БРЮССЕЛЬСКАЯ «КАПУСТА»

На прошлой неделе в Украину подвезли два миллиона европейских денег. Было это так: в очередной раз верхушка «Укртранснафты» съездила с протянутой рукой в Европу. Европейцы нашим подали. Успех! По крайней мере, так оценивает результаты визита глава компании Александр Тодийчук. И хотя в обозримом будущем каспийская нефть из Одессы в Броды не потечет, брюссельские господа заверили украинских ходоков в большой заинтересованности проектом. В подтверждение горячей заинтересованности Еврокомиссия выделила EUR2 млн. на создание рабочей группы, которая продолжит ломать голову над вопросом: а как бы загрузить трубу… Деньги, отпущенные на этот процесс свидетельствуют: дата начала работы «Одесса-Броды» вновь неопределенно отодвигается. В это время чиновники «Укртранснафты» продолжат увлекательные вояжи в Европу. Но какая еще польза от этих двух миллионов – не для функционеров «Укртранснафты» и не для Европы, а для государства Украина? Да никакой. И даже наоборот – больше смахивает на убытки – национальным интересам страны. Выделение Еврокомиссией средств на продолжение разработки бизнес-плана проекта «Одесса-Броды» было подано общественности как щедрый подарок Украине и демонстрация серьезности намерений Европы в отношении нефтепровода. Глава «Укртранснафты» не уставал повторять, что, мол, если ЕС выполнил свое обещание оказать поддержку проекту, то и с загрузкой нефтепровода все у нас сложится. К сожалению, реалии европейского нефтяного рынка заставляют в этом засомневаться. А свой эффектный финансовый жест Еврокомиссия сделала вряд ли, думая о благе Украины.

Эта «капуста» не наша

Первое. Для нефтяного бизнеса сумма в 2 млн. евро ничтожна. Тем более, когда речь идет о таком масштабном проекте как 700-километровый нефтепровод. Для сравнения, по данным агентства FKG Ukraine, на обслуживание уже построенной трубы «Одесса-Броды» ежегодно тратится около 32 млн. грн. (EUR5,1 млн.), а на закупку недостающих объемов технологической нефти понадобится $60-75 млн. Так что говорить о сколько нибудь существенной поддержке не приходится.

Второе. Деньги, выделенные Западом «под Украину», как это повелось, на Западе же и останутся. Достаточно вспомнить история со $125-тысячным грантом Агентства торговли и развития США. Он был потрачен на оплату исследования, проведенного компанией «Halliburton» (США). Не лишним будет упоминание того факта, что именно эту компанию возглавлял нынешний вице-президент США Дик Чейни. Так что эта схема не нова и вцелом представляет что-то вроде внутриамериканской «прачечной». Автор может только порадоваться за США, но в отличие от г-на Тодийчука не находит поводов радоваться за Украину.

Европейцы, выделившие нам грант, очевидно решили не выдумывать велосипед и настроены использовать американский опыт. По словам вице-президента Еврокомиссии Лойолы де Паласио, средства будут направлены на «изучение вопроса достройки трубы до Плоцка», а «осваивать» грант будет новосозданная рабочая группа. Другими словами: здравствуй «бизнес-класс» в белоснежных лайнерах, кофе-брейки и лесть западных консультантов! Возможно, одним из таких консультантов вновь станет PriceWaterhouseCoopers, уже успевший заработать на проекте «Одесса-Броды» около $1.5 млн. из украинской казны.

Наконец, третье. Выделив EUR2 млн. под разработку очередного ТЭО (сколько их уже было!), Еврокомиссия таким образом предоставляет возможность Александру Тодийчуку продлить радость бесконечных презентаций и генерирования всяческих информационных поводов. Теперь «Укртранснафта» на полном основании сможет оправдывать свое бездействие и растрату бюджетных средств составлением расчетов, проведением переговоров, налаживанием контактов…

ЕВРОПЕЙСКИЕ ИГРЫ

Соответственно возникает ряд вопросов: зачем Европе тянуть время, зная, что ничего реального она предложить не сможет, зачем Еврокомиссии тратить EUR2 млн. на сомнительный проект, в конце концов, зачем европейцам устраивать за свой счет общеевропейскую PR-акцию проектов Александра Тодийчука? Вряд ли от горячей любви к Украине.

Ответ на все эти вопросы единственный: чиновников ЕС и США не радует перспектива усиления транзитной роли Украины в регионе. Рано или поздно каспийская нефть пойдет в Европу. И если на тот момент «Одесса-Броды» удастся загрузить российской нефтью на все сто, у Украины появится возможность «перебирать харчами». И тогда уже ходоки из Европы потянутся к киевским боярам. А нынешнее отношение Запада к Украине недвусмысленно выражено в нашумевшем письме трех послов, где нам достаточно цинично указывают на отводимое место.

По большому счету сегодня Украине все равно, кто загрузит «трубу» и в каком направлении потечет по ней нефть. Главное – востребованность «Одесса-Броды», гдавное – деньги, пополнение казны. И коль Европа по объективным причинам сегодня нам не помощник в этом, то почему эта проблема должна волновать украинцев? Мы поступили по-честному: попросили предоставить экономически обоснованные предложения, отвели на это время, терпеливо ждали. Ждали два года – долго и, как оказалось, безрезультатно. В этой игре Европа, словно олимпиец, ценила участие, а не результат. Интересы Украины ее волновали меньше всего.

ВЕРНЕМСЯ К «КАПУСТЕ»

Картина вырисовывается достаточно прозрачная, чтобы не задаться следующим вопросом: почему «Укртранснафта» «ведется» на эту игру? Ответить на него сложнее, чем на предыдущие. По всей логике, вверенная Александру Тодийчуку компания призвана отстаивать национальные интересы – Украины, естественно. А на деле ведется игра в свои ворота. Труба простаивает, Президент и правительство призывают ее наполнить, российские и британские компании выступают с заманчивыми предложениями, но Александр Сергеевич против.

Упорство г-на Тодийчука не перестает удивлять. Как показывает практика, подобное возможно в двух случаях: когда человек не ведает, что творит, либо когда им движет вполне определенный интерес. Маловероятно, чтобы главную нефтетранспортную компанию Украины на протяжении вот уже нескольких лет мог возглавлять дилетант. А посему рассмотрим второй вариант.

Александр Сергеевич был причастен к строительству «Одесса-Броды» с самого начала. Проект нефтепровода разрабатывал руководимый Тодийчуком Институт транспорта нефти. А когда его предшественник Любомир Буняк позволил себе частично профинансировать предвыборную кампанию блока Виктора Ющенко, г-н Тодийчук умело его «подсидел», выступив с идеей объединения всех украинских нефтепроводов под крышей одной компании, наобещав при этом золотые горы новой «трубе».

По сведениям автора, параллельно с работой в нефтетранспортной отрасли, Александр Сергеевич был не чужд строительству. Так, компания «Укрнефтегазизоляция», имеющая опосредованную связь с г-ном Тодейчуком, выполняла «жирный» заказ по прокладке изоляционного покрытия «Одесса-Броды». В свете ожидаемого начала строительства отрезка Броды-Госграница перед Александром Сергеевичем и некоторыми фирмами открываются новые строительные горизонты.

Не менее любопытными выглядят отношения Александра Тодийчука с европейскими структурами. Как только у главы «Укртранснафты» возникают проблемы на родине, ЕС отвечает беглыми очередями заявлений о поддержке проекта, и о возможном выделении денег. И наоборот: при малейшем упоминании слова «реверс», г-н Тодийчук во всей красе проявляет свои бойцовские качества: он стоит до последнего, не щадя живота своего, единственно ради того, чтобы пресечь даже мысли и разговоры о возможности нашего удаления от европейского брата.

Правда порой г-н Тодийчук использует в этой схватке запрещенные приемы. Так, он успел раздать несметное количество невыполненных обещаний. В своих интервью Александр Сергеевич не раз уже сообщал о намерениях той или иной компании посодействовать загрузке «Одесса-Броды». Когда же журналисты решались удостовериться в правдивости его заверений, их всякий раз ждало разочарование.

Любопытное совпадение: не совсем правдивые высказывания Александра Сергеевича и представителей Запада слишком часто по сути едины, разве что провозглашаются они на разных языках. Так на днях и глава «Укртранснафты», и американский посол Карлос Паскуаль заявили о возможности совместного строительства нефтепровода из Словакии в Австрию украинской компанией и российским ЮКОСом. Уже на следующий день россияне опровергли эту информацию, заявив: «ЮКОС интересует пока только один вариант транспортировки нефти – из Бродов в Одессу. Прокачка в противоположном направлении неинтересна ввиду дороговизны этого маршрута. К нам никто не обращался, и не может говорить от имени ЮКОСа». Похоже, у Паскуаля и Тодийчука одни и те же дезинформаторы…

Что связывает Запад с главой «Укртранснафты» – на этот вопрос у нас пока нет ответа. Однако уровень приема, который был организован Тодийчуку со свитой в Брюсселе наглядно показывает, что там встречали своего человека, единомышленника. Автор не исключает, что EUR2 млн., пожертвованные Еврокомиссией с целью застопорить процесс загрузки отечественной «трубы» – это только верхушка айсберга. Очевидно, подноготную мы узнаем по прошествии времени, когда «Одесса-Броды» наконец заработает. Но есть опасения, что на тот момент Александра Тодийчука на посту руководителя «Укртранснафты» уже не будет.

Сергей Петровецкий, для «УК»

You may also like...