Запахались… «Земельный» бардак в Украине чреват неурожаем и распродажей земель «втемную»
Украинские латифундисты устали арендовать земельные паи в надежде на отмену запрета на свободную торговлю участками. Политики явно заигрались в фиктивную «защиту крестьян», и крупный капитал уходит с рынка. И плодородные наделы попросту разворовывают. Грядет массовая распродажа земель.
Приехав минувшей осенью на свои поля, бизнесмен Анатолий Гайворонский, арендующий около тысячи гектаров пашни в Днепропетровской области, обнаружил, что его урожай собирают чужие комбайны. Попытки фермера выяснить причины вторжения на контролируемые им земли окончились тем, что визитеры вывезли его в лес и избили.
За это время техника «захватчиков» окончательно обчистила его поля. Позже Гайворонскому объяснили: такой ценой ему пришлось расплатиться за то, что он переманил десяток крестьян с их земельными паями у более сильного конкурента, арендующего в области свыше 20 тыс. га пашни. С тех пор прошло более полутора лет, и ситуация на рынке земли изменилась кардинально.
Терпение лопнуло
Поражение в борьбе за отмену моратория на продажу сельскохозяйственной земли заставило крупнейших латифундистов пересмотреть свое отношение к украинским черноземам (см. «Топ-25 украинских латифундистов»). Если в докризисные времена они были готовы выкладывать миллионы за их аренду, рассчитывая на скорейшее открытие рынка, то сейчас начали избавляться от части подконтрольных земель. «Набрать 100 тыс. га не проблема. Но если ничего на этой земле не делать, то это минус $6 млн в год просто на оплате аренды, — разводит руками Вадим Могила, совладелец и гендиректор НПФ «Синтал-Д» (основной бенефициар — Николай Толмачев, группа ТММ). — Так что сейчас этот актив будут продавать ниже той цены, по которой его брали».
«Большое количество собственников крупных компаний готовы продать свой бизнес стратегическому инвестору, наращивание земельных банков приостановилось», — подтверждает Николай Пиль, директор по связям с общественностью «Ленд Вест компани». Данила Корилкевич, совладелец агрохолдинга «Ленд Вест», — один из них. Сейчас компания избавляется от части подконтрольной земли, а некоторые наделы переводит в создаваемый г-ном Корилкевичем совместно с партнерами новый холдинг «Укрмилкинвест». В результате «Ленд Вест» теряет половину земельного банка — из 164 тыс. га остается только 80 тыс.
Сокрушительно закончилась земельная гонка и для англичанина Ричарда Спинкса. На конец 2008 года совместно с несколькими партнерами по компании «Лендком» он контролировал 115 тыс. га земли (из них обрабатывалось менее 20%). В этом году украинский латифундист британского происхождения решил сократить земельный банк на 35% — до 75 тыс. га. «Это логистика. Мы брали в Житомире 20 тыс. га — это слишком далеко от нас: мы работаем в Западной Украине», — пояснил «ВД» г-н Спинкс. — К тому же украинские поля находятся в плохом состоянии, их очень дорого обрабатывать».
Уменьшил земельное влияние и Ефим Звягильский, нардеп от ПР и почетный президент шахты имени Засядько, владеющей агрофирмой «Шахтер». Из 80 тыс. га подконтрольных земель здесь оставили чуть более 60 тыс. «2009-2010 годы продемонстрируют большое количество сделок по приобретению, слиянию и поглощению, в т. ч. и среди игроков рынка земли, — убежден Максим Копейчиков, партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры». — Новые игроки также будут форсировать снятие моратория».
Поражение латифундистов
Уход крупного капитала с рынка земли стартовал сразу после провала очередной попытки отменить мораторий на продажу сельскохозяйственных участков. Таким стал исход жесткой, но почти незаметной для общества двухлетней войны за контроль над распределением сельскохозяйственной земли в Украине. Эту войну ведут две мощнейшие группы — собственники частных земельных банков (добиваются отмены моратория на продажу сельскохозяйственной земли) и владельцы административного ресурса, позволяющего фактическую распродажу огромных участков через решения различных государственных ведомств (выступают за продление моратория). Самым мощным политическим игроком на рынке земли сегодня является Богдан Губский, отвечающий в БЮТ за земельные вопросы.
Ему приписывают влияние на Госкомзем, а также на ряд местных советов. Ограничить рост влияния БЮТ на рынок земли всячески пытается Виктор Ющенко, выступая таким образом союзником крупнейших латифундистов. Президент дважды ветировал принятый в конце 2008-го закон, продлевающий запрет на продажу сельхозземель, но Верховная Рада, не в последнюю очередь стараниями Богдана Губского, оба раза преодолевала вето и продолжила действие моратория еще на год.
В Ассоциации фермеров и частных землевладельцев, категорически протестующей против запуска продажи сельхозземли в ближайшее время, положительно восприняли такое решение парламента. «Я очень хорошо знаю по собственному опыту главы комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений IV созыва, как умело лоббировался этот вопрос (об отмене моратория — прим. «ВД»).
Предпринимались даже попытки без ведома комитета поставить на повестку дня законопроект о рынке земли, — заверил «ВД» Иван Томич, председатель Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины. — Такие шаги делаются и сейчас. Я разговаривал с нынешним главой комитета Николаем Присяжнюком. Он говорит, что у него тоже есть подобные случаи. Компании, контролирующие сотни тысяч гектаров земли в Украине, слишком заинтересованы в отмене моратория».
Но главный приз в этой борьбе достался вовсе не средним и мелким фермерам, противящимся скорейшему снятию моратория, а игрокам теневого рынка земли. «Всегда проще ловить рыбу в мутной воде, — констатирует Вадим Могила. — Ни для кого не секрет, что существуют различные схемы отчуждения земли, например, путем изменения их целевого назначения. Конечно, глупо было бы этим не пользоваться». В конце прошлого года Госкомзем оценивал объем теневого рынка земли в 800 млрд грн. Благодаря продлению моратория перераспределение сельхозземли по теневым схемам стало приоритетным.
Отмены моратория добьются… шейхи?
Будущее борьбы за контроль над распределением украинской сельскохозяйственной земли во многом определят богатые страны Востока и Азии, оказавшиеся перед угрозой продовольственного кризиса. Руководители Китая, Японии, Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Ливии открыто заявляют о намерениях скупать плодородные черноземы Восточной Европы с целью дальнейшего импорта урожая. Украина, как обладательница крупнейших в Европе аграрных площадей, представляет для них особый интерес.
«Есть мировая проблема продовольствия: население многих стран голодает, а уровень цен на продукты питания растет и, как ожидается, будет расти и в будущем, — отмечает Валерий Геец, директор Института прогнозирования экономики НАН Украины. — В связи с этим многие страны на правительственном уровне определились, что будут поддерживать свои агрокомпании, скупающие земельные ресурсы за рубежом». Собственно, с прицелом именно на эти страны многие нынешние крупные латифундисты на протяжении нескольких последних лет скупали землю — для последующей перепродажи. Но их надежды не оправдались.
Пока мораторий в действии, «голодные» восточные покупатели предпочитают не рисковать. На сегодняшний день только несколько ливийских компаний, при содействии президента этой страны Муаммара Каддафи, пошли на то, чтобы обрабатывать украинские земли на условиях аренды (получив в пользование совместно с группой ИСД Сергея Таруты 100 тыс. га земли).
Любопытно, что в украинском правительстве об интересе восточных скупщиков не только знают, но и готовы с ними активно сотрудничать. «Коллег из стран Саудовской Аравии, ОАЭ, Ливии мы нацеливаем на то, что нужно работать в нынешних реалиях, которые четко прописаны в действующем законодательстве: на условиях аренды земельных участков совместно с украинскими партнерами возможно осуществлять инвестиционную деятельность в Украине», — говорит Юрий Мельник, министр аграрной политики Украины. — Они, конечно, задают вопросы, будет продаваться земля или нет, но, в принципе, понимают то правовое поле, которое сегодня создано».
Ждать изменения этого правового поля украинские латифундисты, похоже, устали. Массовая распродажа земель грозит обернуться падением объемов урожая уже в этом году. По мнению Антона Шишкина, основателя холдинга «Укрзернопром», оптимистичные прогнозы Министерства агрополитики относительно того, что объемы собранного урожая сохранятся на прошлогоднем уровне (около 53 млн т), не оправдаются: он окажется почти вдвое меньшим, чем прошлогодний, — 20-25 млн тонн зерновых. И причиной станет не погода, а резкое падение интереса к сельскому хозяйству крупного бизнеса.
Алиса Юрченко, Власть денег
Tweet