Русский бунт. Что происходит в городе Пугачеве, и когда это закончится
Катализатором народных волнений в городе Пугачеве Саратовской области послужило убийство Руслана Маржанова неизвестным 16-летним парнем. Убийца – чеченец, свою жертву зарезал скальпелем после ссоры в одном из баров. Этого оказалось достаточно, чтобы в провинциальном сорокатысячном городке начался настоящий русский бунт.
– Власти! Власти! – кричит разгневанная толпа пугачевцев под окнами городской администрации. Люди хотят, чтобы к ним вышел мэр, но в этом крике слышится не существительное во множественном числе и именительном падеже, а существительное в единственном числе и родительном падеже. Люди сами хотят стать властью и учинить самосуд над убийцей.
Саратовская область. 9 июля. Столкновение между полицией и участниками народного схода против мигрантов на одной из улиц города ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин
Народные волнения в Пугачеве начались со дня похорон Руслана Маржанова. В воскресенье 7 июля, попрощавшись с погибшим, толпа людей пришла на одну из площадей города и собралась выяснить отношения то ли с родственниками убийцы, то ли со всеми чеченцами разом.
Однако глава администрации Станислав Сидоров уговорил митингующих не ходить и не искать никаких чеченцев. Тем более что, по некоторым данным, чеченцы сами оказались на площади, и произошла массовая драка. Полиция категорически отвергает факт драки, однако некоторые очевидцы утверждают, что была не просто драка, но даже стрельба. С этого момента на улицах Пугачева постоянно что-то происходит.
Фото Владислава Моисеева
8 июля в первой половине дня состоялась встреча главы администрации с разгневанными горожанами. Станислав Сидоров начал рассказывать об успехах в борьбе за нормализацию этнического напряжения, но люди хотели другого – они облили Сидорова водой и потребовали выселить всех чеченцев за пределы Пугачева.
К вечеру горожане перекрыли трассу «Самара-Волгоград», успели подраться с полицией, чеченцами, поговорить с вице-губернатором Фадеевым в местном ДК. Ночью группа пугачевцев попыталась поджечь магазин «Халяль», принадлежащий кавказцам, но полиция отговорила горожан заниматься поджигательством.
9 июля казалось, что невыносимая жара размазала по раскаленному асфальту весь протестный потенциал пугачевцев. С самого утра в Пугачеве все шло своим чередом: люди спокойно торговали на рынке, машины медленно ползали по подобию дороги. Единственное, что нарушало облик маленького провинциального города на краю мира – длинные шеренги полицейских, шагающих по улицам.
Представители правопорядка были повсюду: они сидели в местных кафе, переводили деньги на телефон, стояли в очередях в магазине, прогуливались с продуктовыми пакетами и обмахивались фуражками от жары. Все выглядело так, словно в Пугачеве живут одни полицейские, а местные жители – просто заезжие гости и скоро покинут город.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин
В 17:50 на главной площади Пугачева никого не оказалось. Стояли лишь несколько журналистов. Но уже через полчаса порядка сотни человек рассказывали заезжим репортерам, как нелегко живется в Пугачеве. Жаловались горожане прежде всего на чеченцев, из-за которых страшно ходить по улицам.
Еще пугачевцы сетовали на безразличие власти, проблемы в ЖКХ – одним словом, поругались на все. Казалось, что, пожаловавшись и покричав, пугачевцы иссякнут и разойдутся. И действительно, толпа начала редеть. За всем происходящим спокойно наблюдали полицейские, которые даже не пытались кого-то скрутить или хотя бы проинформировать людей о несанкционированности митинга, видимо, в Пугачеве 31 статья конституции все же работает.
Неожиданно, как по команде пугачевцы пошли на администрацию. Никто не прокричал ни слова, не написал в Твиттер (в Пугачеве это немодно) – люди просто пошли, как по мановению руки. Впереди были боевого вида пенсионеры в панамках. Через две минуты районная администрация оказалась в кольце.
– Выселение! Позор! – кричали люди.
К тому моменту число демонстрантов достигло трех сотен. Не дождавшись главы администрации, люди, как и в прошлый раз, отправились перекрывать трассу. По ходу процессии участников волнений становилось все больше: впереди шли пенсионеры и крепкие молодые люди, позади – женщины и дети.
Первая цепочка полицейских не выдержала и двух секунд натиска пугачевцев. Горожане со смехом преодолели этот барьер, словно играя в «Цепи кованые». Второе оцепление через 500 метров выстояло 10 секунд. Его прорывали с боем. Впереди, как шар для боулинга, несся тучный мужчина в мотоциклетном шлеме и с выпученными глазами. Он первый влетел в цепочку полицейских, которые вскоре, как кегли, разлетелись по сторонам.
Фото Владислава Моисеева
Конечной точкой шествия пугачевцев по федеральной трассе стал третий блокпост полицейских и ОМОНа. Его пугачевцы отказались прорывать – то ли от усталости, то ли из лени, они прошли больше двух километров по жаре, трассу все-таки перекрыли, и сражаться лишний раз было ни к чему. Люди просто остановились перед блокпостом полиции и стали ждать…
У всех были разные причины выйти на эту акцию: кого-то не устраивали зарплаты, кого-то дороги, всех объединило возмущение убийством и вообще поведением чеченцев (два подобных убийства произошли за последние два года, так что возмущение копилось). Но все это не совсем точно отражает суть народных волнений в Пугачеве. Очень сложно сказать, что это гражданское выступление основано исключительно на национальной розни. Убийство, скорее, послужило катализатором. Истинные причины лежат гораздо глубже.
Продолжение следует…
Автор: Владислав Моисеев, РУССКИЙ РЕПОРТЕР
Tweet