Реформа образования: преподавателей сократят, нагрузку оставшимся – увеличат. Ректоры молчат
По украинским вузам ползут зловещие слухи о предстоящих массовых сокращениях профессоров и доцентов. Основание для этих слухов — серьезнее не бывает. В ВУЗах сократят до половины преподавателей, а нагрузку увеличат вдвое против мировых стандартов.
12 марта этого года был подписан указ президента Украины №128/2013 «О Национальном плане действий на 2013 г. по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Пунктом 39.2 указа предусмотрено, в частности, следующее: «Подготовка нормативно-правовых актов по приведению в соответствие с европейскими стандартами норм учебной нагрузки преподавателей высших учебных заведений, увеличение показателя количества студентов на одного преподавателя до 18».
Любому хоть немного сведущему человеку сразу бросается в глаза: первая часть этого предложения коренным образом противоречит второй. Ведь европейские стандарты норм учебной нагрузки предусматривают 4–6 студентов на одного преподавателя, и для приведения в соответствие с ними украинской ситуации (9–13 студентов на преподавателя в разных вузах) надо бы говорить о существенном уменьшении показателя учебной нагрузки.
А вот ректоры и деканы уже подсчитали, к чему приведет реализация требования об увеличении показателя количества студентов на одного преподавателя до 18. Де-факто это будет означать необходимость увольнения более чем половины преподавателей ведущих факультетов физического и физико-технического профиля в вузах Украины. Аналогичной окажется ситуация и с подготовкой специалистов по другим естественным и техническим дисциплинам, определяющим научно-технологический прогресс. Не намного в лучшем положении окажутся гуманитарии, — но и здесь об индивидуальном подходе к студенту придется забыть.
Потому половину курсов просто некому будет читать. Чтобы хоть как-то залатать дыры, уже подумывают о том, чтобы одновременно увеличить доцентскую нагрузку до 1600 «горловых» часов в год. Как после этого (написав к тому же многочисленные программы, планы, карточки и отчеты) преподаватель сможет заниматься еще и наукой — никого не волнует. Реалисты понимают: если при сегодняшней нагрузке в 900 часов (нигде больше в цивилизованном мире невиданной) это делается на грани человеческих сил, то при нагрузке в 1600 — университетскую науку можно будет окончательно похоронить.
Таким образом, реализация «реформы» приведет к фактическому разрушению высшего образования в государстве, окончательному упадку научных исследований (сначала — в университетах, а вскорости — и в академических институтах), деградации преподавательского корпуса (ведь, кроме всего, преподаватель должен самосовершенствоваться, обновлять свои знания — а времени на это уже физически не будет), резкому усилению социального напряжения, связанного с появлением огромного количества новых безработных.
Так чем именно обусловлено появление пункта 39.2? Можно было бы легко объяснить все в рамках «теории заговора» — как проявление коварства тех, кто сознательно хочет окончательно и бесповоротно уничтожить образование и науку в Украине. Однако люди осведомленные приводят куда более простое объяснение: в условиях кризиса нынешние властные элиты (готовые ограничить все, кроме собственных аппетитов) просто ищут какие угодно способы бюджетной экономии за счет тех, значения которых они не понимают и с кем в реальной жизни не сталкиваются. К сожалению, преподаватели вузов принадлежат именно к этой категории, — ведь наши «мажоры» сегодня отдают предпочтение образованию за рубежом.
Но как пункт 39.2 «пропустило» руководство МОН, которое, согласно действующей процедуре, должно было визировать этот проект указа? Если бы (гипотетически предположим такую возможность!) что-то подобное готовилось при предыдущем правительстве — как минимум последовало бы острое политическое заявление министра Ивана Вакарчука. Однако министр Дмитрий Табачник до сих пор никак не прокомментировал ситуацию, — а практическая обязанность выполнять новую норму нагрузки (после того, как ее разработают ведомства социально-экономического и фискального блоков) ляжет именно на его министерство.
Не могу не сказать еще об одном. Хотя с момента подписания указа №128/2013 прошло больше месяца, почти все заинтересованные стороны упрямо пытаются не замечать проблему. Только общественные Академия наук высшей школы Украины и Украинское физическое общество обратились к президенту с просьбой внести в злосчастную норму коррективы. Да еще председатель Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Лилия Гриневич старалась доходчиво объяснить массе, чем именно угрожает реализация этой нормы и высшему образованию, и обществу в целом.
Но до сих пор молчат Союз ректоров Украины, Национальная академия педагогических наук, которые, по логике, уже давно должны были бы бить во все колокола. Да и преподаватели хотя бы киевских вузов до сих пор не вышли на Банковую и под Кабмин. (А зря, — походы их коллег из профсоюза НАН Украины иногда помогали «выторговать» у власти хоть что-то для академической науки).
Опыт свидетельствует: общественности иногда удается заставить власть пересмотреть свои самые одиозные решения. Но при одном условии: если находятся люди, готовые перенести защиту общественных интересов в публичную плоскость. А надеяться, что ситуация как-то «рассосется сама собой», и что правительство не выполнит четкого президентского поручения, — по крайней мере, наивно.
Сегодня над украинскими университетами занесен топор. Опустится ли он — зависит от позиции этих же университетов и всего украинского сообщества.
Автор: Максим Стриха, Зеркало недели -Украина
Tweet