Вопрос ребром: насколько защищена граница Украины с Беларусью?
Ряд отечественных экспертов выражают беспокойство, причем не без основательное, что все это нашествие мигрантов с польско-белорусской границы рано или поздно может хлынуть (само или по команде) в нашу сторону, пишет УКРИНФОРМ.
«С приходом холодов ситуация с мигрантами превращается в настоящую гуманитарную катастрофу. Число смертей на границе растет… Беларусь рискует превратиться в «отстойник» мигрантов, которые не смогли попасть в ЕС и не собираются уезжать домой. Такие расклады повышают риски и для Украины – у Лукашенко могут попытаться предложить мигрантам альтернативный путь в ЕС», – прогнозирует директор по исследованиям Европейской экспертной ассоциации Мария Авдеева.
«Если мигранты, находящиеся долгое время в лесах и без пищи, на этапе нервного срыва, неконтролируемости, не пробьются в Польшу, то… они могут попытаться перейти украинскую границу», – заявил в эфире одного из украинских телеканалов посол Украины в Республике Польша Андрей Дещица.
«Когда-нибудь противостояние с Польшей закончится, и эти тысячи мигрантов должны будут куда-то деться. Вряд ли Путин станет отвозить их самолетами Аэрофлота туда, откуда они прибыли. Напомню, что у нас границы с четырьмя странами Евросоюза. Представим, если они решат попасть в ЕС через них», – размышляет военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов.
Логично напрашивается вопрос: насколько защищена на сегодняшний день украинско-белорусская граница?
«Год назад Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки проводил выездное заседание на украинско-белорусской границе из-за жалоб пограничников на то, что эта граница практически не оборудована ничем… У нас фактически эта граница существует только на бумаге, на картах. Она не защищена. Ничто не мешает белорусам направить какое-то количество мигрантов на украинскую границу, чтобы просто создать определенные угрозы, конфликты», – говорит народный депутат из фракции «Голос» Сергей Рахманин.
«Если мы со стороны Польши видели какую-то колючую проволоку, то у нас и такого нет. У нас просто леса, где где-то стоят таблички: с этой стороны табличка – Украина, с этой – табличка Беларусь. Мы никогда по объективным причинам не рассматривали эту границу как возможный очаг дестабилизации» – отметил политолог Игар Рейтерович.
Бывший посол Украины в Республике Беларусь Роман Безсмертный подтверждает: «С точки зрения традиционного понимания границы – у нас ее, по сути, нет… Причем нет даже таких элементарных вещей, которые должны быть на границе, как контрольно-следовые полосы, заграждения с колючей проволокой и т.д.».
Зато есть двенадцать переходов…
«Из которых два более или менее оборудованы, один – так себе, а остальные – это лесные дороги, на которых изредка дежурят украинские военные… То есть фактически нет никаких препятствий для того, чтобы кто-то смог попасть с территории Беларуси в Украину, и наоборот», – подчеркнул господин Безсмертный.
В начале 2000-х, в 2010-х годах на белорусско-украинской границе ежесуточно задерживали 25-30 человек, вспоминает он.
«В основном это были собиратели ягод, грибов… Эти люди совершенно не осознавали того, что нарушили государственную границу. Их задерживали и отпускали, потому что контролируемой линии просто не существовало. И до сих пор не существует. Делимитация произошла, то есть на карте все определено, но физическая демаркация… Сегодня этот процесс не завершен», – убеждает Роман Бессмертный.
«Пограничники есть, граница обозначена, но… самой оборудованной границы нет», – констатирует министр внутренних дел Украины Денис Монастырский.
Что ж, ситуация действительно выглядит довольно плачевно… Однако не можем сказать, что сегодня этот вопрос остался без внимания. Украинские силовики готовятся.
«Мы усиливаем наши силы и средства вдоль украинско-белорусской границы. Речь идет о приблизительно 8,5 тысячах дополнительных военнослужащих, которые будут охранять границу и усиливать направления возможного прорыва мигрантов. Речь, безусловно, и о Государственной пограничной службе, и о Национальной гвардии, и о силах Национальной полиции», – рассказал в эфире Радио Свобода первый заместитель главы МВД Евгений Енин.
Кроме того, по его словам, в четырех пограничных областях полиция перешла на усиленный режим несения службы.
«Мы массово информируем население этих регионов и призываем их сообщать стражам порядка любую информацию о появлении в этих районах неизвестных лиц. Мы подтянули вертолеты, бронированную технику к местам, где возможны прорывы украинской границы. Мы не допустим никаких провокаций на нашей границе и готовы применять все силы и средства, предусмотренные законодательством Украины. Мы будем действовать исключительно в рамках действующего законодательства. В то же время, будем реагировать крайне жестко на все возможные провокации и факты или попытки нарушения режима государственной границы Украины. Мы не допустим прорыва мигрантов на нашу территорию», – подчеркнул Енин.
Но достаточно ли этих мер? У экспертов есть сомнения…
«Украинские пограничники должны получить инструкцию по применению средств принуждения, но напомню, что у нас не урегулирована законодательная база. Законопроект №5232… Надеюсь, что на следующей неделе этот документ появится на рассмотрении в парламенте», – говорит Сергей Рахманин.
Подразумевается то, что Госпогранслужба ограничена в применении средств принуждения – спецсредств, оружия, техники. Если этот законопроект вовремя не станет законом, то будут сложности.
«Также СНБО должен заслушать отчеты разведчиков… И рассмотреть возможность введения там чрезвычайного положения, чтобы все те недостатки, которые имеются (на украинско-белорусской границе. – Ред.), можно было бы быстро устранить», – добавил нардеп.
«Мы видим, что поляки только на небольшой отрезок своей границы вынуждены были бросить почти 15 тысяч военных и полицейских. А по данным нашего МВД – готовы только 8,5 тысячи для прикрытия. Можно, конечно, надеяться, что природные границы сыграют нам на руку, потому что в целом эта территория болотистая и тяжелая для больших передвижений», – напоминает политолог-международник, координатор направления политики политики Центр политических студий «Доктрина» Глеб Парфенов.
В то же время политолог не исключает, что мигранты могут найти местных проводников, которые за денежное вознаграждение проведут их, в том числе через Зону Отчуждения.
«В таком случае имеющихся сил может быть недостаточно, потому что они (мигранты. – Ред.) могут пойти фактически откуда угодно – с гомельского направления или с брестского, или вообще через Припять. Считаю, что Украине нужно готовиться более тщательно. Особенно, учитывая то, что сейчас проходят незапланированные внезапные учения россиян – и десантирование, и использование бомбардировочной авиации – и все это в непосредственной близости от наших границ», – добавил эксперт.
Роман Безсмертный убеждает, что в данном случае нужно «бить» не столько по последствиям, хотя это также важно, сколько по причине. А причиной является Кремль в лице Путина. Это он организует все эти провокации. А Лукашенко – субподрядчик.
«Нужна координация действий между Киевом, Варшавой и Вильнюсом. Причем, объединение усилий должны быть не только гуманитарного или социального планов, но и оперативно-тактического, военно-политического, военно-стратегического и т.д. Надо понимать, что, кроме вещей, о которых мы с вами говорим, Беларусь сейчас превращается в российский военно-политический плацдарм, несущий колоссальную угрозу не только Украине, но и европейским государствам», – отмечает бывший посол Украины в Минске.
На юге – угроза из Крыма, на востоке – Донбасс, на севере – Беларусь, на юго-западе – Приднестровье.
«Представляете в каком сейчас окружении находится наше государство? Это наш шанс. Мы должны воспользоваться этой ситуацией, и вместе с литовцами и поляками объяснять происходящее Европе и предлагать соответствующие меры. И целью этих мер должны быть Путин и Лукашенко. Буйных нужно связывать, иначе мы все время будем в состоянии тревоги», – подчеркнул Роман Безсмертный.
Похоже, в высоких кабинетах это тоже понимают. Как сообщил секретарь СНБО Алексей Данилов, на фоне ситуации с мигрантами в Луцке ожидается совещание с министрами и, вероятно, послами Польши и Литвы: «Будем решать, как мы будем отвечать на эти вызовы».
Итак, предварительный итог таков: угроза реальна и конкретна, имеем вполне адекватную реакцию. Впрочем, точку ставить пока рано, продолжаем следить за ситуацией.
Автор: Мирослав Лискович. Киев; УКРИНФОРМ