимает и говорит по-русски и в конце концов бывает бит: и потому что врач, и потому что иностранец».
Автор: Роман Королев, ТАКИЕ ДЕЛА
Tweet