Казус Михо

Саакашвили лишили украинского гражданства. Повод для этого – мол, он предоставил недостоверную информацию, не указав, что на него в Грузии заведено уголовное дело – выглядит даже не смешно, а откровенно издевательски. Можно подумать, что в Миграционной службе Украины этого не знали в 2015-м! Но это только на первый взгляд выглядит так, будто власть хотела избавиться от опасного конкурента. Нет, пару-тройку процентов Саакашвили со своим Движением мог бы «отгрызть» на выборах.

 «Украинский период» Михо Саакашвили не слишком много дал ему лично, но для Украины – это повод разобраться самой с собой, отмечает Укринформ.

Но как серьезного конкурента, похоже, его уже не меньше года, «наверху» не рассматривают, потому что нет для этого никаких поводов. Что тогда? Вероятно, лишение Саакашвили гражданства связано с недавним визитом Президента Порошенко в Грузию. Там Саакашвили для официального Тбилиси до сих пор играет роль красной тряпки. Так зачем Украине иметь эти неприятности? Пусть об экс-президенте Грузии отныне заботится кто-то другой, для кого он остается символом успешных грузинских реформ и авторитетом в политике.

Впрочем, сказать это, возможно, было бы достаточно, если, учитывая украинские реалии, на нее не стоило бы посмотреть шире.

Михеил Саакашвили побыл в статусе гражданина Украины чуть более двух лет. Достаточно ли это для того, чтобы делать выводы о том, понравились ли друг другу Украина и бывший президент Грузии? Может, настоящего чувства и не возникло, но польза таки есть. По крайней мере для нас. Даже больше – Саакашвили сыграл для украинцев роль окончательной прививки от болезни напрасных надежд: не приедет к нам откуда-то гений-реформатор и все за нас не «решит».

Приходили и уходили, конечно, и другие – Абрамавичус и Яресько (Ульяна Супрун, и.о. главы Минздрава, возможно, еще сыграет свою роль исключения, подтверждающего правило), другие грузины, но экс-президент и экс-глава Одесской ОГА – это последняя капля. Самим надо научиться, наконец, выдвигать адекватных лидеров, самим надо становиться эффективными управленцами. Если мы это благодаря ему окончательно поняли, то лишь поэтому нам стоит искренне поблагодарить бывшего гражданина Украйны Михеилуа Саакашвили.

Собственно, разочарование в том, что делает Саакашвили, и какая вокруг него складывается аура, назревало давно. Он явно был чужимна украинском политическом поле, в нем можно было сразу распознать человека, который здесь не приживется. Его начальные попытки отблагодарить власть за убежище – как та попытка осенью 2015 года агитировать на промежуточных выборах в Чернигове за известного ныне депутата БПП – были откровенно неуклюжими. Его первые недели в Одессе поражали размахом инициатив и смелостью суждений (помните, как он «разбирался» с Одесской прокуратурой, инспектировал остатки дороги Одесса-Рени?), но очень быстро все это уходило в песок и становилось не больше, чем ТВ-сюжетом для пиара.

Ему, бывшему президенту, хотелось быть на вершине пирамиды власти, где самому ничего конкретного делать не надо, а надо лишь демонстрировать суровость к подчиненным и саботажникам и играть, как в свое время на родине, в Грузии, роль символа радикальных и победных изменений. А в Одессе он оказался, если не у подножия властной пирамиды, то не выше ее незаметной широкой публике середины. Скажете, украинское чиновничество съело варяга-Саакашвили? Да, съело. Но что ему оставалось делать? Человек без украинских связей, не говоря уже об украинском опыте, каким бы он не был… Так что «хрум», дорогой генацвале – и все.

Саакашвили в качестве претендента на место лидера украинской оппозиции – то было еще смешнее. Сначала, зимой 2016 года, к нему хитнулась определенная часть активно настроенных украинцев, тех, для кого Майдан – это не только слово тюркского происхождения и более чем средство для построения собственной карьерной лестницы. Те, кто устал от топтания на месте и ощущения непобедимости украинской коррупции, схватились за него, как за предпоследнюю надежду: Михо сможет, Михо им покажет! Ох, как же это снова было наивно!

…На первые региональные сборы «Движения новых сил» было не пробиться. Но очень быстро активисты были неприятно поражены и ощущением того, что лидер не до конца искренен и, на самом деле, он не знает, что делать, а надеется на волну, которая вынесет». Испугались тогда и того, как очень «по-диктаторски» Саакашвили умеет заводить себя на трибуне, и того, какая именно специфическая и давно всем известная публика стала стеной вокруг него, натренированно не подпуская «конкурентов» к вождю. Михо противодействовать этому не стал, а скорее, не смог, потому что не захотел. Результат не заставил себя ждать: за считанные месяцы ДНС сошло сначала на обочину украинского политикума, а потом – исчезло из поля зрения.

Потом – бесконечные попытки с кем-нибудь объединиться. Многочисленные «сливы» в СМИ: Саакашвили договорился с Садовым, которого сильно потрепал «мусорный кризис», с Гриценко, который уже неизвестно кого представляет, с Наливайченко, который «разошелся с Тимошенко». Финал этой трагикомедии мы все наблюдали буквально несколько дней назад, когда Минюст перерегистрировал «Движение Саакашвили» на «Движение Михеила Саакашвили»… Что это было? Это украинский политикум, который в совершенстве освоил технологии создания «двойников» – кандидатов и партий – послал Михо свой последний издевательский привет.

Можно теперь прогнозировать, что дважды экс будет оспаривать в суде лишение гражданства. Хотя на самом деле – ему поблагодарить надо: такой прекрасный повод умыть руки – ну, не получилось – и как можно быстрее направиться дальше на Запад, на почетную политическую пенсию на должности профессора политических наук одного из американских университетов далеко не первого ряда. Почему-то думается, что так Михо и поступит.

…Ѕіс transit Gloria mundi – Так проходит мирская слава.

Автор: Сергей Тихий, Киев, УКРИНФОРМ

 

You may also like...