Кто и как делил киевский рынок недвижимости
Написание полной истории о том, как происходил «дерибан» украинского рынка недвижимости, еще ждет своего часа. Многие нынешние «гуру» -риэлтеры неохотно делятся воспоминаниями о бурном прошлом. Дабы не развеять миф о том, что всех бандитов и мошенников уже пересадили, а выжили – самые честные. «Благовест»: МВД в помощь
Пресловутая корпорация «Благовест», набившая оскомину у коллег-риэлтеров, пришла на рынок недвижимости в сопровождении нескольких «покровителей». В конце 90-х годов фирма получила устойчивый имидж «савлоховской». То есть, входящую в сферы интересов преступного клана братьев Савлоховых.
Но «бандитский» период не стал знаменательным для развития бизнеса корпорации «Благовест». Компания развивалась сонно. Переломный этап настал в 2000 году, после убийства Таймураза Савлохова и отправки его старшего брата Бориса в места не столь отдаленные, где тот и закончил свои дни. Через два месяца после смерти Таймураза Савлохова «Благовест» заключил эксклюзивный договор о сотрудничестве с… Управлением паспортной, регистрационной и миграционной работы Главного управления административной службы милиции МВД Украины. По условиям договора специалисты Управления обязывались проводить проверку подлинности документов, удостоверяющих личность граждан – клиентов «Благовеста».
Все понимали, что получить такую прерогативу можно было только при условии, если компания готова была отчислять процент покровителям из правоохранительных органов. Чуть позже появилась информация о том, что корпорация «Благовест», сумевшая за весьма короткое время превратиться фактически в монополиста на столичном рынке недвижимости, имеет «благожелателей» и в других силовых структурах Украины.
«Янус»: коммерсанты из Минюста
История накопления первоначального капитала и завоевание киевского рынка недвижимости агентством «Янус» еще более прозаична, чем у «Благовеста». Тут был задействован чисто научный подход в сочетании с административным давлением и прямой заинтересованностью в прибавлении к жалованию чиновников из форпоста законности – Министерства юстиции Украины.
Завоевание риэлтерских вершин «Янусом» началось с публикации в апреле 1998 года приказа тогдашней главы Минюста Сюзанны Станик «О внесении изменений и дополнений в положение о едином реестре для регистрации запретов отчуждения объектов недвижимого имущества».
До этого справки о запрете выдавались в ручном режиме. Скажем, в Киеве этим занималась первая нотариальная контора, которая вела соответствующий реестр. На определенном этапе между Киевским управлением юстиции, первой нотариальной конторой и агентством недвижимости «Янус» были заключены полуустные – полуписьменные соглашения об автоматизации системы учета. Примерно два-три года нарабатывалось программное и техническое обеспечение. Однако львиная доля вырученных при этом внебюджетных средств шла на доплату определенной категории госслужащих. Так, бывший начальник управления юстиции Киева Дмитрий Сокуренко в 1996 году к своей официальной зарплате в 300 гривен имел ежемесячный довесок около 1500 гривен – огромные на то время деньги.
В конечном счете «Янус» разработал вполне приличный программный продукт. И в 1997 году была официально введена компьютеризованная система реестра запретов с центральным сервером у «Януса» и рабочими местами в столичных нотариальных конторах. В итоге был организован «Госинформюст», монополизировавший данный рынок услуг. Во главе этой структуры оказался Владимир Добряков, бывший заместитель директора «Януса» – Олега Охтыня. Таким образом, в руках данного агентства оказался общий реестр недвижимости по всей стране!
Справка «УК». Охтень Олег Иванович, профессиональный физик-программист. Родился в Киеве 26 января 1966 года. В 1989 году окончил Московский физико-технический институт. Работал научным сотрудником Института кибернетики АН Украины. В 1991 году основал агентство недвижимости «Янус». Советник главы Госкомитета связи и информатизации Украины.
Вскоре монопольная рента заявила о себе во весь голос. Цена за справки о запретах отчуждения объектов недвижимого имущества возросла с 10 до 30 гривен. Началось принудительное подключение к системе частных нотариусов. Естественно, прибыль распределялась между «Янусом», «Госинформюстом» (дочерней структурой того же «Януса») и отдельными покровителями из Министерства юстиции.
Кстати, Охтень, Добряков и сотоварищи пошли еще дальше. 6 мая 1998 года вышел приказ министра юстиции №21/5 «Об утверждении положения о Едином реестре доверенностей». Если раньше при оформлении доверенности на вождение автомобиля, продажу недвижимости и т.д. нотариус просто регистрировал в своем журнале этот факт, то теперь полностью повторялась процедура выдачи справки о запрете. То есть, нотариус единоразово платил «Госинформюсту» (а фактически – «Янусу») за весь комплекс услуг по подключению к централизованной компьютерной спецсистеме. А клиенту нужно было платить за каждое обращение к ней (одна справка – 30 гривен). Так обогащался «Янус».
Народные депутаты попытались урезонить министерских «беспредельщиков» и дельцов из «Януса» через Генпрокуратуру. Но ГПУ молча закрыла глаза. Видимо, на нее подействовал неотразимый довод Минюста: единый реестр защищает от подделок. И что с того, что во всем мире это элементарно проверяется у нотариуса, выдавшего документ. Но ведь в этом случае ренту за получение бумажки взять попросту неоткуда!
На этом Минюст и «Янус» не урезонились. На ровном месте они ввели в действие компьютерную систему ведения единого реестра бланков нотариальных документов. По подсчетам специалистов из Ассоциации риэлтеров Украины, при месячной потребности населения страны в 420 тысяч бланков и задействовании существующих программно-технических комплексов ежемесячная прибыль «Госинформюста» (читай – «Януса») составляла 105 тысяч гривен!
Но даже тогда продюсер «ноу-хау» Олег Охтень не захотел остановиться, вынашивая наполеоновские планы. Руководитель «Януса» лоббировал «переподчинение» ему реестра нормативных актов, то есть всей нормативно-правовой базы Украины!
Кстати, Охтень и до сегодняшнего пытается делать деньги из воздуха. Один из таких методов – платная рассылка объявлений о продаже недвижимости. Стоимость такого единоразового «удовольствия» – 57 гривен по Киеву и 97 гривен по Украине. Как говорится на сайте «Януса», данную информацию получат практически в руки все риэлтеры. Однако, подобные заверения – не более чем запудревание мозгов. Во-первых, дешевле напечатать объявление, например, в «Авизо». Результат будет аналогичным – газету от корки до корки перечитывают во всех агентствах.
Во-вторых, что касается адресатов «Януса», то в основном это фирмы, которые входят в Союз специалистов по недвижимости, который создан в 1995 году с изящной подачи того же Охтеня. По сути, данный Союз – это объединение директоров мелких агентств, которые на рынке недвижимости не имеют ни веса, ни авторитета, ни влияния.
«Домино»: жертва политики
Агентство недвижимости «Домино» на столичном рынке недвижимости просуществовала недолго. Примерно год – с декабря 2004 года по ноябрь 2005-го. Но успев при этом наделать шума и переполошить киевское риэлтерское царство. По имеющимся сведениям, АН «Домино» – донецкая фирма, основной ареал деятельности которой – крупные города Восточной Украины.
До и во время президентской избирательной кампании «донецкие» активно осуществляли «ассимиляцию» бизнеса на территориях западнее Донбасса. «Домино» должно было всплыть в Киеве после выборов, как мощное агентство недвижимости. Под него якобы даже планировалось принятие закона о риэлтерской деятельности. При удачном стечении обстоятельств «Домино» должно было бы потеснить с рынка такие крупные агентства, как те же «Благовест», «Янус», «Планета Оболонь» и другие.
Программа минимум – «Домино» становится флагманом столичного риэлтерского цеха, диктующее условия другим агентствам. Программа максимум – фирма получает полную монополию на киевском рынке недвижимости, создав иллюзию конкуренции с помощью «дочерних» агентств.
Стратегия работы АН «Домино» была агрессивной и во многом некорректной по отношению к коллегам. Фирма набирала на работу непрофессиональных риэлтеров, которые, сидя на телефоне, звонили в другие агентства и выманивали клиентуру. Делалось это приблизительно следующим образом: «Здравствуйте, мне нужна квартира для мамы (бабушки, парализованного дяди, свекрови и т.д.). Не подскажите варианты?» Ничего не подозревающие (на первых порах) агенты рассыпались кучей предложений. Но уже на следующей неделе брокеры с удивлением читали в газетах объявления о продаже «своих» же квартир. Только под объявлением уже значился контактный телефонный номер АН «Домино».
Кроме того, по некоторым данным, «доминошники» имели доступ к распечаткам на телефонных станциях (стационарных и сотовой связи). Там они «пробивали» номера брокеров из конкурирующих агентств: куда они звонили, кому. Далее агенты из «Домино» перезванивали по имеющимся номерам и опять-таки «переписывали» клиентуру на себя.
Такая наглость и агрессивность со стороны «Домино» возмутила многие столичные агентства, что те в печатных объявлениях даже начали дописывать: «С «Домино» не работаем». А в апреле 2005 года Ассоциация специалистов по недвижимости Украины объявила бойкот «пришельцам». Причина – нарушение этических норм поведения на риэлтерском рынке.
Через полгода киевский офис «Домино», прилично испортивший нервы столичным риэлтерам, закрылся. Однако говорят, ненадолго – все зависит от итогов предстоящих парламентских выборов. Проигранная битва – еще не повод для капитуляции. Поэтому, похоже, новый «передел» столичного рынка недвижимости – еще впереди.
Владислав Левченко, специально для «УК»